Эрос как страсть

Новорожденный требовал от родителей гораздо больше времени и внимания, чем

старшая дочь. Естественно, что в первые недели он часто будил их по ночам

своим плачем. Недосыпание и многообразные обязанности, связанные с

рождением малыша, не прошли бесследно. Родители были вынуждены распределять

между двумя детьми не только внимание, но и энергию, и зачастую у них не

хватало времени и сил, чтобы так же, как прежде, поиграть и поговорить со

старшим ребенком. Из всего вышесказанного со всей очевидностью следует

вывод о том, что родители должны прилагать специальные усилия к тому, чтобы

помочь старшему ребенку понять, что происходит в семье. Причем это

понимание должно быть не только интеллектуальным, родители не должны

ограничиваться только объяснениями. Старшему ребенку очень важно слышать от

родителей ободряющие слова, ощущать, что по-прежнему занимает свое место в

их жизни.

Насколько разовьется соперничество между детьми зависит не только от

родительского поведения, но и от пола детей, от разницы в возрасте, от

темперамента и личностных особенностей каждого ребенка. Одинаковый пол,

небольшая разница в возрасте (менее трех лет) — факторы, увеличивающие

вероятность возникновения ревности и соперничества за внимание матери и

отца.

Вопрос 16: Материнская любовь

Еще один тип любви, описанный Фроммом — материнская любовь. Это

безусловное утверждение жизни ребенка, его потребностей. Однако утверждение

жизни ребенка имеет две стороны. Одна из них — это забота и

ответственность. Другая идет дальше простого сохранения. Это установка,

которая прививает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать,

что прекрасно жить — быть маленьким мальчиком или маленькой девочкой. Эти

две стороны точно выражены в библейском рассказе о сотворении мира. Бог

создает мир и человека. Это соответствует простой заботе и утверждению

существования. Но Бог идет дальше этого минимального требования. Рассказ о

каждом дне творения заканчивается словами: «И увидел Бог, что это хорошо».

Материнская любовь дает ребенку почувствовать: «Это хорошо, что ты

родился». Это прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание жить.

В отличие от братской и эротической любви, которая есть любовь равных,

взаимоотношения между матерью и ребенком по самой своей природе — отношения

неравенства, при которых один нуждается в помощи, а другой ее оказывает. И

именно за это материнскую любовь, полную альтруизма и не знающую эгоизма,

считают самым возвышенным родом любви, и узы ее — самыми священными из всех

эмоциональных уз.

Материнская любовь к подрастающему ребенку, любовь, ничего не требующая

взамен, есть, вероятно, самая труднодостижимая форма любви. В ней особенно

просто обмануться благодаря той легкости, с которой матери удается любить

своего малыша. И именно потому, что это так трудно, женщина может быть по-

настоящему любящей матерью, только если она умеет любить. Если она способна

любить своего мужа, своих детей, чужих людей, всякое человеческое существо.

Женщина, неспособная на такую любовь, может стать нежной матерью, только

пока ребенок мал, но она не может быть по-настоящему любящей матерью. А

узнать это можно по тому, готова ли она с охотой перенести отделение от

себя ребенка и даже после этого продолжать его любить.

Братская любовь, как она трактуется в типологии Э.Фромма, — это любовь

равных. Материнская любовь — это любовь к беспомощному. Отличаясь одна от

другой, эти две формы любви имеют между собой то общее, что они по самой

своей природе не ограничены одним человеком. Если я люблю своего брата, я

люблю всех своих братьев. Если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих

детей. Более того, я люблю всех детей вообще, всех, кто нуждается в моей

помощи. (Гуревич П. С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Материнская любовь это безусловное утверждение в жизни ребенка и его

потребностей. Но здесь должно быть сделано одно важное дополнение.

Утверждение жизни ребенка имеет два аспекта: один - это забота и

ответственность, необходимые для сохранения жизни ребёнка и его роста.

Другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни. Это установка,

которая внушает ребенку любовь к жизни, которая дает ему почувствовать, что

хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо

жить на этой земле! Два этих аспекта материнской любви лаконично выражены в

библейском рассказе о творении. Бог создал мир и человека. Это

соответствует простой заботе и утверждению существования. Но бог вышел за

пределы этого минимального требования. Всякий день после творения природы -

и человека - бог говорит: „Это хорошо". Материнская любовь на этой второй

ступени заставляет ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она

внушает ребенку любовь к жизни, а не только желание оставаться

жизнеспособным. Та же идея может быть выражена и другим библейским

символом. Земля обетованная (земля это всегда материнский символ) описана

как „изобилующая молоком и медом". Молоко это символ первого аспекта любви,

заботы и утверждения. Мед символизирует радость жизни, любовь к ней, и

счастье быть живым. Большинство матерей способны дать" „молоко", но лишь

меньшинство дает также „мед". Чтобы быть способной давать мед, мать должна

быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком, а эта цель

достигается немногими. Воздействие матери на ребенка едва ли может быть

преувеличено. Материнская любовь к жизни так же заразительна, как и ее

тревога. Обе установки имеют глубокое воздействие на личность ребенка в

целом: среди детей и взрослых можно выделить тех, кто получил только

„молоко", и тех, кто получили и „молоко", и „мед".

В противоположность братской и эротической любви, которые являются

формами любви между равными, связь матери и ребенка это по самой своей

природе неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой дает

ее. Из-за альтруистического, бескорыстного характера материнская любовь

считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных

связей. Представляется все же, что действительным достижением материнской

любви является не любовь матери к младенцу, а ее любовь к растущему

ребенку. Действительно, огромное большинство матерей - любящие матери, пока

ребенок мал и полностью зависим от них. Большинство матерей хотят детей,

они счастливы с новорожденным ребенком и погружены в заботу о нем. И это

несмотря на то, что они ничего не получают от ребенка в ответ, кроме улыбки

или выражения удовольствия на лице. Эта установка на любовь отчасти

коренится в инстинктивной природе, которую можно обнаружить у самок, как

животных, так и людей. Но наряду с важностью инстинктивного фактора

существуют еще специфически человеческие психологические факторы,

ответственные за этот тип материнской любви. Один из них может быть

обнаружен в нарциссистском элементе материнской любви. Ввиду того, что

ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь и слепое обожание матери

могут быть удовлетворением ее нарциссизса. Другие мотивации могут быть

обнаружены в материнском желании власти или обладания. Ребенок, существо

беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный объект

удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими

чертами.

Хотя эти мотивации встречаются часто, они, вероятно, все же менее важны

и менее всеобщи, чем мотивация, которая может быть названа потребностью

трансцендирования. Потребность в трансцеидировании одна из основных

потребностей человека, коренящаяся в его самосознании. Он не удовлетворен

своей ролью в сотворенном мире, он не может воспринимать себя в качестве

игральной кости, наугад брошенной из кубка. Ему необходимо чувствовать себя

творцом, выйти за пределы пассивной роли сотворенного существа. Есть много

путей достижения удовлетворения творением; наиболее естественный и легкий

путь достижения это материнская забота и любовь к ее творению. Она выходит

за пределы себя в ребенке, ее любовь к нему придает значение и смысл ее

собственной жизни. (В самой неспособности мужчины удовлетворить свою

потребность в трансцендировании посредством рождения детей заключена его

страстная потребность выйти за пределы себя в творениях рук своих и идей).

Но ребенок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно,

оторваться от материнской груди, наконец, стать совершенно независимым

человеческим существом. Сама сущность материнской любви - забота о росте

ребенка - предполагает желание, чтобы ребенок отделился от матери. В этом

основное ее отличие от любви эротической. В эротической любви два человека,

которые были разделены, становятся едины. В материнской любви два человека,

которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не

просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка. Именно на

этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому

что требует бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен

ничего, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие

матери оказываются неспособны решить задачу материнской любви.

Нарциссистская, властная, с собственнической установкой женщина может

успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал. Но только действительно

любящая женщина, для которой больше счастья в том, чтобы отдавать, чем в

том, чтобы брать, которая крепко укоренилась в своем собственном

существовании, может быть любящей матерью, когда ребенок начинает

отделяться от нее.

Материнская любовь к растущему ребенку, любовь, которая ничего не

желает для себя, это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех

достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может

любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может

стать действительно любящей матерью, только если она способна любить

вообще; если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей,

всех людей. Женщина, которая не в состоянии любить в этом смысле, может

быть нежной матерью, пока ребенок мал, но она не может быть любящей

матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребенка -

и даже после отделения продолжать любить его.

Изард К. Э. из книги «Психология эмоций»

Если согласиться с тем, что привязанность к другому человеку,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты