Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Подобной позиции придерживаются многие ученые, в том числе ведущий ученый в области российского конституционного права С.Н. Бабурин. Согласно его точке зрения, "...ограничения в праве оптации гражданства в принципе недопустимы. Государство может распоряжаться своей территорией в установленном законом порядке, принимать решение о выделении из своего состава нового независимого государства при передаче своей территории иному государству, но государство не вправе отказаться от своих граждан и передать их кому бы то ни было без их согласия...".

В настоящее время российское законодательство ориентировано на сужение круга лиц, которые не имеют гражданства (ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", с изм. от 11 ноября 2003 г. , далее - Закон о гражданстве). В международном праве данный принцип был сформулирован в 1961 г. в Конвенции о сокращении безгражданства.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, выданный российским физическим или юридическим лицами и (или) органом государственной власти либо органом местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о въезде и выезде) установлен порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - приглашение) российским физическим или юридическим лицом.

Приглашение служит основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицом без гражданства. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, при наличии действительного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, приглашение является основанием для въезда в Российскую Федерацию без визы.

Приглашения следует квалифицировать по целям, которые они преследуют. Например, общее (туристическое, гостевое и иные виды приглашений, включая приглашения органов государственной власти (ст. 16 Закона N 115-ФЗ)) и специализированное (образовательное и трудовое приглашения (ст. 17, 18 Закона N 115-ФЗ)).

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляет Министерство иностранных дел Российской Федерации или его представительства на территории Российской Федерации, а там, где их нет, - соответствующие органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации на основании письменного заявления юридического лица.

Если же иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению гражданина Российской Федерации, чтобы встретиться со своими родственниками или знакомыми, приглашение оформляют органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации на основании письменного заявления российского гражданина, который обязан обеспечить пребывание иностранцев в Российской Федерации и их выезд из России.

Бланки приглашений на въезд в Российскую Федерацию являются документами строгой отчетности, которые выдаются в подразделениях МИДа или ФМС России.

Миграционная карта - документ, который был введен в Российской Федерации в 2002 г. с целью упорядочения миграционных потоков. Она (карта) содержит сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающем в Российскую Федерацию, и служит для контроля над его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от его возраста.

Бланки миграционных карт иностранным гражданам, прибывающим из-за рубежа в пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, выдаются заранее, с таким расчетом, чтобы исключить дополнительное время, необходимое на заполнение миграционных карт, из общей продолжительности всех видов контроля пассажирских транспортных средств и самих прибывающих, предусмотренной типовыми и технологическими схемами и нормами.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется при следовании:

а) воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) железнодорожным транспортом - членами бригад поездов;

в) автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями;

г) личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органа пограничного контроля.

Кроме того, допускается заполнение въезжающими на территорию Российской Федерации иностранными гражданами бланков миграционных карт в залах прибытия аэропортов (морских, речных портов, автопереходов) до начала пограничного контроля. Должно быть обеспечено своевременное информирование иностранцев о необходимости заполнения миграционных карт, возможности беспрепятственного доступа к бланкам и времени, необходимом для их заполнения перед прохождением пограничного контроля (например, вывешивание объявлений и оборудование мест для заполнения бланков в залах прибытия).

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны "А" и "В") заполняют лично владельцы документов, дающих право на въезд и пребывание на территории Российской Федерации, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета.

Для того чтобы облегчить иностранцам, не владеющими русским языком, заполнение миграционных карт, контролирующие органы позволяют им заполнять сведения о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность.

При неумышленной порче или утрате миграционных карт в период пребывания на территории Российской Федерации иностранные граждане обязаны в трехдневный срок заявить об этом в территориальные органы ФМС России по месту временной регистрации, которые после проверки паспортных данных заявителей по учетам выдают им дубликаты миграционных карт и делают отметки о регистрации.

Данные, полученные по итогам обработки миграционных карт, с выводами и предложениями должностных лиц постов иммиграционного контроля или подразделений ФМС России направляются в центральный аппарат Федеральной Миграционной службы Российской Федерации, который не реже одного раза в шесть месяцев представляет в МИД России, Федеральную пограничную службу Российской Федерации и ФСБ России обобщенную информацию в целях выработки согласованных управленческих решений о регулировании внешних миграционных потоков и противодействии незаконной иммиграции в Российскую Федерацию.

Разрешение на временное проживание - документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде отдельного документа для лица без гражданства, не имеющего документа, удостоверяющего личность.

Разделение иностранных граждан на категории по их правовому положению является основным методом для исследования и анализа объема правоспособности неграждан, так как ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 3, 4 Закона N 115-ФЗ устанавливают лишь юридические источники конституционно-правового статуса лиц, не обладающих российским гражданством.

Таким образом, руководствуясь классификацией, положенной законодателем в основу настоящего научного исследования, правомерно сделать вывод о том, что перечисленные выше правовые критерии имеют первостепенное значение для определения объема правоспособности конкретного лица, что является основанием для их законодательного закрепления во внутринациональной нормативной правовой базе. Тем более что обширные межгосударственные миграционные процессы, возникшие после распада Союза ССР, оказывают ощутимое воздействие на общественную жизнь и социальную обстановку в Российской Федерации и ее регионах.

Статья 2 Закона N 115-ФЗ, как отмечалось выше, предусматривает, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В этой связи критерий законности пребывания является основным компонентом правового статуса иностранного гражданина, так как через призму вышеназванного правового фактора рассматриваются все остальные категории иностранцев, что, в свою очередь, означает, что критерий законности - основополагающее звено в цепочке юридических элементов, определяющих правовое положение лица, не обладающего российским гражданством.

Конституция РФ, Закон о въезде и выезде, Закон N 115-ФЗ, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (с изм. от 18 июля 2006 г.), Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и иные нормативные правовые акты, регламентирующие статус иностранных граждан, ставят факт возникновения прав и обязанностей (увеличение или уменьшение объема содержания правоспособности) в зависимость именно от законности пребывания иностранцев на территории Российской Федерации, что еще раз доказывает обоснованность определения данной правовой категории в качестве базисной.

Таким же базисным критерием правового положения иностранных граждан является время их пребывания на территории Российской Федерации. Данный правовой критерий позволяет определить объем правоспособности лица, обладающего официальными документами о его принадлежности к временно пребывающим, временно проживающим или постоянно проживающим иностранцам. Соответственно правовой статус, основанный на времени нахождения иностранца в России, позволяет лицам из названных выше групп законно находиться на территории Российской Федерации в течение разных временных промежутков. Например, временно пребывающий может находиться в Российской Федерации от нескольких дней до одного календарного года, временно проживающий - до трех календарных лет, а при наличии у иностранца вида на жительство он вправе находиться в России в течение пяти календарных лет, а затем при необходимости и наличии у него законных оснований продлить срок действия своего вида на жительство.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине формируют государственную информационную систему миграционного учета.

Порядок обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета, внесения изменений в содержащиеся в ней сведения, доступа к указанным сведениям и их предоставления устанавливается Положением о государственной информационной системе миграционного учета, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 (с изменениями от 28 марта 2008 г.).

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в нее. Вид на жительство для лица без гражданства, в отличие от разрешения на временное проживание, выступает в качестве документа, удостоверяющего его личность.

Для того чтобы лицо было признано законно находящимся в Российской Федерации, ему необходимо иметь следующие документы:

вид на жительство;

разрешение на временное проживание;

визу и (или) миграционную карту;

иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты