Мировое сообщество отрицает терроризм как средство достижения политических целей, однако он продолжает оставаться в арсенале политических сил и не может не учитываться при анализе возможностей исхода политической борьбы в том или ином обществе.
П. т., перенесенный в сферу межгосударственных отношений и проводимый от лица государственных институтов, называют, как правило, государственным терроризмом.
Политическое давление - принуждение, насилие над волей и убеждениями людей, одно из средств политической борьбы официальных властей с оппозицией или оппозиции с властью. Целью П. д. является достижение уступок, ограничение политических притязаний, дискредитация и устранение политических противников. Для их реализации формируются группы давления. Средствами П. д. выступают критика, угроза, шантаж, террор и др.
Политическое насилие - идеологически обоснованная и материально обеспеченная деятельность классов, наций, социальных групп и реализующих их цели социальных институтов, направленная на применение средств принуждения с целью завоевания, удержания и использования государственной власти, достижения политического господства в стране (мире), управления социальными процессами в своих интересах. П. н. имеет структуру: субъект, объект и средства. Субъектом П. н. могут являться нации, классы, социальные слои, обладающие необходимой политической силой и специально создаваемые ими институты насилия, реализующие их цели (органы государственной власти, армии, суды, партии и т. п.). Объектом П. н. выступают оппозиционные (противоположные) субъекту нации, классы, социальные группы и т. п. Средства П. н. в современных условиях: материальные (оружие, специальное снаряжение и т. п.); правовые (законы, инструкции, предписания, международные договоры и т. п.); идеологические (идеи, теории, взгляды, нравственные и религиозные предписания и т. п.); экономические (лишение собственности на средства производства, санкции и т. п.) и др. Цели П. н. каждый раз определяются субъектами, исходя из конкретных исторических условий, системы международных, и внутригосударственных отношений, сил и средств, которыми они располагают. Результатом П. н. является подавление воли объекта, принуждение его к действиям в необходимом для субъекта направлении.
По своему характеру, последствиям результаты П. н. могут быть конструктивными и деструктивными. Классификацию форм П. н. можно осуществить, принимая за основания компоненты его структуры. По субъекту П. н. оно подразделяется: на государственное и оппозиционное. По объекту П. н. выделяются формы внутригосударственного и межгосударственного П. н. По средствам формы П. н. делятся: на вооруженные, правовые, экономические, идеологические и др. В современных условиях в мире наблюдается тенденция уменьшения вооруженных средств П. н. и повышения правовых, экономических и идеологических.
Политическое сознание - осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, классами, обществом). Содержанием П. с. выступает совокупность соответствующих знаний и оценок. По глубине отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический - отличающийся ориентацией на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества. Он характерен для деятельности ученых, идеологов, политиков - выразителей интересов тех пли иных классов, слоев и сил и основан на выработке концепций, идей, теорий (воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.); 2) эмпирический - формируется преимущественно на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, представлений, настроений и чувств, возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. П. с. выполняет две основные функции: познавательную (выработка и обогащение знаний о политике) и регулятивную (воздействие на политически значимое поведение социальных субъектов). П. с. носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социальных слоев и групп. П. с. оказывает большое влияние на другие формы общественного сознания: экономическую, правовую, нравственную, философскую, религиозную, эстетическую. Многие элементы П. с. входят в политическую культуру (см. Политическая культура) и в ее составе способствуют реализации политико-воспитательных задач. Основным каналом распространения П. с. в современных условиях являются средства массовой информации, деятельность политических партий и движений, государственных и общественных институтов и учреждений.
Политической поддержки концепция - распространенная в западной политологии концепция, означающая помощь, содействие в политической борьбе за власть или депутатские места в парламенте лидерам партий, представителям общественных движений со стороны своих организаций, инициативных групп и других участников политического процесса. П. п. к. сформулирована американскими исследователями Д. Истоном и Дж. Деннисом в 60-е годы. Она рассматривалась и использовалась в рамках концепции политической социализации личности.
Популизм (от лат. populus – народ) - термин, означающий течение в политической жизни или «стиль в политике», возник в XIX в. в США. Носителями идей популизма являются определенные (чаще всего промежуточные) слои общества. Идейные течения популизма обладают весьма различным социальным содержанием: от программ «улучшенного» капитализма до революционно-демократических лозунгов, выходящих за буржуазные рамки. П. как тип идеологии близок к консервативно-романтической идейной традиции, буржуазному национализму и реформизму. Его левое крыло является составной частью течений демократизма. П. ориентирован в основном на решение политических задач: поиск массовой базы; манипуляцию избирателями, частичное перераспределение власти. Его основными признаками считаются: а) воспроизведение и отражение чаяний, социально-психологических ожиданий различных слоев общества; б) демагогическая апелляция к «народу»; в) использование принципа приоритета «воли народа»; г) стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества каких-либо политических институтов. Примером П. в нашей жизни служит прямое обращение отдельных политических лидеров (В. Жириновский, Н. Травкин и др.) к широким слоям населения, использование их ожиданий в своих целях.
«Постиндустриального общества» теория - одна из концепций современной политологии и социологии Запада, основанная на положениях индустриализма, согласно которым развитие любого общества определяется достижениями промышленности, выраженным обобщенным показателем валового национального продукта (ВНП). Страны с низким ВНП проходят стадию «доиндустриального общества», а различные стадии «индустриального общества» характерны для стран Западной Европы и Северной Америки. Наблюдаемый в этих странах в начале XXI в. более высокий уровень ВНП связывается с наступлением качественно нового «постиндустриального общества», различающегося по выбору названий: «информационное общество», «технотронное общество». Происходит переориентация экономики и культуры на повышение «качества жизни», т. е. удовлетворение преимущественно культурных потребностей и т. п. Обоснование теории дали У. Ростоу (р. 1916), Дж. Гэлбрейт (р. 1908 г.), П. Сорокин (1889-1968), Р. Арон (1905-1983), Д. Белл (р. 1919 г.), Г. Кан (1922-1983), А. Тоффлер (р. 1928 г.), А. Турен (р. 1925 г.), Ю. Хабермас (р. 1929 г.) и др.
Потребности политические - нужда или недостаток в политической власти, необходимой: 1) для способности, права и возможности оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей; 2) для политического господства над людьми; 3) для образования, функционирования и развития системы государственных органов.
Права человека - понятие, характеризующее правовой статус гражданина по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Как понятие, появилось еще в эпоху буржуазных революций. Прогрессивные мыслители того времени справедливо полагали, что власть и народ - не господа и рабы, как это считалось веками, а равноправные партнеры, имеющие взаимные права и обязанности. Позднее была сформулирована концепция П. ч., согласно которой за каждым индивидом признавалась присущая ему от рождения некая совокупность прав - на жизнь, на свободу личности, слова, совести, на владение собственностью и т. д.
В современных условиях в рамках Организации Объединенных Наций созданы и действуют Комиссия и Комитет по П. ч. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека - документ, содержащий перечет основных прав и свобод человека, признаваемых сообществом государств. Прежде всего, это право народов па самоопределение, свобода слова, совести, равенство, перед законом и др. В 1966 г. были приняты (в 1976 г. вступили в силу) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с этими документами государства ратифицировавшие пакты, приняли на себя обязательства привести свое законодательство к установленным международным стандартам в области П. ч. В настоящее время действует более 100 важных международных документов в этом сфере.
Положение с П. ч. - один из главных показателей демократизма того или иного государства.
Правительство (Кабинет министров) - высший орган исполнительной власти в государстве. Оно состоит из министров во главе с председателем, премьер-министром или президентом. Входящие в правительство министры являются, как правило, официальными советниками премьер-министра или президента.
Правовое государство - состояние государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод граждан, их объединений и общностей. Подобное состояние достигается выполнением следующих условий: построением и организацией взаимодействия основных институтов государственной власти, четким разграничением их компетенции, предотвращающим монополизацию публично-властных полномочий; обеспечением верховенства закона и неукоснительным его соблюдением; поддержанием высокого авторитета и социального престижа суда как органа, призванного осуществлять одну из важнейших функций государства - правосудие; установлением твердого порядка, обоюдной и равной ответственности как членов общества, групп и ассоциаций граждан перед государством, так и государства в целом, его органов и учреждений, должностных лиц перед обществом, гражданами, индивидом. Указанные признаки (условия) не исчерпывают характеристику П. г., однако без них оно вообще невозможно.
Префект (от лат. praefectus - начальник) - 1) в Древнем Риме -административная судебная или военная должность, а также лицо, ее исполняющее; 2) во Франции и других странах - высший правительственный чиновник в департаменте или в иной крупной административно-территориальной единице; 3) начальник городской полиции в некоторых странах.
Провокация (политическая, военная) - способ достижения определенных политических целей путем организации тех или иных акций против противоположной стороны для вызова выгодных ответных мер (в том числе иррациональных решений) и использование наступающих последствий для оправдания своих дальнейших действий. Выполняет ряд функций: предлога (для сокрытия истинного виновника наступающих событий); оправдания превентивных действий; дестабилизации внутренней или внешнеполитической обстановки; дискредитации государств, партий, общественно-политических движений, их лидеров; дезинформации и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17