· зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;
· услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
· услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
· услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг. предоставляемых коллегией адвокатов;
· ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;
· услуг, оказываемых уполномоченными органами государ-ственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
· товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебнопро изводственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
· путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;
· других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью повышения уровня жизни малообеспеченных групп населения.
К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц[6], а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). Товары (работы, услуги), реализуемые индивидуальным предпринимателем юридическому лицу для производственных целей в обмен на другие товары (работы, услуги), налогом с продаж облагать не следует.
Индивидуальный предприниматель не является плательщиком налога с продаж, если он самостоятельно не реализует товары на территории Российской Федерации, а это делает по его поручению российское предприятие или другой индивидуальный предприниматель, которые в этом случае являются плателыциками этого налога. Согласно ст. 1 Закона Российской Федерацииот 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
В п. 1 этого Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 (в ред. от 07.01.99), указаны физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, оказывающие услуги населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.95 № 16-00-30-33 утвердило формы бланков документов строгой отчетности, которые могут использоваться предприятиями и инди-видуальными предпринимателями, оказывающими бытовые услуги, при расчетах с населением для учета наличных денежных средстн без применения контрольно-кассовых машин, а именно: формы бланков БО-1—БО-11. Методические указания по заполнению и применению форм бланков строгой отчетности при выполнении бытовых услуг предприятиями всех форм собственности, а также при индивидуальной предпринимательской деятельности доведены письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 22.06.95 № ЮУ-4-14/29н.
При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).
Устанавливая налог с продаж, законодательные (представитель-ные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставка налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчет ности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать налог с продаж определяется не местом его регистрации, а порядком взимания этого налога, установленным на территории региона, где он осуществляет свою деятельность.
Порядок уплаты индивидуальными предпринимателями таможенных налогов и сборов при пересечении таможенной границы Российской Федерации регулируется Таможенным кодексом Россий ской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.02.19 № 32-ФЗ) и соответствующими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.
Налог на добавленную стоимость
Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость (НДС) регулируются гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 26 декабря 2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». После введения в действие с 01.01.2001 гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели наряду с юридическими лицами признаны плательщиками НДС. Это решение законодательных органов отражает сложившиеся экономические реалии. В стране появились индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности весьма крупные организации (в том числе магазины розничной торговли, строительные подрядные организации и т.д.). Распространение на них льгот по НДС экономически нецелесообразно, поскольку дает им необоснованные преимущества в конкуренции с аналогичными организациями, использующими корпоративные формы бизнеса.
Вместе с тем, для индивидуальных предпринимателей (так же, как и для организаций с небольшим объемом выручки от реализации товаров, работ и услуг), не занимающихся реализацией подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, предусмотрена возможность освобождения от обязанностей налогоплательщика. Согласно ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации они имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. Освобождение индивидуальных предпринимателей (и организаций) от НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Лица, претендующие на освобождение от обязанностей плательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту учета. Форма заявления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Освобождение индивидуальных предпринимателей (и организаций) от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Если в течение срока освобождения от НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысила установленное ограничение, налогоплательщик, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивает право на освобождение от НДС и уплачивает налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место превышение предельной выручки, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в усгановленном порядке.
По истечении срока освобождения от обязанностей налогоплательщика необходимо вновь представить в налоговый орган письменное заявление и документы, подтверждающие, что в течение этого срока сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за любые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн руб. Налоговые органы в течение 10 дней производят проверку представленных документов и выносят соответствующее решение о правомерности освобождения субъекта хозяйствования от обязанностей плательщика НДС и продлении срока освобождения либо, напротив, об отказе в таком освобождении. Если налогоплательщик не представит необходимые документы или они будут содержать недостоверные сведения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика налоговых санкций и пени.
Постановка индивидуальных предпринимателей на учет в качестве плателыциков НДС осуществляется независимо от наличия обстоятельств, которые влекут возникновение обязанностей по исчислению и уплате налога. Это делается налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней со дня государственной регистрации индивидуальных предпринимателей на основании данных и сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.
В срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, индивидуальные предприниматели обязаны представить декларацию по НДС в налоговый орган по месту учета. Форма декларации утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 ноября 2000 г. № БГ-3-03/407. Налоговые органы обязаны выдать индивидуальному предпринимателю Свидетельство о постановке на учет по форме № 12-НДС-2 в течение трех дней с момента подачи декларации.
Налоговый период по НДС равен одному месяцу. Для большинства товаров (работ, услуг) налоговая ставка составляет 20%. В зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров (работ, услуг) и от некоторых других факторов она может быть установлена в размере 10% и даже равняться нулю.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплателыциком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется налогоплателыциком в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
При применении налогоплателыциками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отделно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При использовании одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) доходов налогоплательщика, которые получены им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы: учитываются в случае возможности их оценкй и в той мере, в какой их можно оценить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20