Эрос как страсть

место естественному единству человечества, силе разума и гуманности, люди

стали замечать истину в политеизме, в идолопоклонстве вообще или, по

крайней мере, попытались объяснить человеческими, естественными причинами

то, что замкнутая в себе вера приписывает исключительно дьяволу. Поэтому

любовь тождественна только с разумом, а не с верой; ведь разум и любовь

носят свободный, всеобщий, а вера — узкий, ограниченный характер. Где

разум, там царит всеобщая любовь; разум есть не что иное, как универсальная

любовь. Ад изобретен верой, а не любовью, не разумом. Для любви ад есть

ужас, а для разума — бессмыслица. Ад нельзя считать только религиозным

заблуждением и видеть в нем ложную веру. О нем упоминается еще в библии.

Вера всегда верна самой себе, по крайней мере вера положительной религии,

вера в том смысле, в каком она рассматривается здесь и должна

рассматриваться, если мы не хотим смешивать с верой элементы разума и

культуры, что только затемняет истинную природу веры.

Итак, если вера не противоречит христианству, то не противоречат ему и

те настроения, которые вытекают из веры, и те поступки, которые

обусловливаются этими настроениями. Вера осуждает; все поступки, все

настроения, противоречащие любви, гуманности и разуму, не противоречат

вере. Все ужасы истории христианской религии, о которых верующие говорят,

что они не вытекали из христианства, возникли из веры, следовательно, из

христианства. Даже это их отрицание является неизбежным следствием веры;

ибо вера присваивает себе только все хорошее, а все дурное оставляет на

долю неверия, ереси, или на долю человека вообще. Но, отрекаясь оттого, что

она виновница зла в христианстве, вера лишний раз убедительно доказывает

нам, что она есть истинная виновница этого зла, так как этим она

свидетельствует о своей ограниченности, пристрастии и нетерпимости,

благодаря чему она желает добра только себе и своим приверженцам и зла —

всем другим. Вера приписывает добро, сделанное христианами, не человеку, а

христианину, а дурные поступки христиан не христианину, а человеку. Итак,

злые деяния христианской веры соответствуют сущности веры — той веры, как

она выражена в древнейшем и самом священном источнике христианства —

библии. «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет отлучен».

«Не впрягайтесь в чужое ярмо с неверными, ибо, что общего между

справедливостью и беззаконием? Что общего у света с тьмою? Что общего у

верного с неверным? Можно ли сравнивать храм божий с идолами? Ведь вы —

храм бога живого, как сказал бог; вселюсь в них и буду ходить в них; и буду

их богом, и они будут моим народом. И потому выйдите от них и отделитесь,

говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистым, и я приму вас». Вера

неизбежно переходит в ненависть, а ненависть — в преследование, если сила

веры не встречает противодействия, не разбивается о другую, чуждую вере

силу, о силу любви, гуманности и чувства справедливости. Вера неизбежно

считает себя выше законов естественной морали. Учение веры есть учение об

обязанностях по отношению к богу — высший долг есть вера. Обязанности по

отношению к богу превосходят обязанности по отношению к человеку настолько

же, насколько бог превосходит человека. Обязанности по отношению к богу

неизбежно сталкиваются с общечеловеческими обязанностями. Бог не только

мыслится и представляется как существо универсальное, отец людей, любовь,—

такая вера есть вера любви,— он еще представляется как личное существо, как

существо само по себе. Следовательно, как бог, в качестве существа себе

довлеющего, отличается от человека, так и обязанности по отношению к богу

отличаются от обязанностей по отношению к людям, и в душе вера обособляется

от морали и любви*. Нельзя указывать на то, что вера в бога есть вера в

любовь, в добро, что вера есть выражение доброго чувства. Нравственные

определения исчезают в понятии личности; они становятся второстепенным

делом, простыми акциденциями. Сутью дела является субъект, божественное я.

Любовь к богу как к существу личному носит не нравственный, а личный

характер. Множество благочестивых песен дышат любовью только к господу, но

в этой любви не обнаруживается ни малейшей искры какой-либо высокой

нравственной идеи или настроения.

Для веры нет ничего выше ее самой, ибо ее объектом является

божественная личность. Поэтому она ставит вечное блаженство в зависимость

от себя, а не от исполнения общих человеческих обязанностей. Но все, что

имеет своим последствием вечное блаженство, неизбежно становится в глазах

человека главным делом. Поэтому мораль, которая внутренне подчиняется вере,

может и должна подчиняться ей и во внешнем, практическом отношении. Поэтому

неизбежны и такие поступки, в которых обнаруживается не только различие, но

и противоречие между верой и моралью,— поступки дурные в нравственном

отношении, но похвальные в отношении веры, целям которой они наилучшим

образом служат. Все спасение заключается в вере; поэтому все зависит от

спасительности веры. При опасности для веры подвергаются опасности и вечное

блаженство, и слава божия. Поэтому вера разрешает все, что способствует ее

утверждению; ведь вера, в строгом смысле, есть единственное благо в

человеке, подобно тому, как сам бог есть единственное благое существо,

почему первая, высшая заповедь гласит: «веруй!».

Но так как между верой и нравственным настроением нет никакой

естественной, внутренней связи и так как вера по существу равнодушна к

нравственным обязанностям и приносит любовь к человеку в жертву славе

божией, то именно поэтому от веры и требуется, чтобы она сопровождаларь

добрыми делами и проявляла себя актами любви. Вера, безразличная в

отношении любви или бессердечная, противоречит разуму, естественному

чувству справедливости человека, нравственному сознанию, из которого

непосредственно возникает любовь, как закон и истина. Поэтому вера, в

противоречии со своей сущностью, в себе самой ограничивается моралью: вера,

не творящая добра, не проявляющая себя актами любви, не есть истинная,

живая вера. Но это ограничение не вытекает из самой веры. Независимая от

веры сила любви предписывает ей законы; ибо здесь критерием истинности веры

становится нравственное качество; истина веры делается зависимой от

истинности морали — отношение, противоречащее вере.

Вера делает человека блаженным; но, несомненно, она не внушает ему

действительно нравственных настроений. Если она исправляет человека и имеет

своим результатом моральные настроения, то это исходит лишь из внутреннего,

не зависящего от веры убеждения в неопровержимой истинности морали. Мораль,

а никоим образом не вера взывает к совести: твоя вера ничто, если она не

способна тебя исправить. Правда, нет спора, уверенность в вечном

блаженстве, в прощении грехов, в благодати, спасающей от всех наказаний,

может побудить человека делать добро. Человек, у которого есть эта вера,

обладает всем; он блажен, он становится равнодушным к благам этого мира; он

не знает зависти, стяжания, тщеславия, чувственных желаний; все земное

исчезает перед божественной благодатью и вечным неземным блаженством. Но

добрые дела исходят у веры не из любви к самой добродетели. Не любовь, не

объект любви, не человек, основа всякой морали, является - пружиной его

добрых дел. Нет! Он делает добро не ради добра, не ради человека, а ради

бога — из благодарности к богу, который все для него сделал и для которого

он в свою очередь должен сделать все, что только находится в его власти. Он

перестает грешить, ибо грех оскорбляет бога, его спасителя, его господа и

благодетеля. Понятие добродетели заменяется здесь понятием искупительной

жертвы. Бог принес себя в жертву человеку, поэтому и человек должен

жертвовать собою богу. Чем крупнее жертва, тем лучше и деяние. Чем больше

деяние противоречит природе человека, чем больше самоотречение, тем выше

добродетель. Особенно католицизм развил и осуществил это исключительно

отрицательное понятие добра. Его высшее моральное понятие есть понятие

жертвы, отсюда высокое значение отрицания половой любви — девство.

Целомудрие или, вернее, девство есть характерная добродетель католической

веры. Оно не основано на природе и есть чрезвычайная, самая

трансцендентная, фантастическая добродетель, добродетель

супранатуралистической веры; оно есть высшая добродетель для веры, но не

добродетель сама по себе. Следовательно, вера считает добродетелью то, что

само по себе, по своему содержанию, не есть добродетель; ей, стало быть,

неведомо чувство добродетели; она необходимо должна снижать истинную

добродетель, потому что превозносит мнимую добродетель и не руководится

никаким иным понятием, как только понятием отрицания, противоречия

человеческой природе.

Итак, деяния истории христианской религии соответствуют христианству,

хотя и противоречат любви; поэтому противники догматического христианства

совершенно правы, когда они винят его за жестокие поступки христиан; однако

они в то же время противоречат и христианству, так как христианство есть не

только религия веры, но и религия любви и обязывает нас не только верить,

но и любить. Значит, бессердечные деяния, внушенные ненавистью к еретикам,

одновременно соответствуют и противоречат христианству? Как же. это

возможно? Да, христианство санкционирует в одно и то же время как поступки,

вытекающие из любви, так и поступки, вытекающие из веры без любви. Если бы

христианство сделало законом только любовь, то приверженцы его были бы

правы и христианство нельзя было бы обвинять во всех ужасах истории

христианской религии; если бы оно сделало законом только веру, то и упреки

людей неверующих были бы справедливы, безусловно, без всяких ограничений.

Но христианство не отдалось всецело любви; оно не поднялось до той высоты,

чтобы понимать любовь абсолютно. И оно не могло достичь этой свободы, раз

оно есть религия,— и поэтому любовь осталась в подчинении у веры. Любовь

есть экзотерическое, а вера эзотерическое учение христианства — любовь есть

только мораль, а вера — религия христианской религии.

Бог есть любовь. Это положение есть высший принцип христианства. Но

противоречие между верой и любовью заключено уже и в этом положении. Любовь

есть только предикат, а бог — субъект. Чем же является этот субъект в

отличие от любви? Я должен по необходимости так ставить вопрос и делать это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты