Альтернативные выборы - избрание лица в какой-либо орган из двух или большего числа конкурирующих между собой претендентов; выбор избирателями одного варианта решения из двух или нескольких, даже не обязательно исключающих друг друга. В ходе выборов в представительные органы власти в государствах с высоким уровнем развития демократии населению, как правило, предоставляется возможность на основе собственных предпочтений определить наиболее достойного из двух или более кандидатов. При одном же кандидате может произойти только его избрание, но не выбор.
Амбиции политические (от лат. ambitio - обостренное самолюбие, честолюбие, хвастовство) - форма политического субъективизма, базирующаяся на сугубо личных представлениях и оценках политических явлений и процессов, на преувеличении своих возможностей, обостренном самолюбовании, снеси, чванстве, зазнайстве, приводящих к политиканству, интриганству, беспринципности в политических решениях, наносящих вред обществу.
Анархия (от греч. anarchia - безвластие, безначалие) - идеал общественного устройства, исключающий государственную власть, основанный на самоуправлении отдельных коммун, общин, семей и других первичных общностей людей. Идея анархии первоначально была выражена Платоном (427-347 гг. до н. э.). Позднее она распространилась в утопиях Средневековья, стала содержанием учений У. Гудвина, М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина, некоторых современных политических деятелей. В обыденном сознании А. - беспорядок в общественной жизни, дезорганизация, беззаконие, отсутствие руководящего начала в реальных процессах.
Анклав (от лат. inclavare - запирать на ключ) - территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон сухопутной территорией другого государства или государств (например, бельгийские А. Барле-Нассау и Барле-Хорти на территории Нидерландов, анклав ФРГ Бю-зенген на территории Швейцарии и т. п.). Являясь неотъемлемой частью того государства, которому он принадлежит, А. вместе с тем существует и особых условиях, связанных с организацией политического, экономического и другого взаимодействия А. с основной территорией государства, а также с порядком и правилами проезда на его территорию через территорию других стран, что зависит от характера заключенных в связи с этим договоров и культурой (точностью) их исполнения.
А., имеющий выход в море, примято называть полуанклавом (например, испанские территории Суета и Мелилья, окруженные территорией Марокко, по имеющие выход в Средиземное море).
Аномия (от греч. а...+nomos беззаконие, безнормность) - состояние общества или его части, при котором его члены, зная о существовании тех или иных нормативно-правовых, нравственных норм, не выполняют их, относятся к ним отрицательно или равнодушно.
К причинам появления А. относят: 1) утрату институтами и учреждениями, промежуточными между человеком и государством, своих прежних функций носителей власти и расширение границ «индивидуализации» общества. Это происходит, как правило, в условиях перехода общества в новую фазу своего развития, когда противоречия между потребностями членов общества и возможностями по их удовлетворению постоянно нарастают, а моральная саморегуляция общества ослабевает (подрывается сила коллективного морального надзора и поддержки, происходит крушение до этого твердых жизненных норм и образцов поведения общества); 2) несогласованность, конфликт между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, когда люди не могут достичь морально поддерживаемых обществом целей им же установленными средствами.
Состояние А. общества, группы или индивида обычно сопровождается отказом от признания единых морально-правовых основ деятельности по достижению общих социально значимых целей и стремлением либо подчинить свою линию поведения наиболее сильному влиянию, либо выработать собственную, новаторскую, отличную от всех тактику деятельности.
В зарубежной литературе теория А. разрабатывалась в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
Апатридизм (аполидизм) (от греч. а... + ... patris - не имеющий родины; а...+…polis - лишенный отечества - безгосударственность) – термин, обозначающий социально-правовое положение лиц, не имеющих гражданства или подданства ни одного из государств мира.
В основном А. наступает вследствие расхождений в законодательствах различных государств о гражданстве после того, как лицо утрачивает гражданство одного государства и не приобретает никакого другого (изменение в семейном положении и выезд за рубеж, добровольная политическая эмиграция, лишение гражданства и высылка из страны и т. п.).
Несмотря на то, что лица, утратившие гражданство, полностью подчиняются законам страны пребывания, они ограничиваются, как правило, в правах (например, избирательное право) и не могут рассчитывать на дипломатическую защиту, предоставляемую посольствами лицам других государств.
Состояние апатридизма - не поощряемая мировым сообществом и всячески им ограничиваемая, социально-правовая аномалия (см. Конвенцию о статусе апатридидов, Конвенцию о сокращении безгражданства).
Аполитизм (аполитичность) - отрицательное или безразличное (действительное или мнимое) отношение к политике. Наступает в условиях: а) невозможности реализации личностью своих политических прав, интересов или целей в сложившейся общественно-политической ситуации; б) осознанного неприятия проводимого политического курса; в) имманентно присущей индивиду индеферентности по отношению к любым процессам и явлениям окружающей действительности; г) полной удовлетворенности тем или иным человеком своим положением в обществе.
А. проявляется в форме абсентеизма (уклонения от участия и выборах), нежелания занимать руководящие государственные или общественные посты, пассивности в ходе массовых политических мероприятий, референдумов, уклонения от участия в политической борьбе в любых ее формах, отказе принимать участие в деятельности политических партий и общественно политических .организаций, в некоторых других формах Как явление А. может возникнуть как на основе безрезультатности попыток разрешения личностью ее конфликтов с обществом или государством, так и под воздействием целенаправленной идеологической обработки, отвлекающей индивидуумов от острых политических проблем или специальной деятельности властных структур по их отчуждению от реальною участия в политике.
Б.
Баланс политических сил, интересов (от франц. balance - букв, весы) - совокупность показателей, характеризующих положительные и отрицательные качества взаимодействующих субъектов политической деятельности, совпадение или несовпадение задач и целей их деятельности. На основе учета Б. п. с., и. может быть правильно выработана политическая стратегия и тактика деятельности партии, движений, лидеров. Изучение Б. п. с., и. - задача многоаспектная, требующая обширных исходных данных, знании, интуиции, умения прогнозировать проведение взаимодействующих сторон. Для этого исследуются: состояние политической культуры и традиций общества в целом, его классов, наций, социальных общностей; степень сознательности, организованности и стихийности политических движений; наличие и зрелость политических движений и партий; качества лидеров, прогрессивность выдвигаемых ими целей и программ; содержание тактической и стратегической линий; формы действия политических сил и их соответствие условиям; степень поддержки союзников, обстановка на международной арене и др.
Бытие политическое - конкретно-историческая система политических отношений в обществе, которая охватывает сложные сферы взаимодействия экономики, права и политики. Оно отражает реальное состояние социально-классовых и межнациональных отношений, деятельности политических партий, союзов, народных фронтов и других политических движений. Б. п. зависит от объективных условии и субъективных факторов как внутригосударственного, так и межгосударственного порядка, может характеризоваться как стабильное или нестабильное, чреватое опасностями, конфликтами, кризисами и другими явлениями. Правовой срез Б. п., например, составляют реальные политические права и свободы человека, зафиксированные в законодательных актах.
Бюрократия (от франц. bureau - бюро, канцелярия и от греч. kratos - власть, господство - букв. власть канцелярии) - специфическая форма организации управленческих отношений и структур общества, характеризуемая отрывом центров власти от воли и решений большинства народа, главенством формы деятельности над ее содержанием, подчинением правил и задач своего функционирования целям сохранения и укрепления сложившейся системы Б. Носитель этой системы - привилегированный слой служащих, призванный осуществлять власть и господство в обществе (организации), бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей элиты. К важнейшим чертам Б. относятся иерархичность, жесткая регламентация в отношениях между институтами и группами, многоступенчатость в передаче информации, конформизм и авторитарность сознания и поведения ее членов, самовоспроизводство. С деятельностью Б. связаны: чинопочитание, карьеризм, угодничество, формализм, бездушие, волокита. Перенос акцента функционерами Б. с целей организации на ее средства является одной из основных функций Б., в результате чего средства (иерархия власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование инструкциям и т. п.) превращаются в самоцель. Одной из важных проблем в теории Б. является вопрос об узаконении бюрократической власти, в котором можно выделить два основных направления его решения: во-первых, Б. существует и функционирует за счет привлечения в свои ряды людей, наделенных необходимыми обществу знаниями и умениями (представительная Б.), и, во-вторых, Б., существующая за счет подавления противостоящих ей структур и принятия необходимых санкций для своего упрочения (авторитарная Б.). В этом случае Б. существует потому, что является властью. Б. первого рода характерна для демократического общества, второго - для тоталитарного и авторитарного.
В
Власть - в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие па деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.).
Научный подход к определению В. как одной из основных категорий политологии требует учета множественности ее проявлений в обществе, выяснения специфических особенностей отдельных ее видов - экономической, политической (в том числе государственной, общественной), семейной; разграничения классовой, групповой, личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу; разграничения особенностей, форм и методов проявления власти в различных социальных и политических системах.
Наиболее важным видом В. является политическая В., представляющая собой реальную способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах; она характеризуется социальным господством и руководством тех или иных классов. Центральным институтом политической В. является государство.
К основным формам проявления В. относятся господство, руководство, управление, организация, контроль. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Руководство обозначает способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17