Политология - Краткий тематический справочник

Реализация принципа социальной справедливости озна­чает, что в обществе осуществляется справедливое распреде­ление деятельности (труда); социальных благ (прав, возмож­ностей, власти, вознаграждений, признания), уровня и качества жизни; информации и культурных ценностей. Предпо­сылки справедливого распределения труда - конституционно гарантированное право на труд, отсутствие социального за­крепления тяжелых, вредных, неквалифицированных, мало­квалифицированных, нетворческих, исполнительных его видов за теми или иными социально-демографическими, террито­риальными или национальными группами, равенство возмож­ностей в социально-профессиональном перемещении, в образо­вании и профессиональном обучении, последовательное осу­ществление принципа вознаграждения и признания по труду, обеспечение минимального социально гарантированного уров­ня и качества жизни.

Справедливое распределение информации и культурных ценностей требует создания условий для формирования устойчивой потребности в них, обеспечения реально равного досту­па к достижениям культуры, развития гласности.

В западной социологии принцип социальной справедли­вости истолковывается как оценка отношения общества к ин­дивиду, но не состояние общества в целом, характер общест­венных отношений. Поэтому в центре ее внимания находятся правовые гарантии для развития частной инициативы, со­циально-экономические же гарантии либо отодвигаются на второй план (либеральные концепции) либо рассматриваются как излишние, «развращающие» общество (консервативные концепции).

Средства политические - совокупность приемов, способов, предметов, приспособлений, используемых субъектами политики для достижения политической цели. Средствами полити­ческими являются: авторитет, право, насилие, культурно-идеологическое воздействие, экономическое стимулирование, государственный аппарат и др.

Стабильность политическая (от лат. stabilis - устойчи­вость) - устойчивое состояние политической системы, позво­ляющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений), сохраняя при этом свою структуру. Политическая стабиль­ность противоположна нестабильности и стагнации. Механизмами, обеспечивающими политическую стабильность, являют­ся политические институты, и, прежде всего, государство. Они регулируют отношения между классами и социальными груп­пами, формируя такое соотношение политических интересов, которое рассматривается в данном обществе как справедли­вое. Кроме того, с помощью контроля политические институты обеспечивают устойчивость и предсказуемость, управляемость индивидуального поведения.

Внешними проявлениями нарушения политической стабиль­ности выступают либо снижение динамизма политической си­стемы, возникновение застойных процессов либо увеличение числа и масштабов политических конфликтов, резкий спад удовлетворенности населения, рост числа антиобщественных явлений.

Нарушение С. п. может быть количественным и качествен­ным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается политической системой без изменения своего качества. Во втором случае нарушение перерастает в кризис, который может свидетельствовать о необходимости смены парадигмы политической системы.

Стагнация (от лат. stagnate - делать неподвижным, устанавливать) -одна из основных форм проявления ре­гресса, характеризующаяся застоем в экономике, производ­стве, политике, торговле, культуре и других сферах челове­ческой, жизнедеятельности.

Статус (от лат. status - состояние, положение) - соотно­сительное положение индивида или группы в социальной си­стеме, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «пред­писанный» или «достигаемый» статус.

Понятие С. применяется также в качестве соотноситель­ного с понятием роли социальной: статус обозначает совокуп­ность прав и обязанностей, а роль становится динамическим аспектом статуса, т. е. характеристикой поведения индивида. Таким образом, С. выступает интегративным показателем положения человека, группы и ее представителей в обществе, в системе общественных связей и отношений.

Стратификации концепции (от лат. stratum - слой) - си­стема представлений о социально-политической структуре общества, состоящей как из классов, так и из определенных слоев (страт), идентифицируемых, как правило, на основе социально-экономических критериев (уровень дохода, характер профессии и квалификация, уровень образования и т. д.) входящих в него личностей.

В зависимости от «качества» личности (обладания инди­видом определенными характеристиками типа компетентности или исполнительности), его профессиональных навыков и уме­ний, т. е. способности качественно исполнять свою работу по сравнению с другими, людьми, а также в зависимости от обла­дания личностью материальными ценностями, талантом, достаточным культурным уровнем и кругозором, по мнению теоретиков С. к., люди объективно делятся на вполне опре­деленные социальные группы, которые, осознавая самих себя, начинают выступать самостоятельной социально-политиче­ской силой.

В связи с таким подходом к рассмотрению социально-политической структуры общества С. к. одновременно высту­пает также и системой признаков социального расслоения, неравенства, которое объективно диктуется, с одной стороны, разделением труда и социальной дифференциацией различных социокультурных групп, а с другой - системой существующих во всяком обществе мер, поддерживающих это расслоение для обеспечения нормального функционирования сложной, иерархически развитой социально-экономической и политиче­ской системы.

Введение М. Вебером в научный оборот концепции со­циальной стратификации и дальнейшая ее разработка в тру­дах Т. Парсонса, Э. Тилза, Б. Барбера, С. Айзенштадта позволили более детально рассмотреть некоторые процессы и явления современной общественно-политической жизни. Вместе с тем чрезмерно абстрактный уровень определений и понятий С. к., игнорирование в них классового характера политической власти, отсутствие анализа конфликтов между основными классами и слоями общества в их борьбе за власть и материальные ценности, описательный характер проводи­мых на основе С. к. исследований в некоторой степени сни­жают их научную и прикладную ценность.

Сублимация (от лат. sublimare - возвышать, возносить) - в политике процесс переориентации, переключения энергии, направленности деятельности тех или иных политических ли­деров с удовлетворения посредством высокой политической активности собственных узкокорыстных интересов, вызванных стремлением улучшить свое благосостояние, материальное или общественное положение, на нравственно возвышенную, свя­занную только с интересами общества или группы альтруистскую по своему характеру деятельность, не дающую никаких личных выгод и сопряженную с самоограничением или даже самопожертвованием.

Субъекты политики - носители  политической  деятельности,  которыми выступают политические лидеры, большие социальные группы, партии, государства и массовые демокра­тические движения. Их деятельность имеет различные уровни и формы и направлена на изменение, развитие или сохранение существующей политической системы, сложившихся полити­ческих реалий. Успех в политической деятельности С. п. зави­сит от их политической активности, инициативы и творчества, политической культуры и зрелости, решительности и воли, организованности и дисциплины, а также степени соответст­вия их действий объективным тенденциям и потребностям развития политической сферы общества.

Суверенитет (от франц. souverainete - верховная власть) - 1) полная политическая независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешнеполитической деятельно­сти, не допускающая иностранного вмешательства. Государ­ственным суверенитетом обладают страны независимо от величины их территории, количества населения и обществен­ного строя; 2) принадлежность власти народу, нации (народ­ный суверенитет, национальный суверенитет), осуществление государственной власти через народных представителей или непосредственно путем референдума; 3)  национальный суве­ренитет - совокупность прав нации (народа) на свободу вы­бора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость и т. д.

Т

Территория государства - часть земной поверхности, на­ходящаяся под суверенитетом данного государства. От терри­тории других государств отделяется государственной грани­цей. Включает сушу, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними. Территорией государства считаются также суда под флагом государства.

Технократия (от греч. techne - мастерство, ремесло) - букв, политическая власть ученых, инженеров, технических специалистов, менеджеров - 1) широко распространенная в индустриально развитых странах Запада точка зрения, со­гласно которой по мере развития общества политическая власть все в большей и большей степени переходит в руки технократов, которые только и призваны (могут) рационально руководить обществом, так как вооружены необходимыми техническими знаниями и управляют главной сферой совре­менного общества - материально-производственной (инду­стрией), без которой современное общество существовать не может и от которой зависит процветание нации; 2) реально, существующая прослойка высших функционеров производства и управления, входящих в правящую элиту господствующих классов современных обществ; 3) политический режим, прак­тически реализовавший принципы концепции технократиче­ского общества.

В зарубежной литературе концепцию Т. как определенного типа политической власти наиболее полно рассматривали в своих работах Т. Веблен, А. Берл, А. Фрит, Дж. Гелбрейт.

Технологический детерминизм (от греч. techne - искусст­во, мастерство, от лат. determinare - определять) - широко распространенная на Западе совокупность представлений о технике, технологиях как решающих факторах развития чело­веческого общества.

Согласно концепциям Т. д. техника и технологии разви­ваются исключительно автономно, подчиняясь лишь своей собственной логике, и поэтому изменения в ней неподвластны обществу, они диктуются исключительно достигнутым уровнем научно-технического развития и неизменно поступательным ходом совершенствования параметров современных техниче­ских систем. Общество же, наоборот, всецело зависит от уров­ня развития техники и технологии, так как последние оказы­вают доминирующее воздействие на индустрию, которая толь­ко и влечет за собой модификацию социальной и культурной жизни. В связи с тем, что технологические изменения всегда опережают социальные (теория культурного отставания Ог-борна), жизнь общества подчиняется интересам постоянного обновления технико-экономической сферы, а техника и техно­логия не только начинают определять все стороны общест­венной жизни, но и направления социального развития, тип общества, его структуру и т. п.

Имея в виду, что все, что является технически возможным, находит свое практическое воплощение вне зависимости от человеческих идеалов и ценностей (концепции технологиче­ского императива), приверженцы Т. д. выводят технический прогресс некоей внесоциальной доминантой, определяющей исторический прогресс человечества и становящейся, таким образом, какой-то абсолютной основой для исследования всей истории человечества (Д. Рибейро).

Постоянно растущее влияние производственно-технической сферы жизнедеятельности человечества на все другие сферы его жизни и как отражение этого процесса распространение идей Т. д. в научной среде вызывают в обществе стремление к осуществлению мер разумного ограничения научно-техни­ческих преобразований, поиска их социальных пределов и эффективных регуляторов (например, деятельность Управле­ния при Конгрессе США «Technology Assessment» - оценка технологии), что в значительной степени отражается на всею экономической и социальной политике, проводимой в обще­стве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты