Эрос как страсть

Когда женщина перестает любить мужчину, она забывает все — даже

милости, которыми его дарила.

18

Женщина, у которой один любовник, считает, что она совсем не кокетка;

женщина, у которой несколько любовников,— что она всего лишь кокетка,

Женщина, которая столь сильно любит одного мужчину, что перестает

кокетничать со всеми остальными, слывет в свете сумасбродкой, сделавшей

дурной выбор.

19

Давнишний любовник так мало значит для женщины, что его легко меня ют

на нового мужа, а новый муж так быстро теряет новизну, что почти сразу

уступает место новому любовнику.

Давнишний любовник опасается соперника или презирает его в зависимости

от характера дамы своего сердца.

Давнишний любовник отличается от мужа нередко одним лишь названием;

впрочем, это весьма существенное отличие, без которого он немедленно

получил бы отставку.

20

Кокетство в женщине отчасти оправдывается, если она сладострастна.

Напротив, мужчина, который любит кокетничать, хуже, чем просто распутник,

Мужчина-кокетка и женщина-сладострастница вполне стоят друг друга.

21

Тайных любовных связей почти не существует: имена многих женщин так же

прочно связаны с именами их любовников, как и с именами мужей.

22

Сладострастная женщина хочет, чтобы ее любили; кокетке достаточно

нравиться и слыть красивой. Одна стремится вступить в связь с мужчиной,

другая — казаться ему привлекательной. Первая переходит от одной связи к

другой, вторая заводит несколько интрижек сразу. Одной владеет страсть и

жажда наслаждения, другой — тщеславие и легкомыслие. Сладострастие — это

изъян сердца или, быть может, натуры; кокетство — порок души.

Сладострастница внушает страх, кокетка — ненависть. Если оба эти свойства

объединяются в одной женщине, получается характер, наигнуснейший из

возможных.

24

Мы называем непостоянной женщину, которая разлюбила; легкомысленной —

ту, которая сразу полюбила другого; ветреной — ту, которая сама не знает,

кого она любит и любит ли вообще; холодной — ту, которая никого не любит.

25

Вероломство — это ложь, в которой принимает участие, так сказать, все

существо женщины; это умение ввести в обман поступком или словом, а подчас

— обещаниями и клятвами, которые так же легко дать, как и нарушить.

Если женщина неверна и это известно тому, кому она изменяет, она

неверна — и только; но если он ничего не знает — она вероломна.

Женское вероломство полезно тем, что излечивает мужчин от ревности.

78

Как мало на свете таких безупречных женщин, которые хотя бы раз на дню

не давали своим мужьям повода пожалеть о том, что они женаты, и

позавидовать холостякам.

80

Неужели нельзя изобрести средство, которое заставило бы женщин любить

своих мужей?

81

Женщина, которую все считают холодной, просто еще не встретила

человека, который пробудил бы в ней любовь.

В обществе она всегда производит смешное впечатление и подвергается

справедливым нареканиям; так бывает со всяким, кто пренебрегает своим

званием и намеревается играть роль, для коей он не создан. Все эти женщины

с великими талантами вводят в заблуждение лишь глупцов. Всегда бывает

известно, кто тот художник или друг, который водит их пером или кистью,

когда они творят; всем известно, кто тот скромный литератор, который тайком

диктует им их вещания. Подобное шарлатанство недостойно порядочной женщины.

Если бы даже она и впрямь обладала талантами, ее претенциозность свела бы

их на нет. Достоинство женщины в том, чтобы оставаться безвестной, ее слава

— это уважение, какое ей оказывает муж, ее радость — благоденствие ее

семьи. Я обращаюсь к вам, читатель, скажите от чистого сердца: о какой

женщине вы будете более высокого мнения и к какой отнесетесь с большим

уважением — к той, которая, когда вы войдете в ее комнату, будет поглощена

занятиями, присущими ее полу, заботами по хозяйству и окружена детьми, или

же к той, которую вы застанете пишущей стихи на туалетном столике,

обложенной со всех сторон всевозможными книжками и разноцветными записками?

Всякая ученая девица останется девою до конца дней, ежели все мужчины на

свете проявят благоразумие.

Высказав все эти соображения, коснусь вопроса о наружности. Этот вопрос

задают, прежде всего, а между тем его следует задавать в последнюю очередь,

хотя с внешностью нельзя не считаться. Мне думается, при выборе невесты

лучше не гнаться за выдающейся красотою, а, наоборот, избегать таковой.

Красота быстро приедается, через какие-нибудь полтора месяца она уже теряет

всякое значение для обладателя, но порождаемые ею опасности остаются в силе

до тех пор, покуда она существует. Если только красивая женщина не ангел,

ее муж несчастнейший из смертных; и будь она даже ангелом, разве она

избавит его от врагов, которые будут постоянно его окружать? Если бы

крайнее уродство не возбуждало отвращения, я бы его предпочел

исключительной красоте.

Август Бебель из книги «Женщина и социализм»

В буржуазном обществе женщина занимает второе место. На первом месте

выступает мужчина, потом она. Существует, следовательно, отношение, почти

противоположное тем временам, когда господствовала материнская линия. Этот

переворот вызван главным образом развитием от примитивного коммунизма к

господству частной собственности.

Платон благодарил богов за восемь оказанных ему благодеяний. Первым он

считал то, что они дали ему возможность родиться свободным, а не рабом,

вторым же — что он родился мужчиной, а не женщиной. Подобная же мысль

высказывается в утренней молитве евреев-мужчин: «Хвала тебе, боже, господь

наш и владыка мира, что не родил меня женщиной». Женщины же еврейки молятся

в соответствующем месте: «...который сотворил меня по воле своей».

Противоположность в положении полов не может быть выражена более резко, чем

это высказано у Платона и в молитве евреев. По многочисленным местам в

Библии, только мужчина, собственно,— настоящий человек, так же как в

английском и французском языках мужчина и человек определяются одним и тем

же словом. Точно так же когда говорится о «народе», то всегда

предполагаются мужчины. Женщина — пренебрегаемая величина, и во всяком

случае мужчина является повелителем ее. Весь мужской род считает такое

положение в порядке вещей, а большинство женщин смотрит на это до сих пор

как на неизбежность судьбы. В этом представлении отражается все положение

женщины.

Совершенно независимо от вопроса, угнетена ли женщина как пролетарка,

она угнетена в мире частной собственности как существо половое.

Многочисленные преграды и препятствия, неизвестные мужчине, для женщин

встречаются на каждом шагу. Многое, что позволено мужчине, ей запрещено;

масса общественных прав и свобод, которыми пользуется мужчина, для женщины

является проступками или преступлениями. Она страдает в двояком отношении:

как существо социальное и половое, и трудно сказать, в каком из них она

страдает больше. Поэтому понятно желание многих женщин родиться мужчиной.

Вопрос 12: Теория «либидо»

Психологический тип милой Гретхен, не выдержав стремительности XX века,

остался в прошлом. Салонные красавицы начала века, цепляющиеся за

представления об ушедшем этикете, воспринимались уже с иронией и насмешкой

новой интеллигенцией, увлекавшейся науками, поэзией, революцией. Мы легче

вообразим героиню начала XX столетия, вспомнив стихи Анны Ахматовой, Блока,

Гумилева...

Однако и в нашем столетии началось новое раскрепощение страстей.

Сначала оно было связано с распространением фрейдизма, учения о

главенствующей роли сексуальности в жизни человека. С конца XIX в. в обиход

вошло еще одно слово — «либидо», которое переводится как желание, влечение,

страсть. Немецкий ученый Альберт Молль, который ввел это слово в

повседневную речь, полагал, что глубинное сексуальное переживание

воздействует на всю психическую и нервную деятельность человека.

Для Фрейда понятие «либидо» стало одним из ключевых. Он отождествлял

это с эротической психической энергией. Секс, по мнению Фрейда, лежит в

основе всей человеческой жизни. Созданный Фрейдом психоанализ, став

массовой психотерапевтической практикой, естественно, содействовал

изменению сложившихся в обществе установок. О сексе стали говорить открыто,

как о чем-то существенно значимом для человека... (Гуревич П. С.)

Зигмунд Фрейд из книги «Основной инстинкт»

Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии

тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают

аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову

«голод» обозначения нет в обычном языке; наука пользуется словом «либидо».

Общепринятый взгляд содержит вполне определенные представления о

природе и свойствах этого полового влечения. В детстве его будто бы нет,

оно появляется приблизительно ко времени и в связи с процессами созревания,

в период возмужалости, выражается в непреодолимой притягательности, которую

один пол оказывает на другой, и цель его состоит в половом соединении или,

по крайней мере, в таких действиях, которые находятся на пути к нему.

С этими предположениями о химической основе сексуального возбуждения

прекрасно согласуются наши представления и наше понимание психических

проявлений сексуальной жизни. Мы выработали понятие о либидо как о

меняющейся количественно силе, которая может измерять все процессы и

превращения в области сексуального возбуждения. Либидо как вид энергии мы

отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных

процессов, в плане ее особого происхождения, приписывая этим ей также

особый качественный характер. Отделением либидозной психической энергии от

другой мы высказываем наше предположение, что сексуальные процессы

организма отличаются от процессов питания организма особым химизмом. Анализ

перверсий и психоневрозов убедил нас в том, что сексуальное возбуждение

возникает не только из так называемых половых частей, но из всех органов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты