Политология - Краткий тематический справочник

Согласно концепции, социальная революция становится возможной при наличии в стране ряда объективных условии: революционной ситуации и в достаточной степени развитого субъективного фактора (организованных  и  подготовленных революционных сил и партий, лидеров, способных повести за собой массы), что соответственно дает ответ на вопросы о том, может ли данная революция привести к разрушению старого и формированию нового общества, возможна ли она вообще и, если будет, то какой по своему характеру и осо­бенностям.

Известная идеологическая направленность изучения фено­менов Р. с.; противоречивость (согласно президентам) получаемых в ходе ее результатов, не всегда отвечающих начертанным на знаменах Р. с. лозунгам; сопровождающее революцию насилие в значительной мере охладили интерес ученых и политиков к этому явлению в последние годы, сделали проблематичным адекватное отражение вопросов жизнедеятельности современного общества на его переломных этапах через Р. с. к., привели к формальному неприятию большинством политических сил и движений идей Р. с. и мер по ее ускорению. Вместе с тем, ясно указывая на возможность подобных явлений, история общественного развития все же заставляет непредвзято мыслящих теоретиков изучать истоки, характер, движущие силы и особенности Р. с.

Реидеологизация - концепция, обосновывающая необхо­димость и активную роль идеологии в жизни и деятельности общества.

Концепция Р. приходит на смену концепциям деидеологизации в связи с очевидной невозможностью исходить только из положений науки и техники при строительстве нормальных взаимоотношений между различными государствами, социаль­ными группами и политическими течениями. По мнению тео­ретиков Р., отчетливо просматривающийся рост активности политических партий и движений, усиление влияния новых со­циальных идей, так называемый «взрыв идеологий» поставили задачу выработки всеохватывающей «глобальной идеологии» или возрождения утраченных ценностей и идеалов, что могло бы дать цивилизации новый импульс в ее развитии, усилить ее жизнеспособность. Эту задачу не может выполнить ни одна наука, но ее решение необходимо, так как без учета всего многообразия реальных идеологий, без выработки единой кон­солидирующей идеи не может быть достигнуто никакого реального движения вперед по пути общественного прогресса.

Появление концепций Р. связывается с трудами таких уче­ных, как Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилзи, и относится к 70-м годам XX в.

Республика (от лат. respublica - общественное дело, госу­дарство) - 1) форма государственного правления, при кото­рой все высшие органы государственном власти либо изби­раются либо формируются общенациональными представи­тельными учреждениями (парламентами), а граждане обла­дают личными и политическими правами; 2) государство с та­кой формой правления.

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) -всенародное голосование, (опрос) по какому-либо важному вопросу жизни государства и общества.

Реформа (от лат. reformo - преобразовывать) – преобра­зование, изменение, переустройство в обществе (в обществен­ных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо для сохране­ния основ данного строя либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае Р. высту­пает предохранительной реакцией господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором - борьба за глубо­кие реформы может быть особой формой революционных процессов. Наиболее сложный вопрос, возникающий в связи с правильным пониманием сущности и возможности Р., - ее соотношение с революцией. В решении этой проблемы суще­ствуют две метафизические крайности: реформистское отри­цание революции на основе абсолютизации роли Р. и левацкое отрицание Р., якобы отвлекающих от революции как единст­венного способа решения коренных социальных проблем. Было бы ошибкой противопоставлять Р. (тем более совокуп­ность глубоких преобразований) революции. Соотношение между ними требует конкретно-исторического анализа. Гло­бальные проблемы современности диктуют необходимость от­каза от насильственных форм решения острых социальных коллизий, требуют новых средств для осуществления назрев­ших преобразований.

С

Самоопределение - 1) осознание и определение субъек­том своего места в общественном развитии; 2) определение народом своей воли по поводу национально-государственного устройства.

Свобода - степень автономии (самостоятельности) субъек­та (личности, группы, организации и т. д.), возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей, наличие политических и других прав, их гарантированность. С. - способность человека к активной деятельности в соот­ветствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осу­ществляется благодаря объективной возможности или внеш­ней свободе, для такой деятельности.

С. - понятие многоплановое, имеющее ряд аспектов. Оно включает осознание субъектом своих интересов и возможно­стей, способность выбирать и действовать со знанием дела, подчинять инстинктивные влечения разумной нравственной воле и высшим ценностям. В зависимости от сферы действия субъекта различают свободу экономическую (в сфере трудо­вых отношений, обмена результатами деятельности), полити­ческую (свобода слова, собраний, митингов и др.), религиоз­ную (свобода совести), интеллектуальную и т. д.

С. всегда имеет конкретно-исторический характер. Она обусловлена уровнем развития производительных сил, обще­ственных отношений и культуры. Ее основной критерий - сте­пень автономности людей в общественной жизни, полнота удовлетворения их потребностей.

Свободы от оценочных суждений принцип - требование четко отделять констатацию фактов от их оценки как достой­ных порицания или одобрения, желаемых или не желаемых. Этот принцип был сформулирован и развит М. Вебером, ко­торый исходил из того, что достоверность и истинность эмпирически констатируемых фактов, с одной стороны, и их значимость в качестве  практических  императивов  (этических, правовых, эстетических, политических) - с другой, находятся в совершенно различных «гетерогенных» плоскостях.

Данный принцип в западной социологии был подвергнут жесткой критике, основанием для которой послужило: 1) от­сутствие в социологии примеров его последовательного прове­дения; 2) опасение, что следование данному принципу чревато отрывом социологии от общественно-политической жизни; 3) использование философско-методологических установок, отличных от тех, на основе которых Вебер сформулировал и развил свой принцип.

Сепаратизм (от лат. separatus - отделенный) - осно­ванное на узких интересах стремящихся к власти определен­ных кругов общества или социально-политической общности, движение за отделение, обособление и создание самостоятель­ных государств или автономных областей по национальному, региональному, территориальному или еще какому-либо при­знаку.

Сепаратистские настроения, как правило, сознательно разжигаются местной правящей или культурной элитой, частью радикально настроенного населения, религиозной верхушкой, сеющими национальную или религиозную рознь, чтобы до­биться раскола и путем отделения установить свое монополь­ное политическое или экономическое господство в данной области или религиозной общине.

Для ослабления того или иного государства С. целена­правленно может инспирироваться и подогреваться извне. В этом случае его поддержка нередко провоцирует долгие и кровопролитные гражданские войны, что в конечном итоге ослабляет нацию, делает ее более зависимом от любого внеш­него воздействия, разрушает ее единство.

С. отличается от движения за национальное самоопреде­ление угнетенных народов, когда создание суверенного нацио­нального государства отвечает действительным интересам всего народа, а не некоторой его части, когда национальные проблемы усугубляются гнетом народа-поработителя и реаль­ный путь уменьшения страданий - освобождение от внешнего гнета.

Сила политическая - взаимодействие сторон политическо­го отношения, выражающееся в способности одной влиять на деятельность другой, преодолевать ее действие или изменять ее меру. Сторонами политической силы как отношения высту­пают субъекты политики, наделенные сознанием и волей, имеющие специфические политические средства, с которыми они вступают во взаимодействие. Политическая сила является существенной особенностью политической власти. Подчинение объекта осуществляется субъектом власти путем воздействия на систему регуляторов его деятельности, в качестве которых может выступать воля, сознание и поведение. Их изменение обеспечивает субъекту и соответствующие изменения деятель­ности объекта.

Ситуация политическая (от франц. situation - ситуация) - совокупность политических обстоятельств, положение, обста­новка. Определяется конкретным взаимодействием элементов политических отношений. Различают международную и внут­ригосударственную ситуации, революционную и контрреволю­ционную, благоприятную и неблагоприятную и др.

Ситус - термин, характеризующий общность положения индивидов по роду их профессиональной деятельности и общ­ности интересов вне зависимости от их социального положе­ния и сословной принадлежности. Используется в концепции «постиндустриального общества» Д. Белла для  обозначения объединения людей в социальной структуре общества по вер­тикальной оси (наряду с объединением по горизонтали по имущественному признаку - статусом).

По мнению Д. Белла, в индустриальном обществе практи­чески перестает действовать и постепенно разрушается со­словное единство и сознание индивидов. На смену ему при­ходит целостность интересов и политических целей групп людей, объединенных совместной деятельностью и профессио­нальной принадлежностью, что, в конечном счете, и определяет политику в обществе. Ситусы, а не страты, по Беллу, становятся основными политическими единицами развитого пост­индустриального общества.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - междуна­родное объединение независимых государств, провозглашен­ное 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларацией, подписан­ной главами государств - Азербайджанской Республики, Рес­публики Армения, Республики Беларусь, Республики Казах­стан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Россий­ской Федерации, Республики Таджикистан, Турк­менистана, Республики Узбекистан и Украины.

Учредители СНГ стремятся построить демократические правовые государства, которые будут развиваться на основе взаимного признания и уважения суверенитета и равенства, права на самоопределение, принципов равноправия и невмеша­тельства во внутренние дела, отказа от применения силы и уг­розы силой, любых методов давления, мирного урегулирования споров, уважения, прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестно выполнять обяза­тельства и нормы международного права, уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существую­щих границ. Государства будут укреплять отношения дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества, служить сохранению мира и межнационального согласия.

Взаимодействие будет осуществляться на принципе равно­правия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе. Их деятельность определяется соглаше­ниями, но это не является ни государством, ни надгосударственным образованием («Совет глав государств», «Совет глав правительств», а также объединенное командование военно-стратегического пространства и др.).

СНГ открыто с согласия всех его участников для присоеди­нения к нему иных государств, разделяющих цели и принципы содружества.

Соглашение о создании Содружества вступает в силу для каждой из сторон с момента его ратификации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты