между работниками и руководством с помощью некоторых социальных
мероприятий в духе патернализма.
Наиболее впечатляющих успехов в организации управления
тейлоризм достиг в США. Здесь благоприятной предпосылкой для него
являлось большое количество молодой и здоровой рабочей силы
преимущественно из числа эмигрантов. Эти люди были в основном
малообразованны, ориентировались почти исключительно на высокие
заработки и боялись потерять работу. В тех же странах, где отсутствовали
такого рода предпосылки, тейлористская система„в частности ее
конвейерные модификации, уже в 70-х годах начала сталкиваться с
трудностями. прежде всего с нехваткой рабочей силы должного качества.
падением трудовой дисциплины, массовыми прогулами и текучестью кадров,
снижением трудовой мотивации и т.п.[2]
Теория и практика тейлоризма господствовала в странах Запада на
протяжении нескольких десятилетий, примерно до 80-х годов.
Свое относительно современное обоснование и развитие тейлоризм
нашел в концепциях деквалификации труда в ходе научно-технического
прогресса, теоретическую основу которых заложили Д. Брайт (США) и Ж.
Фридман (Франция) еще в 50-х годах. Согласно подобного рода теориям,
по мере развертывания НТП будет усиливаться специализация работников
и примитивизация их трудовых операций. Творческие, интеллектуальные
функции будут все больше концентрироваться в сфере разработок и
проектирования. Несмотря на постоянное расширение области приме-
нения техники и сокращение доли человека в трудовых операциях, труд,
даже если он будет сводиться к контролю за механизмами, останется
примитивным, однообразным нетворческим.
Однако впоследствии прогнозы теоретиков деквалификации труда
не получили достаточного подтверждения, и сама тейлористская модель
труда и управления все чаще стала пробуксовывать. В условиях
нарастания динамизма производства, частого изменения
производственных программ, растущей диверсификации выполняемых в
производственном процессе задач, массового применения сложного,
многофункционального оборудования тейлоризм все чаще
рассматривается как препятствие на пути внедрения более эффективных
моделей управления, соответствующих современной стадии НТП (хотя и
сегодня тейлористские методы в форме неотейлоризма или тейлоризма «с
человеческим лицом», смягчающие производственный климат, достаточно
широко используются в управлении). Что же послужило причиной
определенного устаревания тейлористской системы организации
производства и управления, свойственных ей представлений об
управлении персоналом?
1.2. Основные факторы повышения роли персонала в
постиндустриальном обществе
Примерно в 70-х годах управление персоналом, как и вся система
управления организациями, претерпело глубокие качественные
изменения. В целом это было связано с вступлением ряда промышленно
развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с
действием целого ряда факторов экономического, политического и
социально-культурного характера.
Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения
роли персонала в современном производстве являются принципиальные
изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники,
технологий и методов производственной деятельности. На изменение
содержания труда существенно повлиял начавшийся в середине ХХ в.
процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета
труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования.
')то освободило человека от большинства механических функций. резко
увеличило удельный вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов
и другой информации. Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе
устранила прямую связь между интенсивностью труда и его
производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом
в тейлористской модели функцию «максимального выжимания
пота». На первый план выдвинулись функции обеспечения непрерывности
работы системы агрегатов, обслуживания и наладки оборудования. Все
это повысило интеллектуальное содержание труда значимость
ответственности и самоконтроля работника.
Большое влияние на содержание труда оказала компьютеризация
производства, произошедшая в 80-х годах в связи с миниатюризацией и
удешевлением компьютеров. ЭВМ в соединении с другими приборами
освободили работников от однообразных, монотонных операций по
контролю за аппаратами. Автоматизация и компьютеризация производства
позволяют передавать технике не только физические, но и
сложные интеллектуальные операции, оставляя человеку
неалгоритмизируемые, т.е. наиболее творческие виды деятельности,
связанные с уникальными свойствами мозга и социализацией индивида.
Для современного производства все более актуальным становится
девиз фирмы «Ай-Би-Эм» - «Машина работает, человек думает». С таким
уровнем развития производства несовместима низкая квалификация
рабочей силы. Напротив, от работника требуется постоянное накопление
знаний и навыков необходимое для освоения непрерывно обновляющихся
видов продукции и технологий.
Компьютеризация не только повышает роль персонала в производственном
процессе, но и порождает некоторые проблемы в области
управления им. Так, внедрение компьютерных систем и сетей нередко
ведет к росту надомного труда и индивидуализации труда в целом, в
значительной степени заменяет межличностное взаимодействие общением
посредством электронной связи. Это, в свою очередь, ослабляет чувство
организационной принадлежности и интерес к делам всего предприятия,
подрывает мотивационную значимость корпоративной культуры.
Нейтрализация этих негативных факторов компьютеризации — одна из
новых задач управления персоналом.
Современный уровень НТП во многом опроверг основной постулат
тейлористской модели управления, гласящий: «Максимизация прибыли
достигается максимальным упрощением трудовых функций». В
исторически новых условиях упрощение функций работника часто
препятствует эффективности производства, несовместимо с
использованием ряда новых технологий и методов, требующих от
работника не только добросовестного выполнения собственных задач, но
и коллективной ответственности, более четкой организации труда в целом,
К таким методам, или технологическим цепочкам, относится,
например, изготовление и поставка продукции «точно в срок», впервые
получившие массовое распространение в Японии. Этот метод
предполагает чрезвычайно высокую четкость поставок всех компонентов
производственного процесса (сырья, материалов, финансовых ресурсов и
т.п.), высочайшую ответственность всех работников и в случае
необходимости их взаимозаменяемость, безукоризненное качество
продукции, отсутствие брака. Простой пример технологической цепочки
«точно в срок» - работа птицефабрики, которая не использует складских
помещений для кормов и яиц, поскольку поставки кормов и отгрузка яиц
осуществляются строго в установленное время соседями-кооператорами.
Использование данного метода позволяет существенно сокращать издер-
жки производства за счет экономии на складских помещениях и
обслуживающем их персонале, а также на их охране.
Еще один, достаточно распространенный метод эффективного
производства, существенно повышающий требования к персоналу, -
«опережение во времени». Суть этого метода состоит в резком (в 2 - 4
раза) сокращении производственного цикла, времени от планирования и
проектирования изделия до его изготовления. Подсчитано, что
сокращение производственного цикла в среднем на 25% снижает общие
издержки производства на 20%. Уплотнение времени, как и уже
названный метод «точно в срок», требует от работника высокой
ответственности и качества продукции, налаженных форм общения и
коллективизма, стремления к общему успеху.
В рамках метода «опережение во времени» сегодня все чаще
используется технология «компьютерной интеграции производства»
(CIM). Она позволяет избегать потерь во времени при переходе от одних
операций и фаз производства к другим, а также при коммуникациях
руководства, менеджеров с различными цехами и службами фирмы.
Устраняется несогласованность в деятельности различных подразделений.
Системы компьютерной организации производства позволяют
практически мгновенно получать информацию о любом участке предприятия,
ускоряют контроль и процессы принятия решений и их
корректировки. С помощью единой компьютерной системы и ориентации
на нее организационных структур предприятия достигается гармонизация
процессов принятия решений, труда и циркулирования информации,
обеспечивается синхронизация и экономизация производства. В
результате удается перейти от максимизации отдельных
производственных результатов к их оптимизации. От работников же, и в
первую очередь менеджеров, все это требует высокого профессионализма,
культуры общения, чувства коллективизма, заботы об интересах всего
предприятия. Повышение требований к работнику одновременно означает
и возрастание его роли в производстве, и усложнение функций управления
персоналом.
Вторым фактором повышения роли персонала в современном
обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и
повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Контроль -
одна из важнейших функций управления персоналом. Как уже отмечалось,
тейлористская модель управления предусматривала жесткий
авторитарный контроль руководителя за подчиненными и строгость
наказаний. Современные техника, технология и методы хозяйствования
ослабляют возможности и необходимость такого контроля, особенно
контроля непосредственно в трудовом процессе. Это вызвано
усложнением труда (например, работу наладчиков практически
невозможно контролировать непосредственно), повышением роли знаний
и навыков в трудовом процессе.
Особенно трудно осуществлять текущий контроль за
представителями не стандартизированного труда, связанного с
творчеством, новациями. Здесь требуется, прежде всего, самоконтроль,
необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и
ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным
результатам.
Растущая несовместимость знаний и творческого, инновационного
мышления с текущим контролем за их носителем обусловила расширение
области индивидуальной и групповой свободы, автономии,
самостоятельного принятия решений. Использование этих новых
возможностей для достижения организационных целей, т.е. целей
организации как системы, целостности, требует наличия у работника
соответствующих качеств и мотивации. Отражением повышения
значимости индивидуального и группового самоконтроля в трудовом
процессе явился, в частности, распространенный в ряде стран Запада
принцип предоставления работникам возможности с помощью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22