Смысл смерти
Смерть — сложнейшее философское понятие. Вопрос — почему каждый должен
умереть? — мало трогает, пока человек молод и полон сил; но с возрастом он
начинает беспокоить всё сильнее. Смерть воспринимается как абсурд: человек
полон знаний и жизненного опыта, многое умеет и глубже понимает; казалось
бы, наступает время, когда он, наконец, может максимально реализовать свои
возможности; ан нет, уже "звучит колокол", напоминая, — пора, брат, пора.
Существование человека, в отличие от других вещей, предшествует его
сущности. Когда мастер задумывает изготовить книжный шкаф, то сущность
шкафа (как замысел, назначение) предшествует его существованию
(материализации замысла). Человек же рождается сначала физически и только
потом — духовно. Машинальные люди, как правило, умирают сначала духовно и
лишь затем — физически.
Духовная смерть — это утрата интереса к жизни. Почему лабиринтные
люди, не находя ответа на вопрос "зачем?", всё-таки продолжают жить? Потому
что они надеются, что завтра жить будет интереснее, чем сегодня, интерес ко
всем сторонам жизни, азарт к жизни — великая двигательная сила человека.
Представим себе фантастическую ситуацию: изобретен "эликсир
бессмертия", и нам предлагают маленькую таблеточку, проглотив которую, мы
уже никогда не сможем умереть. Поторопимся ли мы глотать её? Вряд ли. Какие
непривычные и удивительные мысли начнут возникать в связи с этим в нашей
голове! Мы интуитивно почувствуем, что это внесёт радикальные изменения в
наше существование, предвидеть все последствия которого сложно. Бессмертие,
которое на первый взгляд столь заманчиво, опасно. Мы догадаемся, что
утратим в таком случае нечто очень важное, а именно — интерес к жизни.
Зачем напрягаться и торопиться жить? Ведь впереди — немерянные века и
тысячелетия; успеется.
Мы потеряем некий внутренний стержень, точку опоры, нить Ариадны,
волну интереса и азарта, которая несет нас сквозь обстоятельства жизни. Не
зря Мефистофель требовал за бессмертие душу. Слишком велика цена.
Получается странный, но единственный вывод: смысл смерти заключается в
том, чтобы придавать смысл жизни. Не будь смерти, жизнь утратила бы смысл.
Виктор Цой однажды произнёс поразительные по точности и глубине слова:
"Смерть стоит того, чтобы жить". Они скорее бы подошли убелённому сединами
мудрецу, чем молодому человеку, трагично ушедшему из жизни. Именно смерть
приоткрывает человеку абсолютную ценность — счастье быть.
Суицид
Кажется, что люди, прибегающие к самоубийству, просто не осознают
этого момента. Однако всё сложнее. Высшую ценность — быть — иногда
перевешивает антиценность — одиночество. Имеется в виду не уединение, не
временная отгороженность от людей, а одиночество души. В сущности, ни одно
живое существо так не одиноко, как человек. Таким его делает наличие
разума, осознающего призрачность и неустойчивость связей с другими людьми.
Люди, страшась одиночества, тянутся друг, к другу, но интуитивно чувствуют,
что "другой" всегда остаётся загадкой, как и он сам, способной на
непредсказуемость. Взаимное доверие редко бывает абсолютным, если вообще
таким бывает.
Самый ужасный вид одиночества — это ''одиночество в толпе", когда
вокруг — масса людей, но нет ни одной родственной души, с которой можно
поделиться тем, что волнует, что наболело, рассчитывая на понимание.
Оставшись один на один со всеми проблемами и противоречиями, наиболее
тонкие и ранимые натуры не выдерживают их груза и, когда силы иссякают, а
равнодушие окружающих потрясает, уходят из жизни. Ужас одиночества оказался
сильнее страха смерти и инстинкта самосохранения.
Свобода
О свободе написано много правильных слов. "Свобода есть осознанная
необходимость"; "Жить среди людей и быть свободными от них нельзя";
"Свобода относительна; абстрактной и абсолютной свободы не бывает" и т.п.
Но все, эти определения не содержат личностного отношения, то есть чувства
свободы. Свобода рассматривается в них преимущественно как отношение к
внешнему миру.
Экзистенциальное же понимание свободы связано с переживанием этого
отношения; оно ориентировано не во вне, а внутрь человека. Например,
заключённый в тюрьму "за политику", будучи несвободным физически, внутренне
может опушать себя свободным, так как пребывание в тюрьме за свои убеждения
Изначально воспринималось им как возможный и даже закономерный этап его
политической борьбы. Таким образом, тело его несвободно, но дух свободен;
это облегчает неизбежные тяготы заключения и даже даёт ощущение
превосходства над своими мучителями.
В свою очередь, человек, обладающий большой властью над людьми,
особенно если она имеет диктаторский характер, не может ощущать внутренней
раскованности и свободы. Кажется, уж он то свободен, он может делать всё,
что захочет; ан нет: он находится в плену своей власти, постоянно опасается
заговоров, покушений; любой человек воспринимается им как потенциальная
угроза и т.п. Из-за власти он вынужден кривить душой, обещать невыполнимое,
заглушать в себе голос совести.
Человек свободен, если он может позволить себе быть самим собой, не
казаться быть другим. Прикидываться другим — признак несвободы,
зависимости. Свобода - это когда человек может не лгать; когда между его
мыслями и словами нет разнобоя. Это может позволить себе только свободная
личность, и достаточно сильная личность. Ложь — следствие давящего
воздействия других людей или обстоятельств жизни, когда человек в силу
своей слабости вынужден приспосабливаться к ним, расплачиваясь за это
утратой ощущения свободы.
Но приспособляемость опасна. Известен поучительный, хотя и не
лишённый жестокости, эксперимент. Если лягушек поместить в посудину с водой
и начать эту воду очень медленно подогревать, то они постепенно свариваются
и погибают, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства. Их
способность приспосабливаться к температуре окружающей среды в данных
условиях оказывается губительной. Так и у человека, слишком уж
"лавирующего", подлаживающегося под внешние факторы и других людей,
происходит утрата своего "Я", потеря чувства свободы, что означает в
конечном счёте потерю самоуважения и внутреннего достоинства.
Восприятие времени
Экзистенциальная философия рассматривает существование и как
"переживание времени". При этом одним людям свойственна погруженность в
прошлое. Они консервативны по духу; для них настоящее (сейчас) имеет смысл
лишь как продолжение того, что уже было. В интерпретации настоящего их
отличает особая склонность к аналогии с прошедшими событиями, уважение к
прецеденту. Принимая то или иное решение в своей личной жизни, они прежде
"всего "оборачиваются назад" и ищут там уверенности в своих поступках,
которые чаще всего предсказуемы для наблюдательного ума. Они обожают
исторические параллели и любят читать историческую литературу.
Другие люди, напротив, "растворены" в настоящем. Их стихия —
спонтанность (самопроизвольность) бытия; ими движут больше эмоции, нежели
разумные начала. Их поведение чаще всего непредсказуемо, решения —
импульсивны (Вронский в "Войне и мире" Л. Толстого — пример такой личности,
тогда как Каренин — образец первого типа). Такие люди не склонны искать
убедительную аргументацию своих решений; на них слабо влияют логические
доводы и ссылки на аналогии. "Копаться в прошлом" для них — самое унылое
занятие.
Наконец, третий тип людей — это люди, устремленные по своей природе в
будущее. Это чаще всего творческие натуры. Они торопливы, не любят долго и
терпеливо ждать результатов своих действий; они, образно говоря "любят
пилить дрова" (имеется в виду, что это занятие мгновенно приносит, видимый
результат). Самое ужасное для такого человека, — монотонная, однообразная
работа, рассчитанная на длительные сроки. Они любят начинать новое дело, но
доводить его до конца — не их стихия. Их одолевают проекты, но их замыслы
плохо понимают, что порой приводит в отчаяние.
Разумеется, описанные типы не следует абсолютизировать и
противопоставлять их друг другу; каждый из них имеет свои достоинства и
недостатки. Не будем забывать — человек есть существо динамическое,
способное изменяться и поворачиваться самыми неожиданными сторонами.
Модели времени
Кроме того, приведенное выше описание опирается на традиционную,
прямолинейную модель времени (см. рис. 5). Однако существует и иная,
спиралевидная модель, вытекающая (здесь мы невольно забегаем вперёд) из
закона отрицания (см. рис. 6).
| | |П – прошлое; | | |
| |[pic] |Н – |[pic] | |
| | |настоящее; | | |
| |Рис. 5 |Б – будущее. |Рис. 6 | |
| |Прямолинейная | |Спиралевидная | |
| |модель времени | |модель времени | |
Во втором случае время "заворачивается" подобно конденсаторной фольге,
в результате чего прошлое, настоящее и будущее существуют как бы
параллельно друг другу. В современной физике есть вполне жизнеспособные
гипотезы, наделяющие время энергетическими характеристиками. Физики говорят
о ''хрональном поле" (хронос — время) и "тахионах" — частицах этого поля.
Отсюда следует предположение, что мощные энергетические воздействия
(землетрясение, взрыв атомной бомбы и т.п.), в том числе психологические
(войны, конфликты), могут деформировать хрональное поле и "замыкать"
настоящее с прошлым или будущим. Таким образом, в результате этого "пробоя"
прошлое или будущее могут "врываться" в настоящее, порождая явления,
совершенно необъяснимые с точки зрения традиционных представлений.
Обратимся теперь к одному из представителей описанного выше
философского направления — к Фридриху Ницше. Выбор не случаен. Из всех
отвергавшихся в нашей стране он был наиболее замалчиваемым.
Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ
Ф. Ницше, немец с польскими корнями, жил во второй половине XIX в. Он
родился в семье священника, получил прекрасное гуманитарное образование.
Уже в юношеские годы он заявил о себе как о незаурядной личности.
Достаточно сказать, что во время учёбы на втором курсе университета
факультет пригласил его читать лекции студентам по истории искусств, на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36