Управление персоналом

развитие человеческих ресурсов, в то время как введение новых технологий —

45%, а продвижение на новые рынки — около 20%.

Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением,

предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Это выдвинуло на

повестку дня требование непрерывного развития персонала, т.е. проведения

мероприятий, способствующих полному раскрытию личного потенциала работников

и росту их способности вносить вклад в деятельность организации.

В крупных западных фирмах развитие персонала (человеческих ресурсов)

представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой

являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в

кадрах той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным

ростом; организация процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование

организационной культуры.

Возможности развития должны быть предоставлены всем желающим, ведь оно

повышает не только эффективность работы, но и гибкость управления, улучшает

моральный климат, облегчает делегирование полномочий, а игнорирование

потребности в развитии, новых знаниях и навыках усиливает текучесть кадров.

Реализация современной концепции развития предполагает повышение

гибкости системы обучения, групповые формы работы, замену преподавателей

консультантами.

Крупные западные фирмы инвестируют все больше средств в развитие

персонала сами, так как внешний рынок труда и система образования не

успевают приспособиться к быстрым изменениям их потребностей в конкретных

кадрах.

Развитие персонала может быть общим и профессиональным.

Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к

выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению

новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к

работнику и качествами реального человека.

Оно требует значительных усилий со стороны кандидата, поэтому

невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь могут быть

желание поскорее освоить новую работу, сохранить прежнюю или получить более

высокую должность, обеспечить гарантию стабильности или роста доходов;

приобрести знания; расширить контакты, стать более независимым от

работодателей и конкурентоспособным на рынке труда.

Крупные организации на Западе затрачивают на эти цели до 10% фонда

заработной платы. Например, на обучение управляющего среднего звена фирмы

США расходуют 10—15 тыс. долларов, в Германии на образование и повышение

квалификации одного человека тратится в среднем 550 000 марок, в том числе

на повышение квалификации 80 000 марок. Эти средства рассматриваются не как

досадные дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят

немалую прибыль.

Организация профессионального обучения

Профессиональным обучением охватываются либо вновь принятые сотрудники

для ускорения процесса их адаптации, либо работающие, у которых должны

появиться новые обязанности; в этом случае речь идет о повышении

квалификации кадров.

Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора

кандидатов, при введении в должность, во время аттестации, из текущих

бесед. Основными направлениями профессионального обучения и повышения

квалификации персонала считаются:

1. Первичное обучение в соответствии с задачами предприятия и

спецификой работы.

2. Обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и

личными качествами.

3. Обучение для повышения общей квалификации.

4. Обучение для работы по новым направлениям развития организации.

5. Обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых

операций.

В соответствии с законодательством РФ для профессиональной подготовки

и повышения квалификации работников администрация организует

индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального

обучения на производстве за счет организации.

В российском трудовом законодательстве предусмотрены следующие виды

профессионального обучения работников: подготовка новых работников;

переподготовка (переобучение); обучение вторым (смежным) профессиям;

повышение квалификации.

Существует две основные формы обучения: на рабочем месте и с отрывом

от производства — в учебных заведениях (различного рода центры, школы

рабочего мастерства, курсы и проч.). Для начинающих рабочих возможна такая

комбинированная форма, как ученичество, сочетающее в себе подготовку на

рабочем месте и вне его.

Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и

экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших

профессии. По существующему в РФ общему правилу такое обучение не превышает

6 месяцев. Ученики пользуются всеми правами работников, и на них в полном

объеме распространяются законодательство о труде, коллективный договор и

иные нормативные акты.

Основными формами обучения новых работников на производстве согласно

российскому законодательству являются индивидуальная, групповая и курсовая

подготовка. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к

квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается

бригадир или другой член бригады — рабочий высокой квалификации.

Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно,

консультируясь с соответствующими специалистами.

Групповая (бригадная) форма обучения предусматривает объединение

учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой

квалификации.

Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным

профессиям и осуществляется в два этапа: сначала в учебной группе под

руководством мастера производственного обучения на специально созданной для

этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината, а

затем на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством не

освобожденного от основной работы квалифицированного работника —

инструктора производственного обучения.

Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке

осуществляется в учебных группах, в учебных комбинатах (пунктах) и на

специальных курсах.

Обучение на рабочем месте может осуществляться также в форме

наставничества, под которым понимается процесс передачи знаний и навыков от

более опытного и компетентного человека менее опытному в процессе их

общения. В его рамках руководители или опытные сотрудники обучают новичков,

втягивают их в процесс принятия решений, что предполагает предоставление

обучаемым некоторых текущих полномочий. Обычно это требует немалых затрат

времени с той и другой стороны и взаимного доверия.

Формой обучения на рабочем месте является инструктаж — разъяснение и

демонстрация приемов работы опытным сотрудником. Он непродолжителен и

направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей

в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и

эффективен для простых видов деятельности.

Ученичество, наставничество и инструктаж широко распространены там,

где решающую роль играет опыт, и отличаются практической направленностью и

связью с производственными функциями сотрудника. Они оптимальны для

выработки навыков решения текущих производственных задач, но не дают

возможности развивать абстрактное мышление. Кроме того, опыт часто не

поддается рациональному объяснению, быстро устаревает, не соответствует

потребностям обучаемого. Также может существовать психологическая

несовместимость последнего с инструктором, небрежное исполнение тем своих

обязанностей.

На Западе в отношении сотрудников, нуждающихся в многосторонней

квалификации, применяется такой метод подготовки на рабочем месте, как

ротация, т.е. последовательная работа на разных должностях, в том числе и в

других подразделениях. Считается, что ротация оказывает положительное

воздействие на работников, помогает преодолевать стрессы, но требует

высоких издержек и связана с временным снижением производительности.

Работники могут заниматься также самообучением путем знакомства с

соответствующей литературой, дополняемого инструктажем, что заменяет

теоретическое образование; осмысления прочитанного; наблюдения и анализа

своих действий и работы окружающих; выполнения постоянно усложняющихся

заданий.

У руководителей формой обучения на рабочем месте является стажировка

для работы в новой должности, при которой сохраняются старые обязанности и

частично выполняются новые. Она осуществляется в форме ассистирования,

дублирования, объединенного руководства, ученичества (для менеджеров) и

дает некоторый предварительный опыт.

Например, такой метод подготовки, как «спаривание» (или «близнецы»),

предполагает, что старый и новый руководители на протяжении некоторого

времени (от нескольких дней до нескольких месяцев) работают вместе для

передачи секретов мастерства15. Правда, это потенциально конфликтно, а

поэтому не всегда эффективно. Здесь целесообразнее партнерство в форме

опеки и наставничества, но на более высоком уровне, чем для рядовых

работников.

Выбор конкретных форм организации подготовки новых работников

российское законодательство предоставляет самим организациям, которые могут

для этого создавать учебные центры, а также заключать договоры на обучение

с профессионально-техническими учебными заведениями или учебными центрами.

Производственное обучение во всех случаях должно завершаться на рабочих

местах данного предприятия, которое разрабатывает и утверждает учебные

планы и программы.

В то же время, как показывают исследования, только 12% опрошенных

считают, что после получения образования будут переведены на более высокую

должность; 46% — что повышение квалификации при этом не учитывается; 74% —

что не получат новую, более интересную работу.

Формы дополнительной подготовки персонала

Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых

профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы

по имеющимся у них профессиям, а также лицами, выражающими желание сменить

профессию с учетом потребности производства. По расчетам затраты на

переподготовку инженер; в три раза ниже, чем на поиск и прием на работу

нового, вероятность ухода которого, кроме того, выше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты