Управление персоналом

политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в

формировании и реализации стратегии организации;

3) переход от фрагментарной, служебной кадровой деятельности к

интеграции функций руководства и кадровых функций. При этом

линейное руководство вовлекается в управление человеческими ресурсами,

особенно в развитие будущего

человеческого потенциала организации, и одновременно получает помощь

со стороны служб персонала. Сохраняя ряд прежних кадровых функций,

управление человеческими ресурсами добавило себе новую важную функцию -

оказание помощи

линейному руководству в развитии и лучшем использовании подчиненных

ему сотрудников. Специалисты в области управления человеческими ресурсами

все больше становятся

высококвалифицированными советниками и консультантами

руководителей разных уровней, помогающими им решать общие

проблемы при подборе сотрудников, их мотивации, развитии карьеры и

осуществлении различных организационно-культурных изменений;

4) профессионализация функции управления человеческими ресурсами.

Стратегический и

интегративный характер функции управления персоналом, более широкое

вовлечение в ее осуществление линейного руководства, а также

повышение ее консультативного характера приводят к необходимости

профессионализации управления человеческими ресурсами. Если раньше

начальником отдела кадров мог

быть практически любой ответственный человек (часто из военных--

отставников), способный управлять небольшим штатом служащих

невысокой квалификации, то сегодня растущая упреждающая и

интегрирующая роль управления человеческими ресурсами, повышение его

статуса до высшего звена

управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития,

мотивации, продвижения и использования человеческого потенциала

делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха

компании;

5) повышение значимости управления изменениями среди функций

управления персоналом. Поскольку гибкость и способность к

изменениям выступают сегодня ключевыми факторами успеха, а

основным препятствием (равно как и двигателем изменений) являются

люди — человеческие ресурсы компании, постольку одной из важнейших

функций управления человеческими ресурсами становится активное управление

изменениями и

организационное развитие. Способность к изменениям обычно требует как

от рядовых сотрудников, так и, в первую очередь, от руководителей и

специалистов служб персонала более высокого уровня образования,

творчества и склонности к нововведениям, более широкой квалификации,

способности переучиваться;

6) интернационализация функции управления человеческими ресурсами.

Глобализация производства,

развитие международных связей, кооперации и интеграции делают

необходимым развитие многонациональных коллективов с различной

системой ценностей и культур. Это требует формирования небольшой, но

динамичной элитной группы специалистов-космополитов, обладающих

развитыми коммуникационными и лингвистическими способностями, могущих

работать в интернациональных коллективах и в разных странах;

7) возрастание в управлении человеческими ресурсами удельного веса

функций углубления

социального партнерства и регулирования трудовых отношений.

Социальное партнерство означает, прежде всего, признание различия и

взаимозависимости интересов предпринимателей, с одной стороны, и

наемных работников - с другой, необходимости солидарности всех

участников производства для достижения общих корпоративных целей.

Управление человеческими ресурсами играет важнейшую роль в развитии этого

процесса и в использовании

его как инструмента повышения эффективности управления персоналом;

8) изменение принципов и системы мотивации. Наиболее важными

принципами мотивации сегодня являются: создание атмосферы взаимного

доверия, убедительность принимаемых решений и обратная связь;

сохранение занятости (это заложено в систему мотивации

высокопроизводительного труда); равные возможности для занятости,

повышения в должности и оплаты труда в зависимости от достигнутых

результатов; защита здоровья, обеспечение нормальных условий труда;

справедливое распределение доходов от повышения производительности

между наемными работниками и предпринимателями. Система мотивации

эволюционирует от принципов эгалитаризма, оплаты за должность и за

явку на работу к принципу оплаты за результат, за конкретный вклад в

достижение целей организации. Эффективное использование новых

принципов мотивации предполагает более высокий уровень управления

персоналом;

9) переход от повышения квалификации к развитию человеческих

ресурсов. Традиционный тренинг или такая фрагментарная функция, как

повышение квалификации, уже не способны решать новые задачи в

области подготовки компетентных работников, поэтому развитие

сотрудников становится все более важной задачей управления

персоналом.

Все отмеченные тенденции свидетельствуют об обогащении

функции управления персоналом в обозримом будущем и возрастании ее

значимости в управлении в целом, что в свою очередь обусловливает

повышение роли науки, изучающей и конструирующей эту важнейшую

сферу управленческой деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ

Привлечение персонала

Практически любая организация постоянно испытывает потребность в

персонале, на которую влияют различные факторы: рыночные (рост спроса на

продукцию и услуги требует дополнительных людей для расширения

производства); технологические (совершенствование оборудования обычно

уменьшает число работников, необходимых для его обслуживания, и требует

людей иных профессий); квалификационные (кадров высокой квалификации, как

правило, нужно меньше); организационные (рациональность структуры

организации и управления уменьшает потребность в персонале); социальные

(текучесть персонала требует его постоянного пополнения); государственная

политика в области занятости (ограничение труда тех или иных категорий

работников и продолжительности рабочего времени ставит вопрос о наборе

кадров) и проч.

Необходимость привлечения персонала на практике предполагает:

1. Выработку стратегии привлечения, обеспечивающей согласование

соответствующих мероприятий с общеорганизационной стратегией.

2. Выбор варианта привлечения (время, каналы, рынки труда).

3. Определение перечня требований к будущим сотрудникам, совокупности

процедур, форм документов, методов работы с претендентами.

4. Установление уровня оплаты труда, способов и мотивации и перспектив

служебного роста.

5. Осуществление практических действий по привлечению персонала.

Потребность в кадрах организация удовлетворяет в процессе их набора и

сознания резерва работников для занятия вакантных должностей. Из них

впоследствии можно отобрать наиболее подходящих лиц.

Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри фирмы, так

и за ее пределами с учетом требований к ним и величины необходимых затрат.

Сами методы набора кадров могут быть активными и пассивными. К

активным обычно прибегают в том случае, когда на рынке труда спрос на

рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Сюда

прежде всего относится вербовка персонала — налаживание организацией

контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных

сотрудников, с целью побудить их к возможному дальнейшему сотрудничеству.

Непосредственная вербовка сотрудников происходит в учебных заведениях

(преимуществом здесь является то, что кандидаты «неиспорченные» и их не

нужно «ломать», а достаточно создать благоприятные условия для роста), у

конкурентов, через государственные центры занятости (предоставляют лиц

массовых профессий средней и низкой квалификации) и частные посреднические

фирмы, работающие преимущественно со специалистами высокой квалификации

(что, правда, весьма дорого); с помощью личных связей работающего персонала

(это сравнительно дешево, дает дополнительные гарантии качества и

совместимости, но нет возможности охватить значительное число потенциальных

кандидатов); путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий,

праздниках, фестивалях. Вербовка может быть опосредованной - через

формирование имиджа организации.

Презентации, как правило, привлекают случайных прохожих и лиц, живущих

неподалеку, обычно из числа тех, кто ищет дополнительные заработки,

например в качестве рекламных или торговых агентов.

Ярмарки вакансий в основном предназначены для людей желающих поменять

работу, а на праздники и фестивали случайно могут заглянуть и

высококвалифицированные работники, интересующие именно данной организацией.

Но в основном эти методы применимы к работникам массовых

специальностей среднего и низкого уровня квалификации. По отношению к узким

высококвалифицированным специалистам необходимо использовать иные способы

привлечения.

К пассивным методам удовлетворения потребностей в персонале,

используемым преимущественно в противоположной ситуации, т.е. при высоком

предложении рабочей силы, относится размещение явлений во внешних (в том

числе и зарубежных) и внутренних средствах массовой информации, содержащих

сведения о вакантных должностях, их уровне, требованиях к кандидатам,

условиях оплаты труда, дополнительном вознаграждении, местонахождении

организации.

Как указывает С.А. Барков, для организации успешных рекламных кампаний

по привлечению персонала в организацию важно правильно выбрать

соответствующее средство массовой информации с учетом потребности в кадрах,

необходимой степени адресности, затрат12.

Так, телевидение обеспечивает наиболее широкую аудиторию, поскольку

его смотрят даже те, кто газет не читает. Однако стоимость рекламы здесь

чрезвычайно высока, а адресность незначительна, правда, перечисленные

недостатки несколько ослабляет использование кабельного ТВ. В целом этот

канал может пригодиться при необходимости срочного заполнения вакансий по

массовым профессиям.

Реклама на радио многократно дешевле и слушают ее «между делом»

многие, но большинство, как правило, во время работы, т.е. здесь эффект

может быть только за счет тех лиц, кто желает ее поменять.

Высокая адресность у объявлений, помещаемых в печатных изданиях; они

привлекают достаточно широкий круг кандидатов, кроме того, такая реклама

сравнительно дешева.

Выделяется несколько видов изданий, помещающих рекламу работодателей:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты