Политология - Краткий тематический справочник

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - образ мыш­ления, установка индивида, а также деятельность различных социально-политических движений, направленная на макси­мальное освобождение личности от принуждения и насилия во всех его формах. Как понятие возник в начале XIX в. Ос­новные идеи разработаны А. Смитом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, позже Р. Далем, Г. Моргентау, Ф. Хайеком и др.

Философской основой Л. является идея полной свободы личности. В экономической сфере Л. исходит из принципа невмешательства в деятельность индивидов и основывается на понятиях частного предпринимательства, свободной инициативы и конкуренции, рынка, разделения труда, невозмож­ности централизованного управления экономикой. В мировоз­зренческом плане Л. основан на индивидуализме, толерантности, гуманизме, космополитизме, непреходящей ценности личности, свободы от предрассудков. В политической области - на при­знании прав человека, идеях правового государства, парла­ментаризма, реформизма, «гражданского мира».

Развитие Л. в настоящее время привело к появлению неолиберализма как доктрины, сохраняющей все прежние постулаты, но пересматривающей роль государства как силы независимой от индивида и от общества и поэтому способной их защитить друг от друга, что создаст благоприятные усло­вия для реализации идей Л. В пользу разумного эгалитаризма пересматривается также и соотношение идей равенства и свободы.

Сегодня наблюдается некоторый спад интереса к пробле­мам Л. Это вызвано, с одной стороны, тем, что на политиче­ском уровне его цели во многих странах Запада уже реализо­ваны, и он исчезает как организованная политическая сила, хотя и продолжает существовать на уровне мировоззренческой установки, с другой - его чрезмерно индивидуалистическим характером.

Лидерство (от англ. lеаder - ведущий, руководитель) - способность той или иной личности дать наиболее полное и точное определение политической ситуации с точки зрения своей позиции или своего предполагаемого действия как ведущего. Потребность в лидерстве возникает в тех случаях, когда обстоятельства приобретают значимость для групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное, поникающее на основе личных взаимоотношений. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства, связанные с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее еди­ноличное направляющее воздействие, и демократическое Л., облекающее членов группы в управление ее деятельностью.

М

Мажоритарная избирательная система - система выборов в представительные органы государственной власти, основанная на получении полномочных мандатов в зависимости от достигнутого большинства голосов в избирательном округе.

В соответствии с принятым порядком определения результатов голосования избранными при М. и. с. считается кандидат (или список кандидатов от партии), получивший более 50% голосов избирателей (в странах с М. и. с. абсолютного большинства) или просто большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (в странах с М. и. с. относитель­ного большинства).

Применение М. и. с. не позволяет обеспечить представительство в органах власти всего разнообразия политических сил и течений государства, так как голоса, отданные за партии и движения, не получившие необходимого большинства, практически никак не учитываются. Как следствие крупные партии в условиях применения М. и. с. всегда получают пре­имущества, что искажает реальное соотношение политических сил в стране. Эти недостатки преодолеваются избирательной системой пропорционального представительства.

Маргинальность (маржинальность) (от лат. margo - край) -социально-политическая категория, обозначающая промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными, группами, возникающая вследствие утраты им связи с органично присущей ему социокультурной средой. Маргинализация происходит в виде свободного выбора индивидом линии поведения, основанной: 1) на не приятии им общепринятых стандартов и господствующих норм общественной жизни (добровольная маргинализация - эскапизм); 2) стремлении уйти от действительности. Маргинализация может происходить и в виде отторжения обществом социальной общностью кого-либо из своих членов в связи с падением его жизненного уровня (бедность), впитывания им ценностей другой (не обязательно конфликтующей) социокультурной системы, выхода индивидом (или насильственным вытеснением его) за пределы законности. Маргинализация может проходить как на основе реального, так и вымышленного конфликта с генетически присущей личности социальной средой.

В настоящее время в состоянии М. находится весьма значительная и подчас активная часть человеческого общества этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей научной и художественной интеллигенции; неформалы. В зависимости от обстоятельств маргинальная личность может занимать различную позицию в обществе: от изгоя до лидера различного рода социально-политических движений. В основе этого лежит ряд характерных для маргинальной личности черт, а именно: девиация, эгоцентричность, чрезмерная чувствительность, невроз, пассивность или необузданная агрессивность, деморализация и т. п.

Современные проблемы М. связаны, прежде всего, с идеями отказа от стремления ассимиляции маргинальных социокультурных групп господствующими  социальными общностями создания, сообществ на принципах единства через многообразие его составляющих. В то же время в число первоочередных стали выдвигаться и задачи создания прочной законодательно-правовой системы защиты общества от маргинальных структур  человеконенавистнического,  тоталитарного  плана, основанных на идеях подавления личности и социального насилия.

Массовое сознание - тип общественного сознания, выделяемый в его составе наряду с общечеловеческим и групповым сознанием и связанный с деятельностью особого рода социальных общностей - масс (классов, социальных групп и т. п.), отражающий условия их повседневной жизни, потребности и интересы. Оно включает распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства. Его характеризует пористость, разорванность, противоречивость, способность к быстрым и неожиданным изменениям, с одной стороны, и известное «окостенение» - с другой. По своему содержанию оно не совпадает с общественным сознанием в целом,  значительно  уже его.  М. с. выражает общественное мнение, настроения и действия масс. Оно складывается под воздействием многих факторов: условий жизни, средств массовой информации, событий и процессов в обществе, идеологической ситуации и др. М. с. оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступает в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей, и эта роль постоянно возрастает по мере усиления роли масс в политической, экономической, культурной жизни стран и мира в целом.

Межнациональные отношения - взаимодействие и взаимовлияние различных социально-этнических общностей и их представителей, в процессе чего между ними происходит обмен информацией; передача опыта, проявляется общественный характер деятельности, удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы н правила, регулирующие отношения между людьми различ­ных национальностей.

М. о. осуществляются, во-первых, на уровне взаимодействия между нациями, народностями в целом. Во-вторых, на уровне межличностных  отношений между представителями разных национальностей. Отношения,  осуществляемые на уровне взаимодействия наций, народностей, выступают чаще всего на институциональном уровне (через государственные и общественные органы). Институциональный уровень отношений предполагает выработку и закрепление в общественных институтах норм и правил общения, создание необходимых социально-экономических и духовных предпосылок для укрепления дружбы и взаимопонимания между народами.

Менталитет (ментальность) - глубинный уровень установочного компонента жизнедеятельности человека, включающий сознательное и бессознательное в человеке, его природное и культурное, рациональное и эмоциональное. Как проблема возник в виде результата поисков отправных точек мыслительного и деятельного начала человека в связи с принципиальной несводимостью его поведения и образа мысли к его бессознательному или, наоборот, к рассудочному, социально-детерминированному плану.

М. как термин введен в употребление Р. Эмерсоном в середине XIX в., всесторонне разработан, однако лишь в первой половине XX в. Леви-Брюлем, Ж. Лефевром, Л. Февром, позже Р. Мандру, Э. Лабруссом.

Формирование М. происходит под воздействием всей окружающей человека действительности, но в большей степени он отражает биологическое начало индивида, его личную, суверенность, неповторимость и исключительность.

Это выводит М. в некую «дополитическую основу мышления» человека и превращает его одновременно и в продуцирующее основание и препятствие для всякого социально-политического развития. Лучшим доказательством тому, по мнению ряда авторов, является постоянно сохраняющаяся автономность ментальных структур личности от стереотипов поведения, идеологии, общественного сознания, реально проводимой политики.

М. различают: по уровням (дологический, логический), носителям (индивидуальный, коллективный, общественный женский, детский), сферам проявления (национальный, религиозный бюрократический, авторитарный) и т. п. Аналоги в отечественной и зарубежной литературе - социальный характер, образ мысли, мироощущение - не совпадают с понятием М. полностью, хотя и являются близкими к нему по содержанию, поэтому введение понятия М. прежде всего расширяет антропологическое содержание политики.

По мнению ряда авторов, без учета и изучения основ ментальностей как общества, так и всех его компонентов «невозможно понять ни отношения тех или иных групп и индивидов к окружающей действительности, ни того, что можно был бы от них ожидать, т. е. проведение обоснованной и реалистической политики» (А. Гуревич).

Меритократия  (от лат. meritus - достойный  и  от  греч. kratos - власть) - 1) термин, введенный в 60-х годах XX в. М. Янгом, для обозначения типа власти «общества знания которое с неизбежностью должно последовать за «обществом потребления» и подразумевающего выдвижение на руководящие посты в обществе и государстве наиболее заслуженных энергичных, способных или одаренных людей из различных слоев общества, что должно исключительно позитивно отразиться на общем развитии страны, дать новый импульс к ее совершенствованию; 2) правящая группа в стране, выборы которой были проведены исходя из принципов отбора в органы управления интеллектуальной элиты общества и государства.

В зарубежной литературе концепция М. находит свое развитие в работах Д. Белла, 3. Бзежинского, М. Платнера и некоторых других ученых.

Методы политологии - способы построения и обоснования политического знания, совокупность приемов, операций процедур эмпирического и теоретического познания политической реальности. Отдельные авторы отрицают существование специфических  политологических  методов,  поскольку исследование политической  жизни характеризуется определенной эклектичностью, симбиозом методики  гуманитарных исследований и техники эмпирических исследований. Вместе с тем большинство исследователей (А. Боднар, Б. Краснов) считают, что есть вполне определенные основания для клас­сификации используемых в политологии методов. Они выде­ляют следующие М. п.: 1) сравнительные (институциональный и функциональный). Они позволяют установить, в чем заключается сходство объектов или каковы черты, различающие их; 2) бихевиористические. В их основе лежит теория политиче­ского поведения. При использовании поведенческих методов применяются статистические исследования, анкетные опросы, интервью, анализ документов и лабораторные эксперименты, состоящие в так называемой симуляции определенных поли­тических ситуаций и др.; 3) деловые игры. Метод деловых игр (принятия политических решений) позволяет охватить поли­тические явления, дает возможность формализованного политологического анализа через определенную локализацию центра принятии решений, он также интегрирует и другие методы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты