2) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о:
продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство.
Отдельно следует сказать о полномочиях Службы, касающихся участия в проведении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, были утверждены Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и План мероприятий по реализации указанной Государственной программы.
Цель данной Государственной программы состоит в объединении потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, и потребностей развития российских регионов. Программа должна способствовать социально-экономическому развитию России.
Функции координатора Государственной программы возложены на Федеральную миграционную службу. ФМС России как координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет контроль над целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию по реализации Государственной программы предложения об уточнении программных мероприятий, о корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и выполнения Государственной программы.
Исполнителями мероприятий Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются органы исполнительной власти субъектов, а также иные федеральные органы исполнительной власти.
Поскольку ФМС России не единственный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции в сфере миграции, более того, эта Служба - координатор деятельности органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности, необходимо коснуться компетенции иных органов исполнительной власти, осуществляющих, кроме своих основных функций, правоприменительные функции в миграционной области.
Так, Министерство внутренних дел Российской Федерации, в чьем ведении находится Федеральная миграционная служба, будучи федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции, координирует и контролирует деятельность Службы, рассматривает доклад о результатах ее деятельности, предложения о заключении международных договоров России и соглашений, проекты нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Министерство, осуществляя свои полномочия:
1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) разрабатывает и осуществляет меры реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
3) организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
4) принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;
5) обеспечивает совместно с ФМС России взаимодействие органов внутренних дел с территориальными органами ФМС России.
Помимо указанных полномочий, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, - МВД России занимается административным выдворением иностранного гражданина или лица без гражданства и направляет информацию об этом в Министерство иностранных дел Российской Федерации и Федеральную миграционную службу. Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел.
Следующим органом, активно влияющим на формирование и реализацию государственной миграционной политики в стране, является Министерство иностранных дел Российской Федерации.
МИД России осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
2) оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;
3) ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства;
4) ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в случаях, установленных законодательством;
5) принимает решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;
6) выдает приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
7) осуществляет контроль над временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан в случаях, предусмотренных законом;
8) после получения информации о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин;
9) после получения информации об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Миграционная служба, осуществляя предоставленные ей полномочия, координирует свою деятельность с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности, помимо других возложенных на нее полномочий, занимается следующими видами деятельности:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с незаконной миграцией;
2) участвует в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной объем полномочий правотворческого и исполнительно-распорядительного характера среди федеральных органов исполнительной власти принадлежит Федеральной миграционной службе. Однако реализация государственной политики в сфере миграции не представляется возможной без четкой координации действий ФМС России с иными органами исполнительной власти, занимающимися миграцией.
2. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
Находящиеся на территории Российской Федерации лица могут относиться к одной из следующих категорий:
российские граждане, т.е. лица, которые могут иметь документальное подтверждение их принадлежности к гражданству России;
иностранные граждане, т.е. лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству;
лица без гражданства, т.е. лица, не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.
Согласно ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Законом о гражданстве, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Кроме того, ст. 62 Конституции предусматривает возможность для граждан Российской Федерации иметь двойное гражданство.
Основной Закон нашего государства определяет, что вопросы российского гражданства относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что ни органы государственной власти субъекта Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в процессы получения российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе путем издания нормативных правовых актов.
Основным специальным правовым источником, посвященным вопросам гражданства, является Закон о гражданстве. Другой важный специальный источник - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с Законом о гражданстве полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются следующие федеральные органы власти:
1) Президент Российской Федерации;
2) Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы;
3) Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России.
Полномочия указанных органов государственной власти определяются также Законом о гражданстве.
Так, Президент Российской Федерации решает вопросы:
а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;
в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;
г) отмены ранее принятых решений по вопросам гражданства Российской Федерации;
д) утверждения положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Кроме того, на него возложена функция обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия ФМС и МИДа России. Вместе с тем в отдельных случаях (больше свойственных упрощенному порядку получения гражданства) Президент Российской Федерации издает указы о вопросах гражданства. В исключительных случаях (например, если лицо использовало подложные документы или сообщило заведомо ложные сведения; состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации; преследуется в уголовном порядке за преступления - до вынесения приговора суда или принятия решения по делу; осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом, - до истечения срока наказания; в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, оно выдворялось за пределы Российской Федерации) Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство России или восстановлении в российском гражданстве даже при наличии одного из перечисленных обстоятельств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38