Правовой статус индивидуального предпринимателя

·      зaкoны и иныe нopмaтивныe пpaвoвыe aкты o нaлoгax и cбo­pax cyбъeктов Российской Фeдepaции;

·      нopмaтивныe пpaвoвыe aкты o нaлoгax и cбopax пpeдcтaвительный opгaнoв мecтнoгo caмoyпpaвлeния и opгaнoв гocyдapcтвeнныx внeбюджeтныx фoндoв.

Цeнтpaльнoe мecтo B этoй cиcтeмe зaнимaeт Haлoгoвый кoдeкc Российской Фeдepaции. Пepвaя eгo чacть (зa иcключeниeм oтдeльныx пoлoжeиий) была ввеeдeнa в дeйcтвиe c l янваpя 1999 г. B нeй ycтaновлены общие принципы построения системы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

·      основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

·      права и обязанности налогоплателыциков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

·      формы и методы налогового контроля;

·      ответственность за совершение налоговых правонарушений;

·      порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

До недавнего времени совокупность налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц в Российской Федерации, полностью определялась Федеральным законом от 27 декабря 1991 г.  2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции» (с последующими изменениями и дополнениями) и отдельными законодательными актами прямого действия. После введения в действие части первой (за исключением ст. 12-15) и ст. 21-24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации он стал основным нормативным правовым актом, который устанавливает совокупность налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и определяет общие принципы налогообложения и сборов на всей территории Российской Федерации. По отношению к остальным норма­тивным правовым актам в системе налогового законодательства он имеет высшую юридическую силу.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено сокращение количества налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, за счет отмены нерациональных налогов и сборов, а также тех из них, которые нарушают единство экономического пространства России и препятствуют свободному перемещению по ее территории товаров и услуг. Достижению этой цели способствуют унификация и сокращение количества налогов и сборов, имеющих общую целевую направленность, постепенная отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), ликвидация многочисленных "мелких" налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но приводящих к значительным организационным затратам. Кроме того, предусмотрена поэтапная отме­на в течение пяти лет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также дорожного налога, вводимого на два года для компенсации потерь региональных дорожных фондов, в связи с отменой отчислений на пользование автомобильными дорогами.

Вместе с тем, ст. 12 - 15 Налогового кодекса Российской Федера­ции, которые устанавливают новую систему налогов и сборов в Российской Федерации и определяют компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в области установления и взимания налогов и сборов, будут введены в действие лишь одновременно со всей второй частью Налогового кодекса Российской Федерации. До этого момента продолжают действовать ст. 18 - 21 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. ст. 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По-этому, несмотря на существенные изменения в налоговой системе с   1 января 2001 г., налоговая реформа далеко не завершена. В субъектах Российской Федерации в 2001 г. продолжает действовать прежний порядок исчисления и уплаты многих региональных и местных налогов и сборов.

В Налоговом кодексе Российской Федерации уточнено понятие места нахождения организации, имеющего большое значение с позиций регистрации организаций в налоговых органах. Понятие места жительства физического лица приведено в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. При установлении обязанностей по уплате налогов и сборов местом жительства физического лица признается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. Место нахождения российской организации определяется местом ее государственной реги­страции.

Российская организация может иметь обособленные подразделения, расположенные не по месту ее регистрации. Если такое подразделение оборудовано стационарными рабочими местами (т.е. созданными на срок более одного месяца), то оно признается территориально обособленным подразделением, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено. Местом нахождения этого подразделения законодательством по налогам и сборам признается место осуществления организацией деятельности через него. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, правами и обязанностями налоговых органов в пределах своей компетенции обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплателыцики и следующие элементы налогообложения:

·        объект налогообложения;

·        налоговая база;

·        налоговый период;

·        налоговая ставка;

·        порядок исчисления налога;

·        порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплателыцика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по всем налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Под налоговым периодом понимается календарный год или мной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Если организация была создана после начала календарного года, целым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. В случаях, указанных в Налоговом кодексе Российской Федерации, ставки федеральных налогов могут быть установлены Правительством Российской Федерации в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации. Ставки региональным и местным налогам устанавливаются соответствено законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут быть предусмотрены также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плателыциков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплателыциками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не должны иметь индивидуальный характер. Лишь в исключительных случаях нормативным правовым актом может быть установлена индивидуальная льгота. По федеральным налогам она может быть, установлена только в отношении той части налога, которая поступает в федеральный бюджет. Аналогично, индиви­дуальная льгота по региональным налогам может быть установлена только в отношении той части налога, которая поступает в региональный бюджет. Соответственно, индивидуальная льгота по местным налогам может быть установлена только в отношении той части налога, которая поступает в местный бюджет. Налогоплателыцик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налогоплателыцик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплателыцика и плательщика сбора с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Она прекращается при условиях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе послс уплаты налога и (или) сбора, а также в случаях:

·        смерти налогоплательщика или с признания его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, определяемым имуществом умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

·         ликвидации организации-налогоплательщика и проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок уплаты региональных и местных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты