Мировое сообщество осуждает Г. т. в любых его формах. ООН в 2001 г. приняла резолюцию №1327 «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в суверенных государствах», в которой потребовала от всех государств недопущения вооруженного вмешательства, насильственного изменения или подрыва общественно политического строя, дестабилизации положения или свержения правительств других стран.
Государство - основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания окопов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
Основными признаками Г. являются: особая система органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; право, закрепляющее систему норм, санкционированных государством; территория, на, которую распространяется юрисдикция данного Г.
Г. различаются по формам правления и устройства основных институтов политической власти. Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником. При монархической форме правления источником власти является одно лицо - монарх. При республиканской форме по закону источником власти является народ. По устройству институтов власти Г, подразделяются, на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).
Основные функции современного Г. подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: защита экономической и социальной системы; подавление внутренних противников; управление экономикой, или регулирование хозяйственной деятельности; охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, информационная и идеологическая деятельность. Внешние функции составляют: защиту интересов государства на международной арене; обеспечение обороны страны; поддержание нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества.
Гражданин - лицо, принадлежащее па правовой основе к конкретному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обязанностями. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и от лиц, не имеющих гражданства, находящихся на территории этого государства.
Гражданское общество - общественное устройство, в котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека; в нем нет монополии одной идеологии, одного мировоззрения, провозглашается свобода совести.
Г. о. полностью контролирует государство, которое является функцией общества. Представление о Г. о. прошло длительную эволюцию с середины XVII в. (сочинения Т. Гоббса) и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека в период Французской буржуазной революции XVIII в. Появились «граждане» - равноправные члены общества, осознающие личные интересы, соотнесенные с интересами общества и государства. В результате длительного развития сложилось современное понимание Г. о., основанного на существующем ныне общественном развитии преимущественно стран Западной Европы. Основные элементы Г. о.:
- экономической основой является многоукладная экономика, разнообразие форм собственности с развитыми рыночными отношениями;
- существует правовое государство с разделением властей на законодательную, исполнительную, судебную; утверждено верховенство закона, равенство всех перед законом, реализованы гражданские права на уровне международно признанных норм;
- в политической жизни общество обеспечивает населению доступ к управлению через выборы, партии, союзы, самоуправление;
- действуют нормы общечеловеческой морали и ценностные ориентиры; социальной ячейкой Г. о. является семья.
Г. о. нигде законодательно не зафиксировано и не существует в каком-либо завершенном состоянии. Его нельзя ввести декретом. К нему можно приближаться путем осознанного исторического развития, в том числе и для нашей страны.
Гражданство - политико-правовой термин, обозначающий принадлежность лица определенному государству вне зависимости от того, где гражданин находится: в пределах или вне пределов государственной территории. Политико-правовая связь между государством и человеком, находящимся под его властью, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей, которые по отношению к гражданину устанавливают его политико-правовой статус, отличающий его от иностранных граждан, а от государства требует обеспечения основных прав и свобод граждан везде, где бы она ни находились.
Политический характер вопроса о Г. выражается прежде и предоставлении собственным гражданам всей полноты социально-экономических, политических и личных прав и провозглашенных и гарантированных конституцией государства и его законами, что становится гарантом суверенитета и независимости данного государства. Ключевое значение вопросы Г. приобретают в условиях формирования новых национальных государств, так как позволяют приходящему к власти национальному большинству ослабить влияние оппозиционно настроенной части населения за счет отчуждения некоторого его числа по признаку гражданства (ценз оседлости, место рождения, национальная принадлежность) от участия в управлении государственными делами и формировании властных структур, вывода проводимой ею политики за рамки «общественно допустимой» или «исторически оправданной».
Приобретение Г. происходит, как правило, по рождению (на основе «права крови», т. е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане, или «права почвы» - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, т. е. приема в гражданство на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством.
Признание права каждого человека свободно выбирать гражданство во многих странах мира вместе с тем совмещается и с принципом экспатриации (автоматической утраты прежнего гражданства с приобретением нового), что направлено на недопущение двойного и тройного гражданства, дающего личности возможность ослабить свою юридическую ответственность за противоправные действия, допущенные в том или ином государстве.
В государствах с монархической формой правления термин «гражданство» обычно соответствует термину «подданство».
Гуманизация (от лат. humanus - человечный) - процесс утверждения принципов гуманизма в жизни общества, последовательное установление и развитие общественных отношений, в основе которых находится признание человека как выcшей ценности, его прав на развитие и реализацию своих способностей, свободу, счастье.
Д
Движение политическое - способ существования политических отношений, заключающийся в общественной деятельности по реализации политических интересов. Деятельность включает участие в выработке и проведении в жизнь политики действия ее субъектов (классов, государства, социальных групп, лидеров и др.). Д. п. - следствие материальной и духовной деятельности, обладающее определенной самостоятельностью. Оно может быть прогрессивным, конструктивным, созидательным или сдерживающим, дестабилизирующим, деструктивным.
Деидеологизация (от лат. dе... – отмена +...идеология) - отказ от построения отношений, организации деятельности; функционирования и взаимодействия между государствами и политическими силами на основе их идеологий. Как идея концепция Д. возникла в связи с распространением в мире признания за каждой из социальных сил права на существование, сближением их позиций с точки зрения общечеловеческих проблем и отсутствием между ними принципиально непримиримых, антагонистических противоречий, реально прослеживающимся на Западе затуханием социальных конфликтов спадом их напряженности.
В связи с тем, что идеологии участников политического процесса отражают, как правило, их субъективные, частные интересы, взаимоотношения в деидеологизированном мире должны регулироваться согласно концепции Д. международными нормативно-правовыми актами, двусторонними договорами, традициями взаимодействующих народов и строиться на основе научного или технического решения возникающих проблем, а не противостоянием и конфронтацией.
Противоречивость концепции Д. заключается главным образом в том, что установившиеся принципы международных отношений и регулирующие их акты сформировались в результате соотношения участвующих в нем сил, имеющих свои цели, потребности, идеалы, реализуемые через идеологии неотделимые от них.
Значительный вклад в разработку теории Д. внесли Р. Арон, Д. Белл и др.
Демократизация - процесс утверждения принципов демократии в государственно-политическом устройстве общества, последовательное формирование и развитие демократического строя.
Демократия (от греч. democratia - власть народа. От demos - народ и kratos - власть) - форма государственного устройства, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.
Д. как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением государства. Д. предполагает власть большинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона. Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, всенародных обсуждениях вопросов государственной жизни) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.). Институты демократии наиболее полное развитие получают в правовом государстве.
Деятельность политическая - действия субъектов политики по реализации соответствующих политических интересов. Политическая деятельность есть концентрированное выражение всех сторон общественной деятельности, ее производная, но обладающая и значительной самостоятельностью. Практическая политическая деятельность, интегрируя в себе коренные политические интересы, может иметь конструктивный, созидательный характер или сдерживать, дестабилизировать, вызывать разрушение.
Политическая деятельность включает: объект, субъект, цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Ее своеобразие заключается в особенностях сферы действия (сфера политики, функционирования политической власти) и в специфике элементов, характеризующих данный вид деятельности.
Деспотизм (деспотия) (от греч. despoteia.- неограниченная власть) -1) система государственного устройства, неограниченная монархия, характеризующаяся полным произволом власти, бесправием подданных. Классический Д. характерен для государств Древнего Востока (Ассирии, Вавилона); 2) самовластие, жестокое подавление свободы личности|, произвол по отношению к подчиненным. Деспот - тиран, |неограниченный и жестокий властитель.
Догматизм (от греч. dogma - мнение, учение, решение) - односторонний, схематический, закостеневший метод мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами, положениями без учета конкретных условий, в отрыве от практики и науки, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. В основе Д. лежат: слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений, их абсолютизация, опора на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения. Возникновение Д. исторически связано развитием религиозных представлений, требований веры догматы религии, утверждаемые в качестве непреложной истины. Познавательная основа Д. - явное или неосознанное игнорирование динамичности и конкретности истины, непонимание в ней диалектики абсолютного и относительного, абсолютизация какой-либо из ее сторон. Психологический фундамент Д. заключается в приверженности к выработанным усвоенным приемам и способам познания и деятельности инертности ума и воли. Социальные основания Д. связаны классовой, групповой, корпоративной и личной заинтересованностью в сохранении и отстаивании определенных положений и взглядов, обеспечивающих стабильное положение субъекта. В политике Д. ведет к авторитаризму, монополии на истины, субъективизму и волюнтаризму.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17