Управление персоналом

на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям,

принципы управления персоналом и взаимоотношений между

сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права,

значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских

организаций.

Управление персоналом как специфическая деятельность

осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на

сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких

методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека

выделяют:

- методы стимулирования, связанные с удовлетворением

определенных потребностей сотрудника;

- методы информирования, предполагающие передачу сотруднику

сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое

организационное поведение;

- методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного

воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

- методы (административного) принуждения, основанные на угрозе

или применении санкций.

А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей)

классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких

методов[11]:

1) административные методы, формирование структуры и органов

управления; установление госзаказов; утверждение административных

норм и нормативов, издание приказов и распоряжений; подбор и

расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций и

стандартов деятельности организации;

2) экономические методы: технико-экономический анализ; технико-

экономическое обоснование; планирование; материальное

стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические

нормы и нормативы;

3) социально-психологические методы: социальный анализ в

коллективе работников; социальное планирование; участие работников в

управлении; социальное развитие коллектива; психологическое

воздействие на работников (формирование групп, создание нормального

психологического климата, моральное стимулирование, развитие у

работников инициативы и ответственности).

Административные методы отличаются прямым характером

воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы

выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение

распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам

присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко

определенного времени и обязательности этого воздействия. Они

допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и

поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей

работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия

указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы

управления, - особенно экономические, занимают ведущее место в

управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого

воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и

используются в комплексе.

2.3. Основные этапы эволюции управления персоналом.

Особенности современного этапа в развитии управления персоналом

В ходе развития деловых организаций управление персоналом

претерпевает существенные изменения. Некоторые авторы выделяют два

главных этапа в развитии управления персоналом: управление кадрами и

управление человеческими ресурсами (УЧР) (хотя в данном

случае между этими очень близкими понятиями не будет проводиться

особых различий). В ходе эволюции производства глобальные

технологические и структурные изменения, повышение уровня

конкуренции и гибкости предприятий, а также децентрализация и

приватизация привели к перерастанию управления персоналом из

кадровой функции в управление человеческими ресурсами.

В общем плане эти два этапа соответствуют индустриальной и

постиндустриальной стадиям развития общества. Однако и в

постиндустриальном обществе многие предприятия могут находиться на этапе

управления кадрами, культивировать соответствующие этому этапу

организационные формы (речь идет не о формах организации вообще, а об

организационных формах управления персоналом, например,

делегировании), методы и культуру управления персоналом. В чем же

состоят главные отличия управления человеческими ресурсами по

сравнению с традиционной практикой деятельности «отдела кадров»?

Управление человеческими ресурсами исходит из того, что в мире

возрастающей глобальной

конкуренции наиболее важными факторами национальной

конкурентоспособности являются не земля, капитал и природные ресурсы,

как считали приверженцы классической экономической теории, а

высококвалифицированные и мотивированные человеческие ресурсы, а

также научная база.

Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение

персонала как одного из

важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения всех ее

целей, в том числе стратегических. Сотрудники - важнейшее достояние

организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха

в конкурентной борьбе. От характера персонала непосредственно зависят

экономические и другие возможности организации. Поэтому к персоналу

необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как

системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию

организации — важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от

управления кадрами. При

этом любые управленческие решения должны учитывать человеческий

аспект, т.е. возможности людей и влияние на персонал.

Управление человеческими ресурсами наиболее полно и широко

используется в коммерческом

секторе. Компании, практикующие управление человеческими ресурсами, как

правило, отличаются более

высокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью

удовлетворения потребностей потребителей. В таких организациях лучше

система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных

случаев, прогулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность

трудом.

Основные отличия современного, более высокого этапа управления

персоналом (УЧР) от традиционного управления достаточно детально

представлены в табл.1.

В силу первостепенной важности персонала управления человеческими

ресурсами обычно входит в

сферу компетенции непосредственно президента компании или его

первого заместителя. Высшая администрация и линейные менеджеры всех

уровней непосредственно участвуют в управлении персоналом, прямо

соединяя данную функцию со всей стратегией организации. Это означает,

что усилия руководителей, действующих в единстве со службой

персонала, сосредотачиваются на привлечении, отборе, продвижении,

стимулировании, рациональном использовании, развитии и сохранении в

данной организации сотрудников, соответствующих ее потребностям и

стратегических целям.

Наиболее важными элементами реального управления человеческими

ресурсами являются: акцент на

качество привлечения, найма и развития сотрудников; применение

коллективных, групповых методов организации труда в целях

формирования благоприятного климата для делегирования компетенции и

ответственности, а также сотрудничества работников. На основе

эмпирических исследований нескольких сот компаний, культивирующих

управление человеческими ресурсами, М. Альберт выделяет следующий перечень

приоритетов их деятельности:

- занятие руководящих должностей в первую очередь сотрудниками

своей компании;

- забота о качестве и гордость за достигнутые результаты;

- устранение статусного разрыва между руководителями и

подчиненными (ликвидация различных привилегий: отдельных

ресторанов, парковок и т.п. для руководителей);

- обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;

- поощрение открытого делового общения, обоснованности и

доказательности решений, участия работников в принятии решений;

- увязка увольнения с попытками найти сотруднику другую работу;

- обучение работе в команде и формирование соответствующей

культуры;

- участие работников в прибыли компании (получение работниками

определенной доли прибыли компании);

- повышение квалификации работников.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что суть современного

этапа в управлении персоналом (УЧР) составляют:

1) представление управления человеческими ресурсами на высшем уровне

руководства организацией;

2) его вовлечение в определение стратегии и организационной

структуры компании;

3) участие всех линейных руководителей в реализации единой

политики и решении задач в области управления персоналом;

4) интеграция деятельности менеджеров по персоналу и линейных

руководителей, постоянное участие первых в качестве советников вторых

при решении вопросов, связанных с персоналом, во всех подразделениях и

на всех уровнях корпорации;

5) системное, комплексное решение вопросов управления пер-

соналом и всех других стратегических задач на основе единой программы

деятельности организации.

Движения от управления кадрами к управлению человеческими

ресурсами - достаточно длительный процесс.

И. Мешолам и Л. Бэйрд выделяют различные стадии в развитии

управления персоналом корпорации от управления кадрами к управлению

человеческими ресурсами и

увязывают это с общей эволюцией организации. Они разбивают развитие

компании на пять основных стадий, которым соответствуют характеристики

управления персоналом, отраженные в табл.2.

По оценкам специалистов, современные западные компании соответствуют

примерно III, восточно-европейские – II стадии развития. Большая часть

эффективных западных фирм находится между III и V стадиями; предприятия

России и Восточной Европы – в основном между I и III стадиями.

Процесс трансформации функций управления персоналом

продолжается и сегодня. И. Прокопенко выделяет целый ряд тенденций в

эволюции управления человеческими ресурсами, которые отчасти повторяют

некоторые уже

рассмотренные особенности современного этапа управления персоналом.

Эти тенденции таковы:

1) переход от управления кадрами к управлению человеческими

ресурсами, т. е, от вертикального управления, централизованной кадровой

функции и традиционного отдела кадров к горизонтальному управлению,

децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей

линейное управление; от планирования персонала как реакции на

производственные планы к планированию человеческих ресурсов,

полностью интегрированному в корпоративное планирование;

2) трансформация управления человеческими ресурсами из

инструментальной кадровой функции в

стратегический компонент корпорации. Главный акцент кадровой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты