Управление персоналом

претендентов; претендента или группу могут интервьюировать одновременно

несколько человек (линейный руководитель, прошедший специальное обучение по

отбору претендентов и методам собеседований; психолог, который теперь есть

в штате любой средней, а тем более крупной западной фирмы; менеджер по

персоналу; представитель коллектива). Групповое интервью дает более

объективную и справедливую оценку кандидатов, хотя и создает психологически

сложные ситуации.

Беседа с глазу на глаз психологически более комфортна, раскованна, так

как здесь лучше контролируется ситуация, ее легче организовать, но

результаты могут оказаться субъективными, а оценка ошибочной. Например,

внешняя привлекательность в значительной мере влияет на положительное

мнение собеседующих (стереотип «красивости», в равной мере принадлежащий

как мужчинам, так и женщинам). Люди с привлекательными внешними данными

чаще считаются более социально желательными. В 70% случаев прием на работу

осуществляется именно на основе личной симпатии.

Другими ошибками в интервью являются предъявление неадекватных

требований и воздействие иррациональных факторов, например настроения.

Считается, что в ходе подготовки предварительного собеседования

необходимо выяснить следующие основные вопросы:

1. Какие личные качества кандидата (знания, опыт, установки) требуются

для выполнения той или иной работы.

2. С помощью каких вопросов, задаваемых всем без исключения

кандидатам, можно извлечь необходимую информацию и сузить до предела круг

последних.

3. Кто должен быть привлечен в качестве интервьюеров — один человек

или несколько — ив какой форме проводить собеседование. Если предпочитается

групповое интервью, считающееся более надежным, встает вопрос о

председателе комиссии. Он представляет кандидатам экспертов, объясняет

порядок проведения собеседования, устраняет психологические барьеры и

создает необходимую атмосферу, принимает окончательное решение в случае

разногласий.

Считается, что лица, проводящие кадровое собеседование (интервьюеры),

должны уметь:

формулировать вопросы в соответствии с целями беседы и правильно их

ставить (в начале беседы вопросы должны быть немногочисленными, но

широкими, позволяющими «разговорить» человека);

контролировать с помощью вопросов, знаков одобрения, смены время от

времени направления разговора его ход, приспосабливать свой стиль к

личности претендента и конкретным обстоятельствам, выявлять и обсуждать его

сложные проблемы с учетом того, что претендент имеет в беседе свои цели и

стремится их реализовать;

доброжелательно слушать, предоставлять возможность демонстрировать

себя, резюмировать, выносить суждения, принимать правильные решения;

сохранять в тайне полученные сведения, защищать их от

несанкционированного доступа (обсуждать их, как и любую кадровую

информацию, с лицами, не принимающими решений о судьбе претендента,

например социологами, можно только анонимно);

быть представительными, аккуратно и со вкусом одетыми, ибо это всегда

импонирует претендентам и формирует благоприятный имидж организации.

Кадровое собеседование требует тщательной подготовки. Во-первых,

необходимо создать комфортные условия для беседы в кабинете или специальной

комнате, где все должно располагать к деловому разговору, снятию вполне

естественного напряжения претендента, что позволит ему быть наиболее

откровенным.

Это обеспечивается мягким приглушенным освещением, «теплой» окраской

стен, удобной мебелью. Лучше всего проводить беседу сидя в одинаковых по

высоте креслах у небольшого столика. Если интервьюер сидит за письменным

столом, то на последнем не должно быть лишних предметов, особенно крупных,

создающих барьер между собеседниками настольной лампы, компьютера, пишущей

машинки и проч.

Во-вторых, интервьюер должен хорошо знать организацию, условия и

характер предлагаемой работы, требования, предъявляемые к должности, и

иметь возможность исчерпывающе ответить на вопросы претендента.

В-третьих, необходимо предварительно тщательно ознакомиться с

документами и биографией кандидата, определить исходя из потребностей

организации вопросы, которые надо задать (не следует ставить вопросы,

ответы на которые очевидны, и начинать сразу со сложных и «трудных»,

особенно задавать их подряд), и продумать способы перепроверки ответов.

Необходимо также определить общий (формальный или неформальный) характер

беседы.

Нельзя заставлять людей ждать, так как это усиливает их и без того

напряженное состояние; человека принимают улыбкой, крепким рукопожатием,

осведомляются, как он добрался, знакомят с другими интервьюерами.

Беседа начинается с представления сотрудника кадровой службы и других

интервьюеров (если они есть), рассказа об организации, ситуации в ней и о

соответствующей должности.

Считается целесообразным придерживаться следующих правил проведения

интервью:

— не разговаривать с кандидатами, не предложив им присесть;

— не демонстрировать занятость и не делать в их присутствии других

дел;

— проявлять непредвзятость, дружелюбие, чаще упоминать имя

претендента;

— обстоятельно отвечать на его вопросы и реплики;

— не показывать своего отношения к его личным документам;

— не спешить давать авансов на будущее;

— скрывать свое настроение;

— изучать или угадывать психологическое состояние посетителя;

— научиться отказывать так, чтобы за это благодарили;

— соблюдать требования трудового законодательства.

Беседа может проводиться по схеме (на основе специального бланка или

полуформальных вопросов), а также без схемы. При схематической беседе

зачастую можно получить неполную информацию. Для неформальной беседы

готовятся только основные вопросы, но она требует серьезной подготовки;

кроме того, здесь имеется опасность отклонения от темы и

непоследовательности.

С точки зрения объекта выделяют следующие виды бесед.

По биографии кандидата. Она позволят оценить прошлые успехи, но не

характеризует сегодняшнюю ситуацию и мотивацию к будущей работе. Иногда при

выяснении жизненного пути лучше исследовать конкретный период или яркий

эпизод.

По ситуации. Претенденту предлагается для решения одна или несколько

проблем, что позволяет оценить его общие и аналитические способности,

методы работы, умение выходить из сложных положений.

По профессиональным и личным качествам, которым при проведении

интервью рекомендуется отводить 30% времени. Для этого в ходе собеседования

задают вопросы о поведении в тех или иных условиях, связанных с

профессиональной деятельностью, а ответы оценивают по заранее выбранным

критериям.

На собеседовании могут задаваться вопросы различного типа:

ограниченные (когда? какой?); наводящие, ответ на которые уже

предполагается (они призваны в завуалированной форме продемонстрировать

требования организации); узкоспециальные, связанные с тонкостями профессии;

гипотетические о предполагаемом поведении в той или иной ситуации для

выяснения ценностей и установок претендента; зондирующие (о возможных

способах решения той или иной проблемы).

Нужно активно подталкивать кандидата к разговору, демонстрировать свою

заинтересованность в нем, уточнять ответы, давать ему возможность

спрашивать самому.

Вопросы рекомендуется задавать примерно в такой последовательности: о

личных особенностях, деталях образования, квалификации, подготовки, опыта

работы, планах и стремлениях, причинах желания получить данную должность,

возможности совмещения работы и личной жизни, сильных и слабых сторонах,

размере заработной платы, целях карьеры на 5—10 лет, причинах ухода с

прежней работы, планах действий в случае занятия должности. Следует также

предложить претенденту самому задать интересующие его вопросы, на основе

которых можно многое узнать о человеке.

Проводящий такую беседу может попросить претендента рассказать о

других предложениях и прохождении аналогичных собеседований.

Помимо вопросов важное значение имеют внешние факторы: происхождение,

поведение, соответствие внешнего вида и стиля одежды должности, на которую

данное лицо претендует; опрятность, мелкие, но выразительные детали

поведения и разговора, например, присутствие чувства собственного

достоинства и в то же время дозированной самокритики, отсутствие спешки в

ответах.

После того как необходимая информация собрана, кандидату нужно дать

возможность сказать то, что, по его мнению, не было досказано, раскрыть что-

то более подробно, задать вопросы о работе и т.п. Затем ему сообщается ход

последующих событий: сроки решения его вопроса и способы оповещения о

результатах.

После собеседования нужно немедленно приступить к его осмыслению и

обсуждению результата (если интервьюировала комиссия), поскольку полученная

информация быстро улетучивается или искажается и упорядочить ее

впоследствии будет очень трудно. И только после этого можно начинать работу

с другой кандидатурой. Окончательные решения принимаются после ознакомления

со всеми претендентами путем систематического исключения из списка наименее

подходящих из них. Не следует торопиться, а тем более принимать решение в

первые минуты беседы и сразу же предлагать работу.

Прошедшим предварительную отборочную беседу дают заполнить специальную

анкету, составить более подробную автобиографию и проч.; не прошедшим

направляется официальное письменное уведомление об отказе с выражением

уважения, надеждой на сохранение добрых отношений в дальнейшем. Причины

отказа при этом не сообщаются.

стремление к самооправданию; нетактичность; незрелость; желание

получить все сразу; невежливость; презрительное отношение к прежней работе

и работодателям; неумение ориентироваться в обществе; выраженное нежелание

учиться; недостаточная живость; отведение взгляда; вялое рукопожатие;

нерешительность; безделье во время отпуска; неудачная семейная жизнь;

трения с родителями; неряшливость; отсутствие целеустремленности; желание

получить работу на короткое время; отсутствие чувства юмора.

Методика отбора персонала на основе документов

В дополнение к стандартным анкетам и личным листкам по учету кадров

частные фирмы могут разрабатывать собственные анкеты, позволяющие учесть их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты