Политология - Краткий тематический справочник

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная общность людей, объединен­ных конкретным видом деятельности, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы и складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, общие ценностные ориентации, установки и нормы поведения. В соответствии с видами деятельности различаются К.: трудовые, учебные, спортивные, военные, бытовые и др. К. осуществляет три основные взаимосвязанные функции: обществённо-продуктивную - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он существует; социально-воспитательную - обеспе­чение соответствия общественных, групповых и индивидуаль­ных интересов членов коллектива путем развития способностей индивида; управленческо-политическую - регулирование деятельности членов коллектива и расширение его самоуправ­ления.

Размер и задача коллектива обусловливают его организа­ционную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (бригада, цех, завод). К. обладает официальной (формальной) структурой и. социально-психологической (неформальной), складывающейся на основе лидерства, землячества, национальной принадлежности, симпатий.  Для  К, характерна также степень изменения его состава, что зависит от объективных и субъективных причин.

Компромисс (от лат. compromissum) - 1) соглашение между представителями различных сталкивающихся госу­дарств, политических партий и движений, общественных орга­низаций, политическими лидерами, социальными слоями и группами, классами и т. п.; 2) урегулирование разногласий, достигнутое путем взаимных уступок.

Конвергенции теория (от лат. convergere - приближаться, сходиться) -одна из политологических концепций, предпо­лагающая в общественном развитии тенденцию к сближению политически дивергентных систем - капитализма и социализ­ма с возможностью их последующего синтеза в смешанное общество, сочетающее в себе положительные стороны каж­дого из них. Обосновывается ссылками на интернационали­зацию экономической, политической и культурной деятельно­сти в современную эпоху, на наличие ряда общих структурных и функциональных аспектов у индустриально развитого обще­ства, на необходимость совместного решения общечеловече­ских глобальных проблем. Они получили распространение в западной общественной мысли в 50-60-е годы. К. т. включает широкий диапазон философских, социологических, экономиче­ских, политических взглядов и футурологических прогнозов.

Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - форма коллегиального принятия решения по спорным вопро­сам посредством единодушного согласия всех участников совещания, конференции и других форумов, переговоров. В последние годы К. получил широкое распространение в практике международных и внутриполитических отношений. Он выражает общность позиций (точек зрения) по тому или иному вопросу различных групп и слоев населения на основе достаточного соответствия политических решений их социаль­ным потребностям и интересам. Принцип достижения К. мо­жет становиться основой для подписания межгосударствен­ного, межпартийного и т. п. договора.

Консерватизм (от лат. conservare - сохранять) - 1) обо­значение политического течения в обществе, противостоящего прогрессивным тенденциям социального развития, привержен­ного ко всему неизменному, устоявшемуся, традиционному, выступающего против кардинальных преобразований и нов­шеств. Носителями идеологии К. выступают классы и общест­венные слои, партии и движения, заинтересованные в сохра­нении существующих общественных порядков. Термин «К.» впервые был применен французским писателем. Ф. Шатобрианом для обозначения идеологии феодально-аристократической реакции периода буржуазной революции во Франции в XVIII в. В XX в. К. в развитых странах 3апада стал выражать интересы некоторых промышленных и банковских кругов, выступающих за сохранение свободы рыночных отношений, сопротивляю­щихся наступлению государственной монополии; 2) в запад­ном литературе распространено также так называемое ситуационное понимание (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др.) К. как системы, идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее объективного значения и места в историческом процессе.

Контрреволюция - действия реакционных сил, кругов, на­правленные на удушение революционной борьбы народов и государств, идущих по пути глубоких социальных преобразований, на реставрацию насильственным путем (вторжение войск, диверсии, непосредственная помощь местной реакции и т. д.) прежних режимов.

Конфедерация (от лат. confederatio - союз, объедине­ние) - 1) форма межгосударственного устройства, при кото­ром государства, образующие К., полностью сохраняют свою независимость (суверенитет), имеют собственные органы власти и управления; они создают объединенные органы с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам (военным, внешнеполитическим и т. п.); 2) союз, объеди­нение каких-либо организаций, групп, партий, профсоюзов для защиты своих интересов, поддержки и согласования действий.

Конфликт политический - форма политических отношений, характеризуемая острым столкновением противоположных интересов, взглядов и сил их участников на основе сущест­вующих между ними противоречий.

В самом общем виде К. п. делятся на два типа: внутри­политические, когда основным вопросом становится вопрос о власти, лидерстве в государстве, обществе, движении, партии, и внешнеполитические (международные), возникающие на основе различий в системах общественно-политических цен­ностей, противоречий и борьбы внутри той или иной группы государств. Внутри этой типологии К. п. классифицируется по природе и характеру протекания конфликта, по его целям и масштабам, применяемым средствам и особенностям доктрин, осуществляемых в ходе конфликта, и т. д. Однако К. п. всегда представляет собой единство объективного и субъективного, когда на действительные материально-экономические источ­ники конфликта накладывается исключительно индивидуаль­ное понимание его основ участниками событий. Первая сторона определяет причину возникновения К. п., вторая - его содержательное наполнение.

В своем развитии К. п. проходит, как правило, несколько стадий: от осознания наличествующих противоречий до ис­пользования военной силы для их разрешения. Поэтому всегда необходим тщательный анализ объекта и причин конфликта, состава его участников, условий и исторических корней его возникновения, реального уровня его напряженности и устой­чивости, что только и может определить характер усилий по его оптимальному разрешению.

К основным методам, путям преодоления К. п. относятся:

1) метод «избегания» конфликта (уход с политической арены того или иного лидера, всевозможные уступки или игнориро­вание акций противостоящих общественно-политических сил); 2) метод «откладывания» конфликта («сдача» своих позиций одной из сторон до накопления или перегруппировки своих сил); 3) метод третейского разбирательства или арбитража (когда стороны добровольно передают третьей стороне право разрешения противоречия); 4) метод «примирения» (через переговоры и сближение позиций). Во всех случаях крите­рием эффективности предпринимаемых усилий становится устойчивость достигаемого состояния стабильности, которая остается незначительной в первых трех случаях и достаточной лишь в четвертом. Именно поэтому мировое сообщество в лице ООН настойчиво рекомендует строить отношения между госу­дарствами, общественно-политическими силами и движениями на основе максимального учета интересов каждого из субъек­тов политики и установления между ними взаимопонимания, цивилизованных форм разрешения противоречии.

Конформизм - морально-психологический и социально-политический термин, отражающий установочно-поведенческую сторону жизнедеятельности человека и означающий некритическое принятие и следование личностью существую­щему порядку вещей, авторитетам, пропагандистским клише, устоявшимся мнениям или традициям, стереотипам массового сознания вследствие отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, социальной или психической пассивности, а также в связи с чрезвычайной убедитель­ностью, силой давления противостоящего воздействия.

Формирование К. граждан государства является одной из важнейших задач воспитания всякой тоталитарной и автори­тарно-бюрократической системы, стремящейся создать «моно­литное единство» граждан. В общих чертах К. достигается политикой обособления страны, изоляции ее от других госу­дарств, ограничением доступа членам общества к информации, подавлением индивидуализма, поощрением вмешательства государства и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха, фанатичной веры в обладание абсолютными знаниями.

Кооперация в политике - добровольное объединение различных политических сил (субъектов политики) в процессе политической деятельности, которое определяется соотноше­нием их политических интересов, политических целей. Характеризуется консенсусом (согласием) субъектов политики, т. е. таким состоянием, когда интересы отдельно взятого субъекта наиболее оптимально сочетаются с интересами других политических сил, а также с объективными потребностями, инте­ресами общества в целом.

Кризис (от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход) -острейшая форма проявления социального противо­речия, связанная с нарушением политической стабильности баланса интересов больших социальных групп. Противоречие является объективной основой кризиса, а его субъективная составляющая - осознание политической ситуации как крити­ческой, ощущение «пределов», «тупиков», невозможности дальнейшего движения по линии прогресса.

По масштабам кризисы могут быть локальными и глобальными. Локальные кризисы охватывают лишь отдельные сторо­ны жизни общества, отдельных социальных групп. Глобаль­ные кризисы связаны со многими сторонами жизни общества, его глобальными проблемами, которые представляют собой не что иное, как ряд кризисов.

Л

Легальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также обще­принятых нормах.

Легитимность (от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представ­лениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.

Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.

Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действитель­ности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответ­ствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки пове­дения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляет­ся наличием специального государственного аппарата, испол­няющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.

Достижение Л. социально-политического порядка, как пра­вило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты