Политология - Краткий тематический справочник

Отличительными особенностями всякой П. (по сравнению с инцидентом, недоразумением) являются: а) наличие у субъекта П. конкретной целевой установки на проведение провокационной акции; б) целенаправленная подготовитель­ная или подстрекательская деятельность; в) наличие соот­ветствующим образом организованного аппарата, предназна­ченного для осуществления подобных акций.

По используемым средствам и способам осуществления П. классифицируются: на террористические акты; односторонние нарушения международных договоров; подстрекательские заявления и дезинформацию; комбинированные разведыва­тельные и диверсионные акции; массовые политические кам­пании; военные провокации и др.

Наиболее опасным видом П. являются военные провока­ции, так как всегда ведут, как правило, к эскалации насилия и происходят с применением вооруженной силы. К ним отно­сятся: перемещение войск и сил флота у границ суверенных государств; оказание помощи агрессивно настроенным против третьих стран режимам; создание образцов вооружений, дестабилизирующих ситуацию; собственно вооруженные  провокации (нарушение воздушного пространства и территориальных вод, засылка на территорию другого государства бандформирований и специальных подразделений, обстрел кораблей, самолетов противостоящей стороны и пр.).

По масштабу используемых  сил  и характеру  последст­вий П. подразделяются: на провокации локальные, региональные, глобальные.

Прогнозирование политическое - специальное научное ис­следование конкретных политических процессов, явлений, событий, в результате которых из одних уже известных све­дений о прошлом и настоящем получают представления о возможных состояниях прогнозируемого объекта. Объектом П. п. выступают внутренняя и внешняя политика, а предме­том - познание возможных состоянии политических явлений и процессов. В П. п. выделяются теоретико-познавательная и управленческая (связанная с возможностью принятия решения) стороны. В связи с этим различают поисковый (опреде­ление возможных состояний того или иного политического явления) и нормативный (выяснение путей и сроков достиже­ния возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей) типы прогноза. Существуют оперативные среднесрочные и долгосрочные (перспективные) про­гнозы в политике. Основными этапами П. п. являются: опре­деление предпрогнозной ситуации (программы исследования); создание исходной (базовой) модели прогнозируемого объек­та методом системного анализа; сбор данных прогнозного фона; построение динамических рядов показателей будущих, прогнозных моделей; вычленение серии предварительных поисковых моделей; построение серии предварительных нор­мативных моделей прогнозируемого объекта; оценка досто­верности и точности прогнозирования; выработка рекоменда­ций для решений; разбор (экспертиза) подготовленного прогноза; вновь предпрогнозная ориентация. П. п. находится в тесной взаимосвязи с другими видами прогнозирования (экономическим, социальным и др.). Предполагает широкое использование достижений политической науки, современных методик, вычислительной техники.

Пропорционального представительства избирательная си­стема - избирательная система, позволяющая на основе подсчета всех поданных голосов определить степень пред­ставительства той или иной политической силы в избираемых органах государственной власти.

Для проведения выборов по П. п. и. с. создаются большие избирательные округа, в которых выборы проводятся по представленным от партий, общественных движений спискам кан­дидатов. В соответствии с определенным заранее минималь­ным числом голосов, необходимым для получения одного де­путатского мандата, а также поданных в ходе выборов голо­сов за тот или иной список кандидатов определяется количе­ство делегируемых в представительные органы членов партии, принявшей участие в избирательной кампании. Распределение полученных мандатов внутри списка партии происходит, как правило, в том порядке, в котором кандидаты располагаются в списке.

П. п. и. с. считается наиболее демократичной формой опре­деления результатов голосования, так как позволяет в макси­мальной  степени  учесть расстановку политических сил в стране.

Противоречия - взаимодействие противоположных, взаи­моисключающих сторон и тенденций политической жизни, ее элементов, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, выступая источником политического развития.

Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и не основные противоречия.

Публичная власть - открытая, гласная форма власти. К ней относится государственная, общественная, политиче­ская, экономическая, военная,  административная и другие виды власти. Главными средствами осуществления П. в. (спо­собности и возможности влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп и клас­сов) являются политика, административные акты, правовые нормы, авторитет и традиции.

Путч - авантюристическая попытка совершения государ­ственного переворота небольшой группой заговорщиков без достаточных к тому оснований в надежде на слабость суще­ствующей власти, а также поддержку их действий широкими массами или их безразличное отношение к смене режима.

Р

Равенство (сходство,  подобие) - понятие,  означающее одинаковое положение людей в обществе, имеющее, однако, различное содержание в разные исторические эпохи.

Р. социального положения общественных групп означает, что общество считает равными их права и одинаково необхо­димым их вклад в общественное развитие.

Социальное и политическое Р. индивидов связано обычно с обладанием ими равными возможностями самоутверждения и ответственности перед законом. Р. составляет конститутивный признак справедливости  (равный подход).  Важнейшей общественной функцией Р. является сравнение социального и политического статуса отдельных индивидов и групп. Крити­ческий потенциал понятия равенства обусловливает его активную (часто революционную) роль в историческом процессе.

Радикализм (от позднелат. radicalis - коренной) - поли­тические идеи и действия, направленные па решительное из­менение основных (коренных) общественных институтов или политической системы. Р. - соотносительный термин, обозначающий разрыв с признанной традицией, впервые упот­реблен у противников Билля об избирательной реформе 1832 г. в Великобритании. Определение «радикальный» входит в на­звание ряда буржуазных партий. Для современного радика­лизма (экстремизма) характерны выбор, отстаивание и при­менение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств, чаще всего не соответствующих поставленным целям.

Общим социально-психологическим источником как теоре­тического, так и политического радикализма является стихия, особенно в кризисные переходные исторические периоды, когда возникают угроза существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих ее слоев и групп. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создает благоприят­ную среду для возникновения ультраправых и ультралевых идей, сопровождающихся соответствующими действиями. Но­сителями идей радикализма являются чаще всего декласси­рованные люмпен-интеллигентские элементы. В современной политической жизни России Р. получил определенное распро­странение, реализовавшись в программах некоторых политических партий.

Развитие политическое - необратимое, направленное, за­кономерное изменение политической жизни. В результате Р. п. возникает новое качественное или количественное состояние элементов политической жизни. Общей теорией политического развития выступает материалистическая диалектика, ее законы, принципы и категории. Р. п. есть результат диалектического взаимодействия многих процессов, в которых решающая роль принадлежит деятельности народных масс.

Рациональность политических решений - характеристика политических решений, определяемая следующими критериями: степенью их соответствия политическим интересам боль­ших социальных групп и организаций; соответствием обще­принятой системе политических  ценностей;  использованием достижений науки, экономичностью действий; общественным принятием данного решения; способствованием  формирова­нию установки на политическую деятельность.

Реакция  (от лат. re... - приставка, обозначающая здесь обратное действие, и actio - действие) - активное сопротивление социальному прогрессу в целях сохранения и укрепле­ния отживающих порядков. Р. проявляется в борьбе против революционного, демократического и освободительного дви­жения, в подавлении политических прав и свобод, преследо­вании прогрессивных общественных деятелей и организаций, массовом терроре и насилии, в расовой и национальной дис­криминации, в агрессивной внешней политике. Крайняя форма реакции - фашизм.

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, перево­рот) - коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества. Как одна из двух форм общественного развития Р. противоположна эволюции, означающей, постепенные, медленные изменения общественной жизни. Как метод исторической деятельности Р. отличается от реформы социальной, преследующей цель частичных изменений в рамках данного строя. Р. происходят как в обществе, так и в отдельных сферах человеческой дея­тельности (науке, военном деле, технике и т. д.).

Революция  политическая - не  влекущее  смены  устоев общества резкое, скачкообразное изменение в его жизнедея­тельности, вызванное низвержением старой, отжившей себя власти и установленных ею принципов политического руко­водства в пользу новой власти, отстаивающей интересы практически того же господствующего класса (слоя).

Как и социальная революция, являясь не необходимым, а лишь возможным вариантом общественного развития и свя­занная всегда с кризисом в большинстве сфер жизни обще­ства, Р. п. имеет ряд существенных отличий от социальной революции. Так, ее источником выступают уже противоречия между старыми, окостеневшими формами и принципами уп­равления обществом и динамично меняющимися вследствие развития условиями его жизнедеятельности, что ставит под угрозу господствующее положение правящего класса (элиты) всякий раз, когда поправки или корректировки сложившейся системы руководства (несмотря на меняющуюся обстановку) оказываются недопустимыми. В ходе такой революции власть никогда не переходит в руки другого класса, «низы в ней борются, а верхи пользуются» (В. И. Ленин). «Освобождение» в результате Р. п. получает лишь та часть общества, которая так или иначе приравнивается ко вновь приходящему к власти меньшинству (имеет одинаковые с ним доступ к материаль­ным или духовным ценностям общества, положение, деньги, знания) и готова принять новые правила управления обще­ством.

В зависимости от соотношения политических сил в стране, политической культуры общества, его социального опыта и традиций, используемых методов для достижения своих целей Р. п. может перерастать,  в социальную  революцию или жестко прерываться контрреволюциями,  которые по сути всегда являются реакциями государства и его структур против общества. Поэтому изучение хода и исхода Р. п., ее источников и главных движущих сил способно помочь расширению представлений о некоторых закономерностях общественно-политического процесса, его целях и задачах, возможных, вариантах развития событий.

Революции социальной концепции (от  лат. revolutio - поворот, переворот) - коренной, резкий переворот в жизни общества, вызванный низвержением отжившего и утвержде­нием нового, прогрессивного   общественно-политического строя.  Р.  с.  к. - учение, восходящее  к идее формационного развития общества, и раскрывающее  механизм  разрешения противоречий между  новыми  производительными силами и отжившими производственными отношениями вместе с закреп­ляющими эти отношения политическими институтами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты