Эрос как страсть

любить вообще. (Гуревич П. С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Хотя не вызывает возражения применение понятия любви к различным

объектам, широко распространено мнение, что любить других людей -

добродетельно, а любить себя - грешно. Считается, что в той мере, в какой я

люблю себя, я не люблю других людей, что любовь к себе это то же, что и

эгоизм. Этот взгляд довольно стар в западной мысли. Кальвин говорил о любви

к себе как о „чуме". Фрейд говорил о любви к себе в психиатрических

терминах, однако, смысл его суждения такой же, как и у Кальвина. Для него

любовь к себе это то же, что и нарциссизм, обращение либидо на самого себя.

Нарциссизм являет собой раннюю стадию человеческого развития, и человек,

который в позднейшей жизни возвращается к нарциссистской стадии,

неспособен, любить; в крайних случаях это ведет к безумию. Фрейд утверждал,

что любовь это проявление либидо, и если либидо направлено на других людей,

то это любовь, а если оно направлено на самого его носителя - то это любовь

к себе. Следовательно, любовь и любовь к себе взаимно исключаются в том

смысле, что чем больше первая, тем меньше вторая. Если любить себя — плохо,

то отсюда следует, что не любить себя - добродетельно.

Возникают такие вопросы. Подтверждает ли психологическое исследование

тезис, что есть существенное противоречие между любовью к себе и любовью к

другим людям? Любовь к себе это тот же феномен, что и эгоизм, или они

противоположны? Далее, действительно ли эгоизм современного человека это

интерес к себе как к индивидуальности, со всеми его интеллектуальными,

эмоциональными и чувственными возможностями? Не стал ли он придатком социо-

экономической роли? Тождественен ли эгоизм любви к себе или он является

следствием ее отсутствия?

Прежде чем начать обсуждение психологического аспекта эгоизма и любви к

себе, следует подчеркнуть наличие логической ошибки в определении, что

любовь к другим и любовь к себе взаимно исключают друг друга. Если

добродетельно любить своего ближнего, как человеческое существо, должно

быть добродетелью - а не пороком - любить и себя, так как я тоже

человеческое существо. Нет такого понятия человека, в которое не был бы

включен и я сам. Доктрина, которая провозглашает такое исключение,

доказывает, что она сама внутренне противоречива. Идея, выраженная в

библейском „возлюби ближнего как самого себя", подразумевает, что уважение

к собственной целостности и уникальности, любовь к самому себе и понимание

себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому

индивиду. Любовь к своему собственному „я" нераздельно связана с любовью к

любому другому существу.

Теперь мы подошли к основным психологическим предпосылкам, на которых

построены выводы нашего рассуждения. В основном эти предпосылки таковы: не

только другие, но и мы сами являемся объектами наших чувств и установок;

установки по отношению к другим и по отношению к самим себе не только

далеки от противоречия, но основательно связаны. В плане обсуждаемой

проблемы это означает: любовь к другим и любовь к себе не составляют

альтернативы. Напротив, установка на любовь к себе будет обнаружена у всех,

кто способен любить других. Любовь, в принципе, неделима в смысле связи

между „объектами" и чьими-то собственными „я". Подлинная любовь это

выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение,

ответственность и знание. Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то

воздействию, а активная борьба за развитие и счастье любимого человека,

исходящая из самой способности любить.

Любовь к кому-то это осуществление и сосредоточение способности любить.

Основной заряд, содержащийся в любви, направлен на любимого человека как на

воплощение существеннейших человеческих качеств. Любовь к одному человеку

предполагает любовь к человеку как таковому. „Разделение труда", как

называл это Уильям Джеймс, при котором человек любит свою семью, но не

испытывает никакого чувства к „чужому", означает принципиальную

неспособность любить.

Любовь к людям является не следствием, как часто полагают, а

предпосылкой любви к какому-то определенному человеку, хотя генетически она

выражается в любви к отдельному индивиду.

Из этого следует, что мое собственное „я" должно быть таким же объектом

моей любви, как и другой человек. Утверждение моей собственной жизни,

счастья, развития, свободы коренится в моей собственной способности любить,

т. е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в

состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только

других, он не может любить вообще.

Считая, что любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны, как мы

объясним эгоизм, который, очевидно, исключает всякий истинный интерес к

другим? Эгоистичный человек интересуется только собой, желает всего только

для себя, чувствует удовлетворение не тогда, когда отдает, а когда берет.

На внешний мир он смотрит только с точки зрения того, что он может получить

от него; у этого человека отсутствует интерес к потребностям других людей и

уважение к их достоинству и целостности. Он не может видеть ничего, кроме

самого себя; всё и вся он оценивает с позиции полезности ему; он в принципе

не способен любить. Не доказывает ли это, что интерес к другим и интерес к

самому себе неизбежно альтернативны? Это было бы так, "если бы эгоизм и

любовь к себе были тождественны. Но такое предположение как раз и является

тем заблуждением, которое ведет к столь многим ошибочным заключениям

относительно нашей проблемы. Эгоизм и любовь к себе, ни в коей мере не

будучи тождественны, являются прямыми противоположностями.

Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на

самом же деле он ненавидит себя. Отсутствие нежности и заботы о себе,

которые составляют только частное выражение отсутствия созидательности,

оставляет его пустым и фрустрированным. Он неизбежно несчастен и тревожно

силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и

препятствует. Кажется, что он слишком много заботится о себе, но, в

действительности, он только делает безуспешные попытки скрыть и

компенсировать спой провал в деле заботы о своем собственном „я". Фрейд

придерживается мнения, что, эгоистичный человек влюблен в себя, он

нарциссист, раз отказал другим в своей любви и направил ее на свою

собственную особу. И в самом деле, эгоистичные люди неспособны любить

других, но они неспособны любить и самих себя.

Легче понять эгоизм, сравнивая его с жадным интересом к другим людям,

какой мы находим, например, у чрезмерно заботливой матери. Хотя она

искренне убеждена, что очень нежна со своим ребенком, в действительности,

она имеет глубоко подавленную враждебность к объекту ее интереса. Ее

интерес чрезмерен не потому, что она слишком любит ребенка, а потому, что

она вынуждена компенсировать отсутствие у нее способности вообще любить

его.

Эта теория природы эгоизма рождена психоаналитическим опытом изучения

невротического „отсутствия эгоизма", симптомом невроза, наблюдаемого у

немалого количества людей, которые обычно обеспокоены не самим этим

симптомом, а другими, связанными с ним, - депрессией, утомляемостью,

неспособностью работать, неудачей в любовных делах и тому подобное. Это

„отсутствие" эгоизма" не только не воспринимается как „симптом", но часто

кажется спасительной чертой характера, которой такие люди даже гордятся в

себе. Человек, лишенный эгоизма, „ничего не желает для себя", он „живет

только для других", гордится тем, что не считает себя сколько-нибудь

заслуживающим внимания. Его озадачивает, что, вопреки своей

неэгоистичности, он несчастен, и его отношения с самыми близкими людьми

неудовлетворительны. Анализ показывает, что отсутствие эгоизма не является

чем-то, существующим независимо от других его симптомов. Это один из них, а

зачастую и самый главный симптом. У человека парализована способность

любить или наслаждаться чем-то, он проникнут враждебностью к жизни и за

фасадом неэгоистичности скрыт утонченный, но от этого не менее напряженный

эгоцентризм. Такого человека можно вылечить, только если его

неэгоистичность будет признана болезненным симптомом в ряду других

симптомов, и будет откорректирована нехватка созидательности у него,

которая коренится как в его неэгоистичности, так и в других затруднениях.

Природа неэгоистичности становится особенно очевидной в ее воздействии

на других, и наиболее часто в нашей культуре - в воздействии

„неэгоистичной" матери на своего ребенка. Она убеждена, что благодаря ее

неэгоистичности ее ребенок узнает, что, значит, быть любимым, и увидит, что

значит любить. Результат ее неэгоистичности, однако, совсем не

соответствует ее ожиданиям. Ребенок не обнаруживает счастливости человека,

убежденного в том, что он любим, он тревожен, напряжен, боится материнского

неодобрения и опасается, что не сможет оправдать ожиданий матери. Обычно,

он находится под воздействием скрытой материнской враждебности к жизни,

которую он скорее чувствует, чем ясно осознает, и, в конце концов, он сам

заражается этой враждебностью. В целом, воздействие неэгоистичной матери не

слишком отличается от воздействия матери-эгоистки; а на деле оно зачастую

даже хуже, потому что материнская неэгоистичность удерживает детей от

критического отношения к матери. На них лежит обязанность не обмануть ее

надежд; под маской добродетели их учат нелюбви к жизни. Если кто-то взялся

бы изучать воздействие матери, по-настоящему любящей себя, он смог бы

увидеть, что нет ничего более способствующего привитию ребенку опыта любви,

радости и счастья, чем любовь к нему матери, которая любит себя. Эти идеи

любви к себе нельзя суммировать лучше, чем, цитируя на эту тему Мейстера

Экхарта: „Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и

себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в

действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в

равной мере, включая и себя, ты будешь любить их как одну личность, и

личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная

личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково".

Заключение

Любовь неисчерпаема. Мы только прикоснулись к этой теме, рассказали,

как проявляется эрос в разных культурах, сколь многолик он. Любовь — это

соединение двух человеческих созданий, сохраняющих при этом свою

уникальность. Парадоксально, но двое, сливаясь воедино и растворяясь, друг

в друге, остаются все-таки индивидуальными существами. И любя

безоговорочно, не проявляют равнодушия ко всему мирозданию, иначе их

чувство было бы не любовью, а всего лишь привязанностью, своеобразной

формой эгоизма. Ведь каждый человек — это целый мир, со всей гаммой чувств

и страстей, и он вписывается в предназначенный ему отрезок времени,

эмоционально и личностно определяя это время и суть чувства, его

всеобъемлющую духовную активность.

По моему мнению, любовь — фундаментальное чувство. В наших сердцах она,

несомненно, занимает одно из первых место. Любовь — самое таинственное

явление из всех чувств, которые мы испытывали. Хотя, может быть, слово

«тайна» в данном случае не самое уместное скорее стоит говорить о

сложности. Вряд ли кто возьмется оспаривать утверждение, что любовь сложна.

Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это

установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру

вообще, а не только к одному „объекту" любви. Если человек любит только

какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это

не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм.

Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не

способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не

любят никого, кроме „любимого" человека. Я считаю, что это заблуждение.

Поскольку они не понимают, что любовь это активность, сила духа, они

думают, что главное - это найти правильный объект, а дальше все пойдет само

собой. Эту установку можно сравнивать с установкой человека, который хочет

рисовать, но вместо того, чтобы учиться живописи, твердит, что он просто

должен дождаться правильного объекта; и когда найдет его, то будет рисовать

великолепно. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех

людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то „я люблю

тебя", я должена быть способна сказать „я люблю в тебе все", „я люблю

благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе саму себя".

Список использованных источников

1. Август Бебель «Женщина и социализм»

2. Жан Де Лабрюйер «Характеры или нравы нынешнего века»

3. Изард К. Э. «Психология эмоций» - СПб.: Питер, 2000

4. Куттер П. «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ

страстей» - СПб.: 1998

5. Баттон Дж. «Стать ближе. Секс, любовь и здравый смысл», М.: 1995

6. Людвиг Фейербах «Сущность христианства»

7. Мэй Р. «Любовь и воля», Ваклер,: 1997

8. Подольный Р. Г. «Мир и эрос» М.: Политиздат, 1997

9. Вильгельм Райх «Сексуальная революция», М.: 1997

10. Френсис Бэкон «Опыты или наставления нравственные и политические»

11. Зигмунд Фрейд «Основной инстинкт», М.: 1997

12. Фромм Э. «Искусство любить», М.: 1990

13. Хейзинга Й. «Осень средневековья», М.: 1998

14. Хорни К. «Наши внутренние конфликты», М.: 1997

-----------------------

3

4

7

11

13

16

20

36

40

43

45

53

57

59

64

68

70

77

80

85

86

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты