Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

Лица, которые являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г., вправе ходатайствовать о приеме в российское гражданство без наличия вида на жительство и пятилетнего срока проживания в России. Данная категория иностранных граждан появилась чуть позже, нежели вступил в силу Закон о гражданстве. Так, соответствующие изменения были внесены 11 ноября 2003 г. Федеральным законом N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Это было вызвано резкой критикой Президента Российской Федерации В.В. Путиным Закона о гражданстве в первой редакции, высказанной им 16 мая 2003 г. в своем Ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Кроме того, под руководством Президента РФ было проведено рабочее совещание с участием Министерства Российской Федерации по делам Федерации, национальной и миграционной политики. На данном совещании особое внимание было уделено развитию приграничных территорий, приграничному сотрудничеству, а также совершенствованию законодательства в области миграционной политики. В частности, В.В. Путин отметил необходимость упрощения процедуры получения российского гражданства для граждан стран СНГ, получивших образование в России.

Так, Президент РФ дал поручение, касающееся развития межнациональных отношений в стране, в целях создания условий для притока в Россию квалифицированных специалистов путем упрощенного порядка приема в российское гражданство тех, кто окончил специальные и высшие учебные заведения в России и является гражданином одного из государств бывшего СССР.

К сожалению, в настоящее время должностные лица ФМС России установили, что данное право предоставлено только выпускникам, которые получили образование на территории России, не учитывая российские учебные заведения за пределами Российской Федерации. В целом, возможно, это и правильно, однако противозаконно. Например, существует множество отделений российских государственных вузов в сопредельных государствах, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями Российского государства. В связи с этим, на наш взгляд, следует рассматривать причинно-следственную связь между получением российского гражданства и государственной принадлежностью учебного заведения не по факту его аккредитации (так как данная процедура всегда осуществляется по законодательству государства "приписки" вуза), а по правовым основаниям учреждения образовательного центра. В этом случае наверняка не сложится ситуация, подобная той, что сложилась в Российско-Таджикском Славянском университете, выпускники которого не могут претендовать на получение российского гражданства на льготных условиях из-за того, что РТСУ расположен не на территории России, а следовательно, его будущие выпускники не подпадают под действие п. 1 ст. 14 Закона о гражданстве.

При получении российского гражданства по данному основанию необходимо иметь при себе аттестат (диплом) о получении образования государственного образца, а также заверенную копию аккредитационных документов вуза. Наличие академического отпуска в течение обучения не влияет на право получения российского гражданства.

Что касается лиц, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР, то Закон о гражданстве в качестве главного признака упрощенного приобретения российского гражданства рассматривает наличие у них постоянного места жительства в Российской Федерации. Для данной категории иностранных граждан оставлен упрощенный порядок получения гражданства, хотя и существенно урезанный: они должны проживать в России по виду на жительство без каких-либо сроков постоянного проживания. Соответственно компетентные органы подразумевают, что данные лица, имея вид на жительство, имеют постоянную регистрацию по месту жительства, указанную в их виде на жительство, поэтому они подают документы в свой территориальный орган ФМС РФ, не забыв приложить к нему свидетельство о рождении (для подтверждения места рождения).

Существует распространенное мнение о том, что брак является панацеей при решении вопроса гражданства, однако это далеко не так. Существуют другие, более легкие пути разрешения этих проблем, которые описаны выше. Лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, имеют право на получение российского гражданства в упрощенном порядке по лишь одному виду на жительство. Право на обращение с заявлением о приеме в российское гражданство они получают по истечении трех лет с момента государственной регистрации их брака. При этом не имеет значения, в каком государстве был заключен общегражданский брак. Церковный брак (венчание) для получения российского гражданства значения не имеет и, следовательно, никак не влияет на изменение общего порядка получения российского гражданства.

Статья 8 Закона о гражданстве предусматривает, что само заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не означает изменения гражданства другого супруга, а расторжение брака - изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Документом, подтверждающим, что лицо, не имеющее российского гражданства, состоит в браке с россиянином, является свидетельство о заключении брака государственного образца либо иной документ, выданный государственным органом иностранного государства, легализованный в установленном порядке с учетом положений Гаагской конвенции.

Нетрудоспособные родители, имеющие дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации, могут получить гражданство в упрощенном порядке при наличии у них вида на жительство. К нетрудоспособным иностранцам следует относить лиц:

пенсионного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше, а также иные лица, имеющие право получить досрочную российскую пенсию:

военнослужащие;

работники органов внутренних дел;

работники органов по борьбе с чрезвычайными ситуациями;

мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 и семи лет шести месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет;

женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет шести месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет;

лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий горнорабочим очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

мужчины и женщины, проработавшие соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

мужчины, проработавшие не менее 25 лет, и женщины, проработавшие не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчины, проработавшие не менее 20 лет, и женщины, проработавшие не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет шести месяцев и не менее 10 лет;

мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет);

инвалидов I, II и III групп.

Дополнительно к обычному пакету документов необходимо приложить документы, подтверждающие отцовство или материнство, а также справки о назначении пенсии либо медицинские свидетельства об инвалидности. В последнем случае в России придется пройти переосвидетельствование.

Пункт 3 ст. 14 предусматривает, что нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без всякого срока непрерывного проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство. В связи с этим лицу, которое может подпадать под оба данных критерия предоставления российского гражданства в упрощенном порядке, предпочтительно пользоваться этим основанием, так как в данном случае необходимо подавать меньше документов. При отсутствии вида на жительство заявление о получении российского гражданства подается в территориальный орган ФМС РФ по месту временной регистрации. Данная временная регистрация может отличаться от той, которая была у иностранца по состоянию на 1 июля 2002 г. Однако в соответствующий территориальный орган ФМС РФ необходимо представлять именно регистрацию, которая была действительна на 1 июля 2002 г., либо заменяющий ее документ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты