Мирное сосуществование - принцип отношений между странами, означающий отказ от войны как средства внешней политики государств, их равноправие, невмешательство внутренние дела друг друга, признание за всеми народами права самостоятельно решать свою судьбу, строгое уважение суверенитета и территориальной целостности государств, развитие политического, экономического и культурного сотрудничества между ними. Однако в условиях низкой политической культуры и разъединения мира на две противоположные социальные системы - капитализм и социализм - реальное осуществление принципа М. с. лишь в некоторой степени напоминает его содержательную сторону в практике межгосударственных отношений. М. с. трактовалось и осуществлялось как специфическая форма классовой борьбы. Между странами противоположных социальных систем преобладали противоборство экономических и политических интересов, теологическая отчужденность, что приводило к острым конфликтам, вплоть до войны. Во второй половине XX в. в мире произошли глубокие социальные сдвиги: появление новых государств, наций, общественных движений; научно-техническая и военно-техническая революции, что не могло не сказаться на изменении теоретических и политических представлений о войне и мире и т. п. Именно поэтому декларативно объявленный на заре становления Советской власти принцип М с. только сейчас стал приобретать свое истинное значение во всех формах международных отношений, наполняться конкретным содержанием и смыслом.
Многопартийность - наличие ряда политических партий в обществе, выражающих коренные интересы классов, социальных групп и слоев. Нередко от одних и тех же социальных слоев выступают несколько партий, различающихся между собой лишь по методам достижения политических целей, идеологическим пристрастиям лидеров. Условия существования М. зависят от политического режима в стране. При различного рода диктатурах, как правило, деятельность партий особенно оппозиционных, существенно ограничивается или запрещается вовсе. Иногда создается одна правящая партия для упрочения режима. М. - признак цивилизованности социально неоднородного общества, демократичности механизма власти.
Мобильность социальная - изменение индивидом (социально-политической, экономической общностью) своего статуса (положения) в социальной структуре общества, связанное с переходом его из одного класса (группы, социальное слоя) в другой или перемещением внутри него.
Различаются горизонтальная и вертикальная М.с. Горизонтальная отражает изменение положения индивида внутри генетически присущей ему социокультурной общности (например, вследствие изменения содержания и характера труда) Вертикальная (переход из одного класса, социальной группы в другую) является выходом за рамки исходной общности и значительной степени влияет на характер политических отношений и процессов внутри общества, так как влечет за собой не только позитивные последствия в виде «обновления крови» общности, но и приводит к маргинализации части, населения со всеми вытекающими из этого последствиями.
Как показывает опыт, с каждой новой исторической эпохой М. с. увеличивается, что вызывается ходом научно-технического прогресса, ростом культурного, образовательного и профессионального уровня основных масс населения, объективным процессом усложнения структуры всякой общественной организации. Таким образом, она становится одним из критериев социального прогресса, динамики развития общества, так как позволяет при ее постоянном анализе не только определить последствия происходящих мобильных изменений, но и на незначительных примерах - степень готовности той или иной общности к ним, что чрезвычайно важно для обоснованной и взвешенной, конструктивной политики.
Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства - наследственного монарха, а также государство с такой формой правления. В рабовладельческих и феодальных государствах монархия зачастую выступала в качестве деспотии. В ряде современных западных государств власть монарха ограничена конституцией (конституционная М.), законодательные функции переданы парламенту, исполнительные - правительству. Монарх в таких странах выступает скорее как дань традиции, он царствует, но не управляет (Великобритания, Швеция и т. п.).
Муниципалитет (от нем. Munizipalität - город с правом самоуправления) - выборный орган местного самоуправления, может контролироваться назначенными из центра представителями администрации, располагающими значительными полномочиями, вплоть до отмены решений М.
Мэр (от франц. maire - большой, старший) - глава муниципалитета, администрации местного самоуправления в ряде стран, например, в Англии, США, во Франции и др. В Российской Федерации М. имеются в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
Мэрия - муниципальное управление, а также здание муниципального управления. М. существуют в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1990 г.
Н
Народ -1) население государства, страны; 2) политический субъект и объект истории, совокупность классов и социальных групп, участвующих в политической жизни. В силу общности деятельности Н. является носителем коллективного политического опыта (культура, традиции, навыки и умения и т.д.). Необходимость выделения Н. в качестве объекта исследования определяется его решающей ролью в политическом развитии. Н. является главным субъектом, движущей силой политических.
Насилия теория - политологическая теория, согласно которой война является главной, если не единственной движущей силой истории, определяет весь ее ход, а общественное неравенство вызвано насилием одних людей над другими. Бесчисленные войны и кровавые перевороты в жизни общества создали иллюзию решающей роли насилия в истории. Наибольшее распространение теория насилия получила в XIX в. на Западе. Е. Дюринг связывал появление классов с насилием части общества над другой (внутреннее насилие); австрийский социолог Л. Гумплович, а также К. Каутский решающей причиной возникновения классов, государств считали порабощение сильными племенами более слабых (внешнее насилие). Теория насилия, и в особенности война, настойчиво пропагандировалась немецкими философами Ф. Ницше, О. Шпенглером и др. Диалектико-материалистическая философия выступает против положения о решающей роли насилия в общественной жизни, утверждая, что определяющей основой развития общества является материальное производство. Вместе с тем она не отрицает роли насилия в истории; насилие оказывает существенное влияние на форму реализации исторической необходимости, особенно в эпохи социальных революций. При этом диалектико-материалистическая философия руководствуется идеалами гуманизма, отрицает понимание насилия исключительно как разрушающего и принижающего человека воздействия.
Национальное самоопределение - определение народом своей воли в отношении национального и государственного устройства. Вопрос национального самоопределения стоит в государствах, включающих разные национально-государственные образования. Существуют две концепции по этой проблеме. Первую обосновал В. И. Ленин (1870-1924) с учетом принципов интернационализма и демократических прав самоопределения. Вторую выдвинул О. Бауэр (1882-1938). Он доказывал объективную неизбежность «разбегания» наций друг от друга, основываясь на том, что прогресс человечества уравнивает только материальные стороны, а духовные различия сохраняются.
Национальное самосознание - осознание, оценка представителями нации своего знания, интересов, идеалов и мотивов деятельности, целостная оценка себя как субъекта общественного развития. Н. с. существует как на личностном уровне; так и на уровне наций, народностей. В национальном самосознании люди выделяют себя из окружающего мира, знают свое место и интересы в социальном развитии.
Национализм - идеология, политика и психология в национальном вопросе, заключающаяся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражды. Н. трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармоничное целое с одинаковым интересами всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенациональные интересы зачастую выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития каждого конкретного общества. На этом этапе Н. выступает в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной обособленности. Н., как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для слоев и партий с мелкобуржуазной идеологией.
Неформальные группы - немногочисленные по количеству членов, самодеятельные общественно-политические образования, которые не имеют официального статуса, выборных или назначаемых руководителей, четких планов деятельности и других признаков «формальных» организаций. Это одна из форм воплощения альтернативных подходов людей к жизненным проблемам, реализации принципа плюрализма. По своим целям, составу, содержанию и способам действия неформальные образования чрезвычайно многообразны. Изменения в. политической сфере в нашей стране породили различные неформальные группы политического характера, некоторые из которых имеют признаки политических партий. При благоприятном развитии неформальные группы могут стать одной из форм непосредственной демократии, одним из средств саморазвития политической системы общества, одним из факторов развития самоуправления народа.
Нормы политики (от лат. norma - руководящее начало, принцип, образец) - исторически сложившиеся правила, традиции ведения общественных или государственных дел; средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. С помощью Н. п. общество предъявляет своим представителям (лидерам, депутатам) требования, которым должно удовлетворять их поведение. Н. п. вырабатываются с учетом социальной структуры общества, политических интересов классов, партий, происходящих политических процессов и представлении членов общества о должном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном, приемлемом или нежелательном, неприемлемом в политике. Н. п. выполняют функции интеграции, упорядочения, поддержания процессов функционирования политической системы, всей политической сферы. С помощью Н. п. требования и установления общества, политических, институтов переводятся в эталоны, модели, стандарты морального, должного поведения личности. Их усвоение и использование является условием политической социализации, человека как представителя социальной группы, политической организации. В условиях происходящих политических реформ, особое внимание вызывают такие Н. п., как политическая ответственность, равенство, свобода слова, печати, гласность, строгое соблюдение прав человека.
О
Образ жизни - определяемый совокупностью экономических, естественно-географических и общественно-исторических условий, ценностными установками и реальными условиями жизни, устойчивый способ или характер жизнедеятельности личности, социально-политической группы, общества в целом. По типу социальной общности подразделяется на О. ж. нации, народности, этнической группы, социального слоя, класса, социально-политической группы, личности и т. п. Все субъекты О. ж. взаимообусловлены, взаимосвязаны и в то же время относительно самостоятельны.
Выступая интегративным понятием по отношению к таким категориям, как уровень и качество жизни, О. ж. включает не только потребление человеком материальных н духовных благ, но и положение человека, той или иной общности в обществе в целом; их интересы; целевые установки; жизненную (или общественную) позицию; характер труда и общественной деятельности; условия жизни; идеалы и пути, методы их достижения; отношения людей между собой на всех уровнях: в быту, в семье, на работе и т. д.; отношение личности к обществу, Отечеству и т. п. Поэтому преимущества в уровне или качестве жизни не всегда оказываются преимуществами в О. ж.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17