Основы философских знаний

Смысл смерти

Смерть — сложнейшее философское понятие. Вопрос — почему каждый должен

умереть? — мало трогает, пока человек молод и полон сил; но с возрастом он

начинает беспокоить всё сильнее. Смерть воспринимается как абсурд: человек

полон знаний и жизненного опыта, многое умеет и глубже понимает; казалось

бы, наступает время, когда он, наконец, может максимально реализовать свои

возможности; ан нет, уже "звучит колокол", напоминая, — пора, брат, пора.

Существование человека, в отличие от других вещей, предшествует его

сущности. Когда мастер задумывает изготовить книжный шкаф, то сущность

шкафа (как замысел, назначение) предшествует его существованию

(материализации замысла). Человек же рождается сначала физически и только

потом — духовно. Машинальные люди, как правило, умирают сначала духовно и

лишь затем — физически.

Духовная смерть — это утрата интереса к жизни. Почему лабиринтные

люди, не находя ответа на вопрос "зачем?", всё-таки продолжают жить? Потому

что они надеются, что завтра жить будет интереснее, чем сегодня, интерес ко

всем сторонам жизни, азарт к жизни — великая двигательная сила человека.

Представим себе фантастическую ситуацию: изобретен "эликсир

бессмертия", и нам предлагают маленькую таблеточку, проглотив которую, мы

уже никогда не сможем умереть. Поторопимся ли мы глотать её? Вряд ли. Какие

непривычные и удивительные мысли начнут возникать в связи с этим в нашей

голове! Мы интуитивно почувствуем, что это внесёт радикальные изменения в

наше существование, предвидеть все последствия которого сложно. Бессмертие,

которое на первый взгляд столь заманчиво, опасно. Мы догадаемся, что

утратим в таком случае нечто очень важное, а именно — интерес к жизни.

Зачем напрягаться и торопиться жить? Ведь впереди — немерянные века и

тысячелетия; успеется.

Мы потеряем некий внутренний стержень, точку опоры, нить Ариадны,

волну интереса и азарта, которая несет нас сквозь обстоятельства жизни. Не

зря Мефистофель требовал за бессмертие душу. Слишком велика цена.

Получается странный, но единственный вывод: смысл смерти заключается в

том, чтобы придавать смысл жизни. Не будь смерти, жизнь утратила бы смысл.

Виктор Цой однажды произнёс поразительные по точности и глубине слова:

"Смерть стоит того, чтобы жить". Они скорее бы подошли убелённому сединами

мудрецу, чем молодому человеку, трагично ушедшему из жизни. Именно смерть

приоткрывает человеку абсолютную ценность — счастье быть.

Суицид

Кажется, что люди, прибегающие к самоубийству, просто не осознают

этого момента. Однако всё сложнее. Высшую ценность — быть — иногда

перевешивает антиценность — одиночество. Имеется в виду не уединение, не

временная отгороженность от людей, а одиночество души. В сущности, ни одно

живое существо так не одиноко, как человек. Таким его делает наличие

разума, осознающего призрачность и неустойчивость связей с другими людьми.

Люди, страшась одиночества, тянутся друг, к другу, но интуитивно чувствуют,

что "другой" всегда остаётся загадкой, как и он сам, способной на

непредсказуемость. Взаимное доверие редко бывает абсолютным, если вообще

таким бывает.

Самый ужасный вид одиночества — это ''одиночество в толпе", когда

вокруг — масса людей, но нет ни одной родственной души, с которой можно

поделиться тем, что волнует, что наболело, рассчитывая на понимание.

Оставшись один на один со всеми проблемами и противоречиями, наиболее

тонкие и ранимые натуры не выдерживают их груза и, когда силы иссякают, а

равнодушие окружающих потрясает, уходят из жизни. Ужас одиночества оказался

сильнее страха смерти и инстинкта самосохранения.

Свобода

О свободе написано много правильных слов. "Свобода есть осознанная

необходимость"; "Жить среди людей и быть свободными от них нельзя";

"Свобода относительна; абстрактной и абсолютной свободы не бывает" и т.п.

Но все, эти определения не содержат личностного отношения, то есть чувства

свободы. Свобода рассматривается в них преимущественно как отношение к

внешнему миру.

Экзистенциальное же понимание свободы связано с переживанием этого

отношения; оно ориентировано не во вне, а внутрь человека. Например,

заключённый в тюрьму "за политику", будучи несвободным физически, внутренне

может опушать себя свободным, так как пребывание в тюрьме за свои убеждения

Изначально воспринималось им как возможный и даже закономерный этап его

политической борьбы. Таким образом, тело его несвободно, но дух свободен;

это облегчает неизбежные тяготы заключения и даже даёт ощущение

превосходства над своими мучителями.

В свою очередь, человек, обладающий большой властью над людьми,

особенно если она имеет диктаторский характер, не может ощущать внутренней

раскованности и свободы. Кажется, уж он то свободен, он может делать всё,

что захочет; ан нет: он находится в плену своей власти, постоянно опасается

заговоров, покушений; любой человек воспринимается им как потенциальная

угроза и т.п. Из-за власти он вынужден кривить душой, обещать невыполнимое,

заглушать в себе голос совести.

Человек свободен, если он может позволить себе быть самим собой, не

казаться быть другим. Прикидываться другим — признак несвободы,

зависимости. Свобода - это когда человек может не лгать; когда между его

мыслями и словами нет разнобоя. Это может позволить себе только свободная

личность, и достаточно сильная личность. Ложь — следствие давящего

воздействия других людей или обстоятельств жизни, когда человек в силу

своей слабости вынужден приспосабливаться к ним, расплачиваясь за это

утратой ощущения свободы.

Но приспособляемость опасна. Известен поучительный, хотя и не

лишённый жестокости, эксперимент. Если лягушек поместить в посудину с водой

и начать эту воду очень медленно подогревать, то они постепенно свариваются

и погибают, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства. Их

способность приспосабливаться к температуре окружающей среды в данных

условиях оказывается губительной. Так и у человека, слишком уж

"лавирующего", подлаживающегося под внешние факторы и других людей,

происходит утрата своего "Я", потеря чувства свободы, что означает в

конечном счёте потерю самоуважения и внутреннего достоинства.

Восприятие времени

Экзистенциальная философия рассматривает существование и как

"переживание времени". При этом одним людям свойственна погруженность в

прошлое. Они консервативны по духу; для них настоящее (сейчас) имеет смысл

лишь как продолжение того, что уже было. В интерпретации настоящего их

отличает особая склонность к аналогии с прошедшими событиями, уважение к

прецеденту. Принимая то или иное решение в своей личной жизни, они прежде

"всего "оборачиваются назад" и ищут там уверенности в своих поступках,

которые чаще всего предсказуемы для наблюдательного ума. Они обожают

исторические параллели и любят читать историческую литературу.

Другие люди, напротив, "растворены" в настоящем. Их стихия —

спонтанность (самопроизвольность) бытия; ими движут больше эмоции, нежели

разумные начала. Их поведение чаще всего непредсказуемо, решения —

импульсивны (Вронский в "Войне и мире" Л. Толстого — пример такой личности,

тогда как Каренин — образец первого типа). Такие люди не склонны искать

убедительную аргументацию своих решений; на них слабо влияют логические

доводы и ссылки на аналогии. "Копаться в прошлом" для них — самое унылое

занятие.

Наконец, третий тип людей — это люди, устремленные по своей природе в

будущее. Это чаще всего творческие натуры. Они торопливы, не любят долго и

терпеливо ждать результатов своих действий; они, образно говоря "любят

пилить дрова" (имеется в виду, что это занятие мгновенно приносит, видимый

результат). Самое ужасное для такого человека, — монотонная, однообразная

работа, рассчитанная на длительные сроки. Они любят начинать новое дело, но

доводить его до конца — не их стихия. Их одолевают проекты, но их замыслы

плохо понимают, что порой приводит в отчаяние.

Разумеется, описанные типы не следует абсолютизировать и

противопоставлять их друг другу; каждый из них имеет свои достоинства и

недостатки. Не будем забывать — человек есть существо динамическое,

способное изменяться и поворачиваться самыми неожиданными сторонами.

Модели времени

Кроме того, приведенное выше описание опирается на традиционную,

прямолинейную модель времени (см. рис. 5). Однако существует и иная,

спиралевидная модель, вытекающая (здесь мы невольно забегаем вперёд) из

закона отрицания (см. рис. 6).

| | |П – прошлое; | | |

| |[pic] |Н – |[pic] | |

| | |настоящее; | | |

| |Рис. 5 |Б – будущее. |Рис. 6 | |

| |Прямолинейная | |Спиралевидная | |

| |модель времени | |модель времени | |

Во втором случае время "заворачивается" подобно конденсаторной фольге,

в результате чего прошлое, настоящее и будущее существуют как бы

параллельно друг другу. В современной физике есть вполне жизнеспособные

гипотезы, наделяющие время энергетическими характеристиками. Физики говорят

о ''хрональном поле" (хронос — время) и "тахионах" — частицах этого поля.

Отсюда следует предположение, что мощные энергетические воздействия

(землетрясение, взрыв атомной бомбы и т.п.), в том числе психологические

(войны, конфликты), могут деформировать хрональное поле и "замыкать"

настоящее с прошлым или будущим. Таким образом, в результате этого "пробоя"

прошлое или будущее могут "врываться" в настоящее, порождая явления,

совершенно необъяснимые с точки зрения традиционных представлений.

Обратимся теперь к одному из представителей описанного выше

философского направления — к Фридриху Ницше. Выбор не случаен. Из всех

отвергавшихся в нашей стране он был наиболее замалчиваемым.

Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Ф. Ницше, немец с польскими корнями, жил во второй половине XIX в. Он

родился в семье священника, получил прекрасное гуманитарное образование.

Уже в юношеские годы он заявил о себе как о незаурядной личности.

Достаточно сказать, что во время учёбы на втором курсе университета

факультет пригласил его читать лекции студентам по истории искусств, на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты