Управление персоналом

Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более

высоким уровнем квалификации осуществляется с целью расширения

профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения

коллективных форм организации труда при необходимости совмещения профессий.

Повышение квалификации — это обучение после получения ра ботинками

основного образования, направленное на последовательное поддержание и

совершенствование их профессиональных и экономических знаний (углубление,

повышение, приведение в соответствие с требованиями более высокой

должности), навыков. Для этого организуются производственно-экономические

курсы, школы хозяйствования, курсы целевого назначения, школы передовых

приемов и методов труда и проч.

Потребность организации в повышении квалификации ее сотрудников

обусловлена: изменениями во внешней и внутренней среде; усложнением

процесса управления; освоением новых видов и сфер деятельности (для

производственных фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).

Как свидетельствуют опросы, проводившиеся учеными РЭА им. Г.В.

Плеханова, 66—69% опрошенных повышают квалификацию в связи с потребностью в

новых знаниях, 39% — из-за возможного возникновения таковой; 34% — из-за

внутренней потребности, 18% — чтобы получить более оплачиваемую работу, 10%

— более интересную, 12% — под давлением администрации, 7% — вследствие

желания сменить профессию, 12% — перейти на более высокую должность.

Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату,

дифференцированным по отдельным категориям работников, непрерывным,

ориентированным на перспективные профессии. Выделяют следующие формы

повышения квалификации:

1. Внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях,

специальных центрах). Внутренняя может осуществляться на рабочем месте и

вне его. Она лучше учитывает потребности организации, стимулирует персонал,

формирует его дух, требует небольших расходов, легче контролируется, но при

малом числе сотрудников требует больших затрат.

2. Организованная и неорганизованная (самообразование). В последнем

случае может создаваться так называемая группа саморазвития, когда люди

объединяются для совместного анализа проблем, рассмотрения возможных

способов самосовершенствования, личного развития, взаимной поддержки.

3. Профессиональная или проблемно ориентированная (по потребности);

направленная на отработку необходимого организации поведения.

4. Основанная на стандартных или специальных (общих и конкретных)

программах.

5. Предназначенная для целевых групп (руководителей и специалистов)

или для всего персонала.

Конкретные направления повышения квалификации следующие:

— обеспечение эффективного выполнения новых задач;

— повышение гибкости управления и способности к инновациям;

— подготовка к продвижению в должности или горизонтальному

перемещению;

— освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы

организации труда;

— получение более высокого разряда или адаптация к новой технике;

— изучение новых форм организации и стимулирования труда.

Современные программы повышения квалификации имеют цель научить

работников самостоятельно мыслить (в том числе и экономически), решать

комплексные проблемы, осуществлять предпринимательский подход к делу,

работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и

побуждают желание учиться дальше. Однако перспектива повышения квалификации

активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего

потолка.

Как уже отмечалось, повышение квалификации является важным объектом

внутриорганизационного планирования. В его рамках, во-первых, определяется

долгосрочная (до пяти лет) потребность в повышении квалификации и

разрабатываются необходимые планы и программы; во-вторых, осуществляется

оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий с учетом

направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей.

Связь обучения с практикой

Связь обучения с практикой достигается прежде всего в процессе

тренинга руководителей, специалистов и кандидатов на эти должности.

Основными формами тренинга являются деловые игры и метод анализа

практических ситуаций, так называемый кейс-стадиз.

Деловая игра индивидуализирована, близка к профессиональной

деятельности и может быть глобальной (предмет — общее руководство фирмой) и

локальной (решение отдельной проблемы). Она позволяет обучаемым выполнять

несколько функций, расширить представление об организации, выработать

практические навыки управления, дает возможность быстро и наглядно

представить, к чему ведут те или иные действия. Деловая игра эффективна при

условии обеспечения необходимыми средствами.

«Кейс-стадиз» — это анализ и групповое обсуждение реальной проблемы

(представленной письменным описанием, видеофильмом и т.п.), существующей в

данной или другой организации, и принятие решения по ней. При этом

обучаемые играют активную роль, знакомятся с опытом других, развивают

навыки принятия решений. Здесь не допускается увлечения дискуссиями и

доминирования в них отдельных лиц, что требует высокого профессионализма

руководителя.

Одна из разновидностей «кейс-стадиз» — метод инцидентов, когда

первоначально проблема описывается лишь в общих чертах, а дополнительные

сведения сообщаются при ответах ведущего на вопросы участников, что дает

большую практику анализа.

Близок к нему метод управленческих игр, состоящий в том, что обучаемым

дают характеристики организации в виде уравнений, связывающих основные

показатели ее работы (цены, закупки, объем производства и проч.). После

того как игроки команды приняли свои решения (при этом допускается взаимное

консультирование), общие результаты их взаимодействия просчитываются на

компьютере и сопоставляются с тем, что было на самом деле.

Методом обучения и изучения социальных контактов в группах является

групповая динамика. Участники (6—15 человек) проводят несколько двухчасовых

занятий с целью самостоятельного изучения отношений в группах. Руководитель

при этом выступает в основном в роли комментатора.

Метод специальных заданий направлен на совершенствование рабочих

навыков сотрудников посредством организации их работы над специальными

проектами, которая контролируется менеджерами. Этим они готовятся к

выполнению более широкого круга обязанностей.

Моделирование поведения менеджера заключается в том, что записываются

или показываются на видео, а затем обсуждаются ситуации и межличностные

проблемы, с которыми сталкиваются руководители (жалобы, интриги,

сопротивление изменениям). После этого несколько человек разыгрывают

сходные ситуации, а остальные следят за событиями и соответственно

реагируют на них или могут предлагать свои ситуации.

Одной из форм деловой игры является ролевая, когда каждому назначается

определенная роль в ситуации (кейсе) и поручается играть ее, реагируя на

игру другого, а одному из участников приходится быть центральной фигурой и

действовать соответственно. В рамках ролевых игр моделируются социальные

ситуации, где участники, выступая в той или иной роли, должны уметь решать

соответствующие проблемы под контролем тренера и коллег для исправления

недостатков повышения социальной компетенции, развития практики общения.

Другой формой деловой игры является «упражнение в корзине для бумаг»

(или «баскетбольная корзина»). Суть ее состоит в том, что обучаемые

ставятся в положение управляющих гипотетической компании и в течение 2—3 ч

должны распределять полномочия, принимать решения, отдавать письменные и

устные распоряжения, отвечать на письма и звонки, общаться с подчиненными,

проводить совещания. Для этого им раздаются необходимые материалы (деловая

переписка и описания), где важные и срочные вопросы смешаны с рутинными.

Упражнения должны содержать как можно больше элементов, характерных для

реальных ситуаций, быть применимыми на практике, демонстрировать значение

усвоенного материала. Это помогает играющим научиться критически

анализировать множество ситуаций и проблем и принимать правильные решения.

Формой деловой игры является также имитация собрания без

председательствующего, где менеджеров оценивают по умению выступать и

настойчивости, а также кадровое собеседование, в рамках которого они

выступают в роли представителей службы человеческих ресурсов.

В то же время у деловых игр есть существенный недостаток: они

формируют навыки решения проблем сегодняшнего, а не завтрашнего дня.

Обучения в Иркутском Государственном Техническом Университете

осуществляется по следующим основным направлениям: обучение для усвоения

новых методов и приемов выполнения трудовой деятельности, обучение для

повышения квалификации. Иркутский Государственный Технический Университет

сотрудничает как с российскими, так и зарубежными учебными заведениями.

[pic]

МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Мотивы человеческой деятельности

Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с

потребностями, которое активизирует, стимулирует т направляет его действия

к поставленной цели.

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к

труду, необходимость удовлетворения различных потребностей

(под потребностью понимается нехватка чего-то, что вызывает со-

стояние дискомфорта).

Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и

социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и при-

обретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих

выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности);

материальными и нематериальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей: минимальный,

обеспечивающий выживание; нормальный, поддерживающий у работника

способность с должной отдачей трудиться и отражающийся в, потребительском

бюджете; уровень роскоши, когда

удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством

демонстрации высокого общественного положения.

При осознании потребностей у человека возникает желание их

удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это

сделать.

Интересы классифицируются следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты