Управление персоналом

лет почти полную зарплату. Очевидно, что в таких условиях одна из

функций управления персоналом - освобождение работников - становится весьма

непростым и дорогостоящим делом, имеющим мало

общего с увольнением как извещением об этом работника по почте с

помощью голубого конвертика - такого рода упрощенная процедура

увольнения была характерна для тейлористских методов управления.

Развитие демократии в обществе и на производстве прямо связано с

седьмым фактором повышения значимости персонала в современном

производстве — ростом цены рабочей силы, Ныне в западных демократиях

весьма велика цена труда. Самыми высокими затраты на труд в последние

годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине зарплаты эти страны

уступают США и некоторым другим государствам (в частности, в США

минимальная почасовая оплата труда составляет 5 долл.).

Помимо расходов на зарплату, в затратах на персонал велика доля

социального страхования (одну половину этих затрат в ФРГ оплачивает

предприниматель, другую половину — наемный работник), оплаты

отпусков (в ФРГ они составляют 4 — 6 недель) и социальных услуг на

предприятии (медицинское обслуживание, психологические и

юридические консультации, бесплатные туристические путевки, а иногда

и финансирование жилья и т.п.).

В странах Запада с социальной рыночной экономикой затраты на

оплату труда существенно превышали оплату труда в бывших

социалистических государствах. Так, в старых землях ФРГ, расходы на

зарплату составляют в среднем около 20% всей выручки предприятий от

реализации продукции, товаров и услуг, в то время как в бывшей ГДР их

доля была 8-9%. Некоторые фирмы, например «Ай-Би-Эм», оценивают

затраты на одного своего сотрудника в течение всей его работы на

предприятии (включая обучение, пенсионные и иные социальные

расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов[3].

Если сотрудник стоит очень дорого; если его трудно уволить, да еще

и дорого найти ему достойную замену; если содержание труда требует все

более высокой квалификации, самоотдачи, ответственности и инициативы

работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает

значимость персонала в современном производстве и одновременно науки

о его эффективном использовании.

3. Теории человеческого и социального капитала

Отражением резкого возрастания роли персонала в современном

производстве явились теории человеческого и социального капитала,

которые можно объединить под общим названием — теории личностного

капитала. Они обосновывают особое место работника среди различных

видов капитала, используемого на производстве. К таким видам капитала,

т.е. ценностным компонентам производства, способным приносить

прибыль, относятся: финансовый — главным образом деньги; физический

— техника, оборудование, сырье, материальные элементы производства в

целом, и личностный, включающий человеческий и социальный капиталы.

Что же представляют собой личностный и социальный капиталы, от-

ражающие роль персонала в производственной деятельности?

В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки

и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий

капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в

трудовом процессе.

Несмотря на то, что многие идеи теории человеческого капитала

встречаются уже у А. Смита, она сравнительно молода: ее формирование

пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представители

школы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и

др. Ученые школы «человеческого капитала» изучали влияние сроков

обучения работников, их навыков и способностей на заработную плату,

эффективность и экономический рост предприятий. Иными словами, их главной

задачей было определить экономическую отдачу от инвестиций в

человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.

В частности, выяснилось, что экономическая отдача затрат на обучение

сотрудников намного превышает инвестиции в новую технику и

оборудование.

Многочисленные подтверждения этих выводов и ознакомление с

ними представителей бизнеса дали сильные импульсы для интенсивного

развития на предприятиях стран Запада сферы профессионального

обучения. Во многих отраслях экономики это стало очень прибыльным

делом. Причем повышение общего и особенно профессионального

образования не только давало прибыль предпринимателям, но и

соответствовало в основном интересам работников, увеличивало их

удовлетворенность трудом и производственную самоотдачу.

Человеческий капитал неоднороден. Он подразделяется на общий

(перемещаемый) и специальный (неперемещаемый). Общий капитал

включает теоретические и другие достаточно универсальные знания,

имеющие широкую область применения и приобретаемые, прежде всего, в

школах, вузах и других образовательных учреждениях, а также общие

профессиональные (специализированные) знания. Это могут быть знания,

полученные при изучении обычных учебных предметов:

математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной

формой наращивания общего человеческого капитала является

самообучение.

Специальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией.

Он включает знания особенностей рабочего места, руководства,

товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков,

клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические

навыки по использованию этого рода знаний. Специальный капитал

накапливается в процессе трудовой деятельности, приобретения

практического опыта.

После бума инвестиций в человеческий капитал в ряде стран Запада

многие предприниматели опасались переманивания высоко

квалифицированной рабочей силы и особенно хорошо подготовленных

менеджеров другими фирмами, которые, не затрачивая больших средств

на долговременное обучение работников, могли предложить им

значительно более высокий заработок и другие блага.

Реальная ситуация на рынке труда во многом развеяла эти опасения.

Хотя переманивание высококвалифицированных работников

действительно имеет место в современном производстве, однако

масштабы его сравнительно невелики. Главным ограничителем подобной

практики служит специальный капитал, который применим лишь к

данному предприятию, и накапливается в течение длительного времени.

Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные

работники, сменив место работы и попав в иную производственную среду,

часто вообще оказываются неспособными достичь своих прежних

результатов на новом месте.

Одна из наиболее эффективных моделей накапливания и

использования человеческого капитала, особенно капитала

неперемещаемого, — японская система пожизненного найма работников,

в более мягких формах широко используемая и рядом транснациональных,

американских и западноевропейских корпораций, например компанией

«Ай-Би-Эм». Данная система обеспечивает максимальное наращивание и

закрепление знаний, умений и навыков работников на определенных

предприятиях. В условиях Японии это особенно важно, так как там

издержки на профессиональное образование, в том числе регулярное

повышение квалификации, в среднем в 2 — 3 раза выше, чем в США. (Это

связано, прежде всего, с высокими нормами амортизации оборудования,

его быстрой сменой, а также с частой ротацией и переквалификацией

работников.)

Накапливание общего и специального человеческого капитала служит одной

из важнейших предпосылок наиболее эффективного

использования персонала. Оно обеспечивает высокую компетентность и

неформальную вовлеченность работника в дела коллектива, позволяет ему

максимально проявить инициативу, раскрыть свои способности и

дарования.

В современном производстве многие передовые фирмы сделали

наращивание человеческого капитала непрерывным процессом. Наличие

персонала высочайшей квалификации и качества делает их практически

недосягаемыми для менее богатых человеческим капиталом конкурентов,

которые, даже обладая такой же передовой техникой и технологией,

обычно не в состоянии использовать их со столь высокой отдачей.

Эффективное использование человеческого капитала практически

невозможно без наличия капитала социального. Понятие «социальный

капитан» отражает характер отношений между работниками, способы и

культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций.

Содержанием социального капитала являются межличностные связи,

отношения доверия, солидарность, готовность к кооперации и поддержке,

умение работать в группе, команде. В основе социального капитала лежат

нравственные отношения, которые иногда называют нравственным

капиталом. Однако социальный капитал не сводится к нему, а

предполагает, помимо него, развитость коммуникаций и культуры

общения, навыков эффективного взаимодействия.

Социальный капитал позволяет быстро и эффективно

координировать деятельность людей, мобилизовывать их на достижение

организационных целей, обеспечивает оперативность передачи

информации. Его развитость резко снижает частоту проявлений

отклоняющегося поведения, случаев нарушения трудовой дисциплины,

недобросовестного отношения к труду, делает излишним текущий

внешний контроль за персоналом.

Важным отличием социального капитала от капитана финансового и

физического является его нарастание по мере его потребления.

Социальный капитал накапливается в разных формах непосредственного

взаимодействия людей и прежде всего в устойчивых самоуправляющихся

социально-психологических общностях или группах («комьюнити»)[4].

Традиционными формами его образования являются семья, другие

кровнородственные объединения. Однако накопление этого вида капитала

возможно и в большей или меньшей степени необходимо также и в других

формах взаимодействия работников, особенно в современной

производственной деятельности.

В России были издавна известны разные формы социального

капитала: семейный, общинный, артельный и др. Своеобразным

проявлением социального капитала в купеческой среде выступала

репутация, которая во многом заменяла правовые отношения. «Честное

слово» купца часто оказывалось надежнее вексельных обязательств. У

человека же с дурной репутацией было мало шансов на коммерческий

успех.

Социальный капитал широко используется не только в традиционной, но и

в современной рыночной экономике, особенно в Японии и

странах Юго-Восточной Азии. Применительно к этому региону иногда

даже употребляют специальный термин «сетевой капитализм», т.е.

капитализм, основывающийся не на формальной рационализации и

отчуждении, а на семейных, клановых и других коллективистских

объединениях работников. Развитость социального капитала, особенно в

его современных формах самоуправляющихся бригад, отделов и целых

предприятий, резко увеличивает отдачу от физического, финансового и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты