Политология - Краткий тематический справочник

Общественного договора теория - учение о возникновении государства в результате добровольного и осознанного отчуж­дения населением части своих прав в пользу всего общества для обеспечения индивидуальной безопасности, охраны собст­венности и личных прав, наиболее рационального управления общностью и урегулирования спорных вопросов между члена­ми ассоциации.

В своем развитии идея О. д. восходит к работам Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы и основывается на концепции «естественного права» (отчуждаемого или нет), предполагаю­щего наличие у людей до заключения О. д. определенных прав и неограниченной личной свободы, которые он может на взаимных условиях ограничить или передать какому-либо другому субъекту для более полного удовлетворения собст­венных потребностей. В соответствии с теорией О. д. может быть расторжимым (вследствие управления обществом не «должным образом» (Руссо) или нерасторжимым, выступающим в этом случае не единовременным актом, а постоянно .воспроизводимой особой социальной связью. Однако всегда легитимность государственной или политической власти в та­ком обществе основывается на соглашении, подтверждаемым или расторгаемым обществом на каждом конкретном этапе его исторического развития. Именно в таком виде О. д. т. вошла одной из существенных составляющих в концепцию гражданского общества, возникающего всякий раз на доста­точно высоком уровне развития той или иной общности, само­стоятельно осознающей самую себя.

Ограниченность О. д. т. заключается в рассмотрении госу­дарства исключительно как следствия развития общественного сознания при игнорировании экономических, демографиче­ских, культурных и прочих факторов, реально отражающихся на процессе возникновения и развития государственности в различных уголках мира.

Общественное движение - совместные действия различных социальных,  демографических,  этнических  групп,  которые объединены:  1) общей целью - изменить свой социальный статус; 2) общими ценностями (революционными, демократическими, консервативными, разрушительными  или позитив­ными, конструктивными); 3) общей системой норм, регули­рующих и регламентирующих поведение его участников; 4) неформальным  лидером; 5)  специфическими  способами символизации своих ценностей в политической идеологии.

Возникновение О. д. связано с появлением в обществе, конфликтов, дезорганизации, недовольства, эррозии прежней системы ценностей, побуждающих определенную часть людей искать формы решения назревших проблем.

Общественное мнение - один из способов существования и проявления массового сознания, заключающий в себе отно­шение (скрытое или явное) различных социальных групп и слоев населения к фактам, событиям, проблемам действитель­ности, представляющим для них интерес, затрагивающий, их потребности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях, т. е. занимает определенную позицию, дает совет, выносит решение по тем или иным вопросам, регулирует поведение людей, социальных групп и слоев, учреждений, поддерживая либо отвергая те или иные ценности, нормы, представления. В зависимости от содержания высказываний оно выражается в оценочных, ана­литических и конструктивных суждениях, а в зависимости от знака высказываний - в виде позитивных или негативных суждений. В качестве субъекта-носителя О. м. выступают классы, социальные слои и социально-политические группы и т. п. Оно может быть единодушным и плюралистичным. Фор­мирование О. м. может протекать стихийно, но чаще всего оно является результатом целенаправленной деятельности госу­дарства, партий, средств массовой информации. О. м. может быть в большей или меньшей степени адекватным (истинным) дали иллюзорным (ложным). В связи с выходом на арену исторической деятельности широких народных масс роль общественного  мнения  в  современных  условиях  постоянно возрастает.

Общественное самоуправление - в политической сфере это сознательная, целенаправленная самореализация сущностных сил субъектов общественно-политических отношений, осуще­ствляемая в интересах народа. Является максимально демо­кратическим способом регулирования политических отноше­ний средствами информации, морального стимулирования, неформального авторитета. Реализуется через коллективное управление как участие всех членов организации, населения в работе соответствующего органа управления. Развитие, самоуправления предполагает усиление прямой непосредст­венной демократии, расширение гласности, понижение дейст­венности общественного мнения и т. д.

Общественное сознание - целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включаю­щей различные уровни (теоретический - идеология и обыден­ный - общественная психология) и формы сознания (полити­ческое, экономическое, правовое, нравственное, религиозное, атеистическое, философское, эстетическое, научное, экологиче­ское и др.), реализующее себя в различных носителях (инди­вид, коллектив, социальная группа, класс, нация, общество). О. с. является отражением общественного бытия (материаль­ной жизни общества), определяется им и воздействует на него. Оно обладает относительной самостоятельностью, зако­номерностями функционирования и развития и активно влияет на все подсистемы общества, играет большую роль в социаль­ной жизни. О. с. - историческое образование, изменяющееся в зависимости от развития человеческой цивилизации. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в О. с. реальных закономерностей и потребностей обществен­ного развития, от связи сознания, с практической деятель­ностью, от конкретных условий и объективных возможностей: изменения всех сфер жизни общества.

Общественные организации - добровольные  объединения граждан, направленные на развитие политической активности, и самодеятельности, удовлетворение их многообразных инте­ресов, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. О. о. характеризуют способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. Они охватывают все уровни и сферы взаимоотношений между людьми, выполняют интегративную функцию и обеспечивают управление действиями индивидов со стороны социальной системы.

Общественные отношения - взаимозависимость между людьми, социальными группами и общностями, устанавливающаяся в процессе их совместной деятельности как определен­ной системы. О. о. имеют многообразный, диалектически взаимосвязанный характер. Они могут  подразделяться по различным основаниям: по сферам деятельности, ее видам и др. Усложнение и дифференциация общественной жизни обуслов­ливают появление О. о., связанных с различными, более спе­цифичными видами деятельности людей.

Историческое развитие О. о. определяет степень их анта­гонистичности, т. е. являются ли они отношениями между со­циальными группами с противоположными интересами или имеющими общие коренные цели и интересы. Процесс демократизации общества способствует устранению антагонисти­ческих общественных отношений.

Общество - в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой истори­чески развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле - этап человеческой истории (феодальное, бур­жуазное общества) или определенное объединение людей в регионе, странах (французское, российское общества). Поня­тие О. в широком смысле позволяет рассматривать созданную человеком реальность в качестве особой формы движения материи. В О. действуют люди, наделенные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их. Наряду с все­общими в О. действуют специфические законы. О. представ­ляет собой сложную, исторически развивающуюся целостную систему. Его становление - длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся относительно не­давно - несколько десятков тысяч лет назад. О. - это не просто совокупность людей, в одно целое их объединяет, чело­веческая деятельность и, прежде всего, материально-производ­ственная. На этой основе возникают общественные отношения, и, прежде всего, производственные, служащие формой осуще­ствления этой деятельности и закрепляемые в различных со­циальных институтах. В западной социологии и политологии разрабатывались разнообразные концепции О., либо стирав­шие грань между ним и природой (натурализм), либо ее абсолютизировавшие, исходившие в трактовке общества из индивида или, напротив, из О. как некой целостности. Большое влияние на западных ученых оказали взгляды И. Канта, считавшего О. функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы и государство и которая покоится на разделении труда и солидарности. По М. Веберу, О. - взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Из идеи «социальных действий» исходил и Т. Парсонс, считавший О. системой, связующим началом которой являются нормы, цен­ности и т. п.

Для современного состояния О. характерно сосуществова­ние в нем различных и взаимодействующих друг с другом социально-экономических укладов, наличие разнообразных, противоречий, возникновение глобальных проблем, свидетель­ствующих о том, что мир стал более взаимосвязанным и взаимозависимым и. что О. в своем развитии подошло к кри­тическим точкам, преодоление которых (мироном ядерной войны, экономического кризиса и др.) становится условием его дальнейшего существования и прогресса.

Община - 1) форма социальной организации, возникшая на основе кровнородственных, соседских и дружественных связей. Для общины характерно коллективное владение сред­ствами производства и полное или частичное самоуправление. Главную роль в общине играют эмоциональные отношения между родственниками, соседями, друзьями. В реальности невозможно выделить идеальный тип общины в обществе. Для нее характерно сочетание социальных образований, в которых преобладающим является тот или иной тип отношений; 2) в широком смысле - самые различные общности: город­ские коммуны, сельские общества, землячества, религиозные сообщества, профессиональные объединения и т. д.

Олигархия - (от греч. oligarchia - класть немногих) - 1) форма правления в государстве, основанная па скрытом или явном подчинении государственного аппарата небольшой группе людей, обладающих в обществе фактическим полити­ческим или экономическим господством за счет владения этой группой основными средствами производства, банками, финансами, военной силой и т. п.; 2) сама эта правящая группа.

Оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление) - 1) противодействие, противопоставление своих, взглядов, поли­тики, действий другим взглядам, политике, действиям; 2) груп­па лиц или партий, выступающая с противоположным или иным мнением, вразрез с мнением большинства господствую­щей точкой зрения. Парламентская оппозиция группа депутатов парламента или парламентская фракция какой-либо партии, не участвующая в формировании правительства, вы­ступающая по ряду вопросов против правительственной поли­тики. Внутрипартийная оппозиция - группировки, выступаю­щие против каких-либо принципиальных (программных, организационных, тактических) вопросов политики партии и ее руководящих органов.

Организация политическая - объединение людей, создан­ное для реализации ими  политических  интересов,  имеющее определенную структуру, системный характер  построения к деятельности.

Деятельность политической организации предполагает активное участие в политической жизни общества, регуляр­ность отчетов и выборов, подзаконность, выражающуюся в ее регистрации и в возможности контроля за ее деятельностью со стороны государственных органов.

Основным типом политической организации является политическая партия. Кроме партий к политическим организациям относятся союзы трудящихся, молодежные организации и дру­гие, сориентированные на политическую деятельность объеди­нения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты