Управление персоналом

между работниками и руководством с помощью некоторых социальных

мероприятий в духе патернализма.

Наиболее впечатляющих успехов в организации управления

тейлоризм достиг в США. Здесь благоприятной предпосылкой для него

являлось большое количество молодой и здоровой рабочей силы

преимущественно из числа эмигрантов. Эти люди были в основном

малообразованны, ориентировались почти исключительно на высокие

заработки и боялись потерять работу. В тех же странах, где отсутствовали

такого рода предпосылки, тейлористская система„в частности ее

конвейерные модификации, уже в 70-х годах начала сталкиваться с

трудностями. прежде всего с нехваткой рабочей силы должного качества.

падением трудовой дисциплины, массовыми прогулами и текучестью кадров,

снижением трудовой мотивации и т.п.[2]

Теория и практика тейлоризма господствовала в странах Запада на

протяжении нескольких десятилетий, примерно до 80-х годов.

Свое относительно современное обоснование и развитие тейлоризм

нашел в концепциях деквалификации труда в ходе научно-технического

прогресса, теоретическую основу которых заложили Д. Брайт (США) и Ж.

Фридман (Франция) еще в 50-х годах. Согласно подобного рода теориям,

по мере развертывания НТП будет усиливаться специализация работников

и примитивизация их трудовых операций. Творческие, интеллектуальные

функции будут все больше концентрироваться в сфере разработок и

проектирования. Несмотря на постоянное расширение области приме-

нения техники и сокращение доли человека в трудовых операциях, труд,

даже если он будет сводиться к контролю за механизмами, останется

примитивным, однообразным нетворческим.

Однако впоследствии прогнозы теоретиков деквалификации труда

не получили достаточного подтверждения, и сама тейлористская модель

труда и управления все чаще стала пробуксовывать. В условиях

нарастания динамизма производства, частого изменения

производственных программ, растущей диверсификации выполняемых в

производственном процессе задач, массового применения сложного,

многофункционального оборудования тейлоризм все чаще

рассматривается как препятствие на пути внедрения более эффективных

моделей управления, соответствующих современной стадии НТП (хотя и

сегодня тейлористские методы в форме неотейлоризма или тейлоризма «с

человеческим лицом», смягчающие производственный климат, достаточно

широко используются в управлении). Что же послужило причиной

определенного устаревания тейлористской системы организации

производства и управления, свойственных ей представлений об

управлении персоналом?

1.2. Основные факторы повышения роли персонала в

постиндустриальном обществе

Примерно в 70-х годах управление персоналом, как и вся система

управления организациями, претерпело глубокие качественные

изменения. В целом это было связано с вступлением ряда промышленно

развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с

действием целого ряда факторов экономического, политического и

социально-культурного характера.

Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения

роли персонала в современном производстве являются принципиальные

изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники,

технологий и методов производственной деятельности. На изменение

содержания труда существенно повлиял начавшийся в середине ХХ в.

процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета

труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования.

')то освободило человека от большинства механических функций. резко

увеличило удельный вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов

и другой информации. Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе

устранила прямую связь между интенсивностью труда и его

производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом

в тейлористской модели функцию «максимального выжимания

пота». На первый план выдвинулись функции обеспечения непрерывности

работы системы агрегатов, обслуживания и наладки оборудования. Все

это повысило интеллектуальное содержание труда значимость

ответственности и самоконтроля работника.

Большое влияние на содержание труда оказала компьютеризация

производства, произошедшая в 80-х годах в связи с миниатюризацией и

удешевлением компьютеров. ЭВМ в соединении с другими приборами

освободили работников от однообразных, монотонных операций по

контролю за аппаратами. Автоматизация и компьютеризация производства

позволяют передавать технике не только физические, но и

сложные интеллектуальные операции, оставляя человеку

неалгоритмизируемые, т.е. наиболее творческие виды деятельности,

связанные с уникальными свойствами мозга и социализацией индивида.

Для современного производства все более актуальным становится

девиз фирмы «Ай-Би-Эм» - «Машина работает, человек думает». С таким

уровнем развития производства несовместима низкая квалификация

рабочей силы. Напротив, от работника требуется постоянное накопление

знаний и навыков необходимое для освоения непрерывно обновляющихся

видов продукции и технологий.

Компьютеризация не только повышает роль персонала в производственном

процессе, но и порождает некоторые проблемы в области

управления им. Так, внедрение компьютерных систем и сетей нередко

ведет к росту надомного труда и индивидуализации труда в целом, в

значительной степени заменяет межличностное взаимодействие общением

посредством электронной связи. Это, в свою очередь, ослабляет чувство

организационной принадлежности и интерес к делам всего предприятия,

подрывает мотивационную значимость корпоративной культуры.

Нейтрализация этих негативных факторов компьютеризации — одна из

новых задач управления персоналом.

Современный уровень НТП во многом опроверг основной постулат

тейлористской модели управления, гласящий: «Максимизация прибыли

достигается максимальным упрощением трудовых функций». В

исторически новых условиях упрощение функций работника часто

препятствует эффективности производства, несовместимо с

использованием ряда новых технологий и методов, требующих от

работника не только добросовестного выполнения собственных задач, но

и коллективной ответственности, более четкой организации труда в целом,

К таким методам, или технологическим цепочкам, относится,

например, изготовление и поставка продукции «точно в срок», впервые

получившие массовое распространение в Японии. Этот метод

предполагает чрезвычайно высокую четкость поставок всех компонентов

производственного процесса (сырья, материалов, финансовых ресурсов и

т.п.), высочайшую ответственность всех работников и в случае

необходимости их взаимозаменяемость, безукоризненное качество

продукции, отсутствие брака. Простой пример технологической цепочки

«точно в срок» - работа птицефабрики, которая не использует складских

помещений для кормов и яиц, поскольку поставки кормов и отгрузка яиц

осуществляются строго в установленное время соседями-кооператорами.

Использование данного метода позволяет существенно сокращать издер-

жки производства за счет экономии на складских помещениях и

обслуживающем их персонале, а также на их охране.

Еще один, достаточно распространенный метод эффективного

производства, существенно повышающий требования к персоналу, -

«опережение во времени». Суть этого метода состоит в резком (в 2 - 4

раза) сокращении производственного цикла, времени от планирования и

проектирования изделия до его изготовления. Подсчитано, что

сокращение производственного цикла в среднем на 25% снижает общие

издержки производства на 20%. Уплотнение времени, как и уже

названный метод «точно в срок», требует от работника высокой

ответственности и качества продукции, налаженных форм общения и

коллективизма, стремления к общему успеху.

В рамках метода «опережение во времени» сегодня все чаще

используется технология «компьютерной интеграции производства»

(CIM). Она позволяет избегать потерь во времени при переходе от одних

операций и фаз производства к другим, а также при коммуникациях

руководства, менеджеров с различными цехами и службами фирмы.

Устраняется несогласованность в деятельности различных подразделений.

Системы компьютерной организации производства позволяют

практически мгновенно получать информацию о любом участке предприятия,

ускоряют контроль и процессы принятия решений и их

корректировки. С помощью единой компьютерной системы и ориентации

на нее организационных структур предприятия достигается гармонизация

процессов принятия решений, труда и циркулирования информации,

обеспечивается синхронизация и экономизация производства. В

результате удается перейти от максимизации отдельных

производственных результатов к их оптимизации. От работников же, и в

первую очередь менеджеров, все это требует высокого профессионализма,

культуры общения, чувства коллективизма, заботы об интересах всего

предприятия. Повышение требований к работнику одновременно означает

и возрастание его роли в производстве, и усложнение функций управления

персоналом.

Вторым фактором повышения роли персонала в современном

обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и

повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Контроль -

одна из важнейших функций управления персоналом. Как уже отмечалось,

тейлористская модель управления предусматривала жесткий

авторитарный контроль руководителя за подчиненными и строгость

наказаний. Современные техника, технология и методы хозяйствования

ослабляют возможности и необходимость такого контроля, особенно

контроля непосредственно в трудовом процессе. Это вызвано

усложнением труда (например, работу наладчиков практически

невозможно контролировать непосредственно), повышением роли знаний

и навыков в трудовом процессе.

Особенно трудно осуществлять текущий контроль за

представителями не стандартизированного труда, связанного с

творчеством, новациями. Здесь требуется, прежде всего, самоконтроль,

необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и

ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным

результатам.

Растущая несовместимость знаний и творческого, инновационного

мышления с текущим контролем за их носителем обусловила расширение

области индивидуальной и групповой свободы, автономии,

самостоятельного принятия решений. Использование этих новых

возможностей для достижения организационных целей, т.е. целей

организации как системы, целостности, требует наличия у работника

соответствующих качеств и мотивации. Отражением повышения

значимости индивидуального и группового самоконтроля в трудовом

процессе явился, в частности, распространенный в ряде стран Запада

принцип предоставления работникам возможности с помощью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты