Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Например, гражданин Украины имеет право находиться на территории России по своему национальному паспорту в течение девяноста дней с момента пересечения Государственной границы Российской Федерации; при пересечении границы ему выдается миграционная карта. Граждане Республики Беларусь, наоборот, вправе не иметь миграционной карты.

Иностранцев и апатридов, находящихся в России, следует подразделить на три категории:

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Трудовая деятельность иностранных граждан, регулируемая Законом N 115-ФЗ, является основным предметом регулирования данного Закона. Так, ст. 2 содержит понятие трудовой деятельности иностранного гражданина. Последняя по своей дефиниции ничем не отличается от трудовой функции российского гражданина, однако, помимо Трудового кодекса Российской Федерации, регулируется Законом N 115-ФЗ. Правовому положению иностранцев, пребывающих на территории Российской Федерации, свойственны особенности, порождающие различия в содержании правового статуса иностранных граждан и в конечном итоге играющие немаловажную роль в процессах увеличения или уменьшения объема правоспособности лиц из числа неграждан в сфере труда. Например, работа по найму иностранного гражданина в Российской Федерации допускается исключительно на основании трудового договора либо гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг), а следовательно, иностранный работник представляет собой временно пребывающего в Российской Федерации иностранца, осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность.

Иностранец вправе наниматься на работу лишь при наличии разрешения на работу. Данный документ подтверждает право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на ведение предпринимательской деятельности. Таким образом, иностранец вправе выступать и в роли работодателя, для чего ему необходимо зарегистрироваться в налоговых органах в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Депортация - административно-правовая санкция, применяемая к иностранному гражданину или лицу без гражданства за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации или при незаконном нахождении его в России. Она заключается в принудительной высылке иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории России, назначается исключительно судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. В то же время данная санкция не может быть применена к иностранным гражданам, проходящим военную службу. Постановления об административном выдворении выносят судьи районных судов за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ), нарушение иммиграционных правил (ст. 18.11 КоАП РФ). Дела о нарушении режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ), нарушении режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ) и о нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию или режима пребывания в России (ст. 18.8 КоАП РФ) рассматривают районные судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судьи с учетом возможности применения административного выдворения. Постановления об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима Государственной границы РФ и нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ вправе выносить также должностные лица пограничных органов (ст. 23.10 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9 КоАП РФ).

Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о въезде и выезде).

Структура миграционного законодательства


Одной из глобальных проблем, стоящих в настоящее время перед мировым сообществом, является проблема надлежащего правового обеспечения на международном и национальном уровнях прав и свобод человека. Разрешение данной проблемы может достигаться различными способами, один из которых законодательное регламентирование правового статуса личности.

Ни для кого не секрет, что со второй половины прошлого века до начала XXI в. данная проблема, с одной стороны, трансформировалась и приобрела новое "прочтение", в частности вышла на качественно новый уровень в области правового регламентирования "человеческого измерения", а с другой - усугубилась во многом из-за желания определенных политических и общественных сил возродить примат тоталитарных законодательных норм, направленных на возвышение роли государства над человеком и обществом. Сегодня вопрос о правовом статусе человека не ограничивается рамками определенного государства - он является базисным для конституционной науки в целом.

На этапе современного развития цивилизации, когда расширяются межгосударственные интеграционные связи, постоянно увеличивается объем миграционного потока. Тем самым изменяется и субъектный состав лиц с различной государственной принадлежностью, пребывающих в Российской Федерации, что в конечном итоге приводит к многократному увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Российская Федерация, выступая равноправным партнером иностранных государств на мировой арене в области обеспечения прав и свобод человека, является участником многочисленных международных организаций, которые занимаются проблемами, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивида, в том числе иностранных граждан. Среди таких организаций следует отметить Организацию Объединенных Наций (Комитет по правам человека, ЮНЕСКО), Совет Европы (Суд по правам человека), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Россия в рамках названных организаций пропагандирует верховенство прав и свобод человека на своей территории, стремясь к всеобщему позитивному восприятию правового статуса личности, что способствует развитию высокой гуманистической культуры всего мирового сообщества.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в России, также находится под пристальным вниманием Российского государства. Во многом благодаря этому ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т.е. закрепляется приоритет международного законодательства над российским. Кроме того, преамбула Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"  устанавливает, что международным договорам принадлежит большая роль в защите основных прав и свобод человека.

Схожая точка зрения встречается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" : "...права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (абз. 3 п. 1).

Таким образом, правовой статус иностранцев в Российской Федерации регулируется и национальным, и международным законодательством.

Среди международных правовых актов универсального характера, регулирующих правовое положение человека, в том числе иностранцев, необходимо отметить следующие нормативные правовые акты: Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) , Декларацию о территориальном убежище (14 декабря 1967 г.) , Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, где они проживают , Конвенцию о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) , Конвенцию о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.). Данные и многие другие международные нормативные акты определяют основы правового подхода к формированию института прав человека на территории государств, которые являются участниками данных документов.

В 1945 г. Устав ООН, будучи многосторонним договором, впервые в истории заложил базис для развития взаимодействия между государствами в сфере обеспечения и защиты прав человека. Кроме того, на каждое государство, подписавшее его, он возложил юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека. Следует отметить, что данный документ не содержит дифференциации людей по принципу их государственной принадлежности, т.е. определяет правовое положение человека в целом, несмотря на гражданство определенного лица или группы лиц. Однако закрепление самого перечня основополагающих прав и свобод человека было осуществлено только по прошествии трех лет путем принятия Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека.

Вышеуказанная Декларация определила перечень гражданских, политических, экономических и социальных прав, но в связи с тем, что она принята в виде резолюции ООН, она носила лишь рекомендательный характер. Однако в настоящее время в международной правоприменительной практике Всеобщая декларация прав и свобод воспринимается и выступает в качестве правового обычая, поэтому многие демократические государства в своем внутреннем законодательстве обязательно закрепляют права и свободы, предусмотренные настоящим документом, что подтверждает обязательность установленных Декларацией правовых норм. Российская Федерация также не исключение из общего правила.

В свою очередь, Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые 19 декабря 1966 г., совместно с Факультативными протоколами к ним, как указывалось в § 1.1 и 1.2, представляют собой как бы кульминацию определения на международном уровне составных частей института прав и свобод человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты