Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная общность людей, объединенных конкретным видом деятельности, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы и складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, общие ценностные ориентации, установки и нормы поведения. В соответствии с видами деятельности различаются К.: трудовые, учебные, спортивные, военные, бытовые и др. К. осуществляет три основные взаимосвязанные функции: обществённо-продуктивную - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он существует; социально-воспитательную - обеспечение соответствия общественных, групповых и индивидуальных интересов членов коллектива путем развития способностей индивида; управленческо-политическую - регулирование деятельности членов коллектива и расширение его самоуправления.
Размер и задача коллектива обусловливают его организационную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (бригада, цех, завод). К. обладает официальной (формальной) структурой и. социально-психологической (неформальной), складывающейся на основе лидерства, землячества, национальной принадлежности, симпатий. Для К, характерна также степень изменения его состава, что зависит от объективных и субъективных причин.
Компромисс (от лат. compromissum) - 1) соглашение между представителями различных сталкивающихся государств, политических партий и движений, общественных организаций, политическими лидерами, социальными слоями и группами, классами и т. п.; 2) урегулирование разногласий, достигнутое путем взаимных уступок.
Конвергенции теория (от лат. convergere - приближаться, сходиться) -одна из политологических концепций, предполагающая в общественном развитии тенденцию к сближению политически дивергентных систем - капитализма и социализма с возможностью их последующего синтеза в смешанное общество, сочетающее в себе положительные стороны каждого из них. Обосновывается ссылками на интернационализацию экономической, политической и культурной деятельности в современную эпоху, на наличие ряда общих структурных и функциональных аспектов у индустриально развитого общества, на необходимость совместного решения общечеловеческих глобальных проблем. Они получили распространение в западной общественной мысли в 50-60-е годы. К. т. включает широкий диапазон философских, социологических, экономических, политических взглядов и футурологических прогнозов.
Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - форма коллегиального принятия решения по спорным вопросам посредством единодушного согласия всех участников совещания, конференции и других форумов, переговоров. В последние годы К. получил широкое распространение в практике международных и внутриполитических отношений. Он выражает общность позиций (точек зрения) по тому или иному вопросу различных групп и слоев населения на основе достаточного соответствия политических решений их социальным потребностям и интересам. Принцип достижения К. может становиться основой для подписания межгосударственного, межпартийного и т. п. договора.
Консерватизм (от лат. conservare - сохранять) - 1) обозначение политического течения в обществе, противостоящего прогрессивным тенденциям социального развития, приверженного ко всему неизменному, устоявшемуся, традиционному, выступающего против кардинальных преобразований и новшеств. Носителями идеологии К. выступают классы и общественные слои, партии и движения, заинтересованные в сохранении существующих общественных порядков. Термин «К.» впервые был применен французским писателем. Ф. Шатобрианом для обозначения идеологии феодально-аристократической реакции периода буржуазной революции во Франции в XVIII в. В XX в. К. в развитых странах 3апада стал выражать интересы некоторых промышленных и банковских кругов, выступающих за сохранение свободы рыночных отношений, сопротивляющихся наступлению государственной монополии; 2) в западном литературе распространено также так называемое ситуационное понимание (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др.) К. как системы, идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее объективного значения и места в историческом процессе.
Контрреволюция - действия реакционных сил, кругов, направленные на удушение революционной борьбы народов и государств, идущих по пути глубоких социальных преобразований, на реставрацию насильственным путем (вторжение войск, диверсии, непосредственная помощь местной реакции и т. д.) прежних режимов.
Конфедерация (от лат. confederatio - союз, объединение) - 1) форма межгосударственного устройства, при котором государства, образующие К., полностью сохраняют свою независимость (суверенитет), имеют собственные органы власти и управления; они создают объединенные органы с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам (военным, внешнеполитическим и т. п.); 2) союз, объединение каких-либо организаций, групп, партий, профсоюзов для защиты своих интересов, поддержки и согласования действий.
Конфликт политический - форма политических отношений, характеризуемая острым столкновением противоположных интересов, взглядов и сил их участников на основе существующих между ними противоречий.
В самом общем виде К. п. делятся на два типа: внутриполитические, когда основным вопросом становится вопрос о власти, лидерстве в государстве, обществе, движении, партии, и внешнеполитические (международные), возникающие на основе различий в системах общественно-политических ценностей, противоречий и борьбы внутри той или иной группы государств. Внутри этой типологии К. п. классифицируется по природе и характеру протекания конфликта, по его целям и масштабам, применяемым средствам и особенностям доктрин, осуществляемых в ходе конфликта, и т. д. Однако К. п. всегда представляет собой единство объективного и субъективного, когда на действительные материально-экономические источники конфликта накладывается исключительно индивидуальное понимание его основ участниками событий. Первая сторона определяет причину возникновения К. п., вторая - его содержательное наполнение.
В своем развитии К. п. проходит, как правило, несколько стадий: от осознания наличествующих противоречий до использования военной силы для их разрешения. Поэтому всегда необходим тщательный анализ объекта и причин конфликта, состава его участников, условий и исторических корней его возникновения, реального уровня его напряженности и устойчивости, что только и может определить характер усилий по его оптимальному разрешению.
К основным методам, путям преодоления К. п. относятся:
1) метод «избегания» конфликта (уход с политической арены того или иного лидера, всевозможные уступки или игнорирование акций противостоящих общественно-политических сил); 2) метод «откладывания» конфликта («сдача» своих позиций одной из сторон до накопления или перегруппировки своих сил); 3) метод третейского разбирательства или арбитража (когда стороны добровольно передают третьей стороне право разрешения противоречия); 4) метод «примирения» (через переговоры и сближение позиций). Во всех случаях критерием эффективности предпринимаемых усилий становится устойчивость достигаемого состояния стабильности, которая остается незначительной в первых трех случаях и достаточной лишь в четвертом. Именно поэтому мировое сообщество в лице ООН настойчиво рекомендует строить отношения между государствами, общественно-политическими силами и движениями на основе максимального учета интересов каждого из субъектов политики и установления между ними взаимопонимания, цивилизованных форм разрешения противоречии.
Конформизм - морально-психологический и социально-политический термин, отражающий установочно-поведенческую сторону жизнедеятельности человека и означающий некритическое принятие и следование личностью существующему порядку вещей, авторитетам, пропагандистским клише, устоявшимся мнениям или традициям, стереотипам массового сознания вследствие отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, социальной или психической пассивности, а также в связи с чрезвычайной убедительностью, силой давления противостоящего воздействия.
Формирование К. граждан государства является одной из важнейших задач воспитания всякой тоталитарной и авторитарно-бюрократической системы, стремящейся создать «монолитное единство» граждан. В общих чертах К. достигается политикой обособления страны, изоляции ее от других государств, ограничением доступа членам общества к информации, подавлением индивидуализма, поощрением вмешательства государства и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха, фанатичной веры в обладание абсолютными знаниями.
Кооперация в политике - добровольное объединение различных политических сил (субъектов политики) в процессе политической деятельности, которое определяется соотношением их политических интересов, политических целей. Характеризуется консенсусом (согласием) субъектов политики, т. е. таким состоянием, когда интересы отдельно взятого субъекта наиболее оптимально сочетаются с интересами других политических сил, а также с объективными потребностями, интересами общества в целом.
Кризис (от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход) -острейшая форма проявления социального противоречия, связанная с нарушением политической стабильности баланса интересов больших социальных групп. Противоречие является объективной основой кризиса, а его субъективная составляющая - осознание политической ситуации как критической, ощущение «пределов», «тупиков», невозможности дальнейшего движения по линии прогресса.
По масштабам кризисы могут быть локальными и глобальными. Локальные кризисы охватывают лишь отдельные стороны жизни общества, отдельных социальных групп. Глобальные кризисы связаны со многими сторонами жизни общества, его глобальными проблемами, которые представляют собой не что иное, как ряд кризисов.
Л
Легальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также общепринятых нормах.
Легитимность (от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представлениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.
Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.
Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действительности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки поведения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляется наличием специального государственного аппарата, исполняющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.
Достижение Л. социально-политического порядка, как правило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17