Основы философских знаний

над однообразием бытия и не так слепо доверяет общепризнанному. Он находит

в себе мужество спросить; "А почему, собственно, нельзя? Кто придумал, что

это — нельзя?" И не найдя вразумительного ответа, говорит: "А может быть

мне — можно?" Такой человек вырабатывает собственную систему ценностей и

приоритетов, и действует в соответствии с ними, приводя порой в смятение

окружающих. Его поступки зачастую расцениваются ими как вызов общественному

мнению; однако это не более чем проявление воли к власти. Проследите за

поведением известных политиков, эстрадных звёзд и т.п.: их поступки иногда

шокируют общественное мнение; они подчас даже провоцируют скандалы, когда

чувствуют, что о них стали "забывать". Такой человек всегда рискует, так

как "высовывается" из толпы и самоутверждается.

Но особенно любопытна третья ступень. Ницше называет ее "дух-ребёнок".

Это и есть состояние "сверхчеловека", то есть Личности. Идея "вечного

круговращения" воплощается здесь в образе взрослого человека, который сумел

сохранить, точнее — возродить в себе ребёнка. Его сила — в его чистоте,

бескорыстии и смелости. Ему неведомы страхи "маленького человека", который

не решается на рискованные поступки, всё время высчитывая, чем они для него

могут обернуться. "Дух-ребёнок" живет спонтанно и творчески. Жить спонтанно

— значит говорить то, что думаешь, и делать так, как говоришь. Ни малейшего

расхождения между мыслями, словами и поступками. Жить творчески — значит

любое дело пытаться сделать иначе, чем делали до тебя.

Позволить себе жить так могут лишь немногие сильные натуры, которые не

боятся быть спонтанными. Они настолько сильнее и выше окружающих, что могут

разрешить себе не опасаться острых слов и уверенных жестов. Они открыты,

уверенны и не боятся общественного мнения. Это признак не глупости, а силы.

Они часто гибнут, так как часто раздражают и даже мешают. Но стать другими,

приспосабливаться и юлить — для них это слишком низко. Они выше расчётливых

мотивов. Но именно благодаря им есть прогресс в любом деле; именно

благодаря им общество не превращается в стоячее болото, где тепло и уютно,

но преследует тяжёлый запах "маленьких людей", запах "толпы". "Хочешь

дышать свежим воздухом, — вопрошает философ, — покинь толпу, иди в горы. Но

помни, — предостерегает он, — от горного воздуха иногда умирают".

"Толкни слабого"

Фридриху Ницше часто ставят в вину его знаменитую фразу: "Падающего —

толкни!". Вырывая её из контекста, эту фразу толкуют как призыв к агрессии

и жестокости по отношению к слабому "маленькому человеку". При таком

прочтении идеи философа воспринимаются чуть ли не как инструкции для

ресторанного вышибалы.

Но читаем у Ницше: "В человеке тварь и творец соединены воедино: в

человеке есть глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец,

ваятель, твёрдость молота". Есть люди, которые хотят стать Личностью, но не

знают, возможно, как надо действовать. Для них и пишет философ.

Но есть и такие, кто мог бы, но не пытается, боится рисковать,

опасается потерять то малое, что имеет. Они предпочитают оставаться в

толпе, не осмеливаются реализовать в себе "творца". Именно таких людей

Ницше называет "падающими" и предпочитает "толкнуть" их, но не буквально,

не физически, а толкнуть презрением. За то, что "тварь" в них победила

"творца"; за то, что риску стать Личностью они трусливо предпочли мелкое и

суетное прозябание.

Таким образом, Ницше воспевает сильную личность — человека, который

находит в себе силы жить спонтанно и творчески, преодолевает соблазн

незаметного существования. Он приветствует желание утвердить себя, заявить

о себе.

Вариант Ницше

Правда, он не обозначает принципиального различия между сильными

личностями со знаком "плюс" и со знаком "минус". "Овца", говоря образно,

может покинуть "стадо" двумя путями: она может стать "пастухом" (социально

положительным лидером), а может превратиться в "волка" (социально

отрицательный лидер). Для Ницше не так уж и важно, кем именно она станет,

но гораздо важнее, что она захотела перестать быть овцой.

Было бы ошибкой считать, что философ призывает человека к некультурным

формам агрессии и вседозволенности. Но "овцеподобное" существование

раздражает его больше, чем даже криминальная, но сильная личность. Это как

раз и порождает различные, вплоть до полярных, толкования его текстов.

Известно, что отношение человека к окружающей его жизни может быть

трояким: либо попытаться изменить саму эту жизнь, используя любые средства

— вплоть до насилия; либо приспособиться к ней, подавляя при этом своё "Я";

либо уйти в сторону от противоречий жизни, замкнувшись в "скорлупе" своего

внутреннего духовного мира.

Первый вариант Ницше считает уделом сильных, но глупых (революционеры,

террористы и т.п.); второй — удел слабых, но хитрых (обыватель,

удовлетворяющийся "маленькими радостями", которые удалось урвать от жизни);

третий, — удел гордых, но слабых (монашество, суицид, отшельничество и

т.п.).

Философ предлагает четвёртый вариант — изменить себя, — путь сильных и

умных. В мире есть зло. Оно было, есть и будет. Глупо и бесполезно отрицать

это. Нужно научиться жить в окружении зла, постоянно ему сопротивляясь; и

прежде всего необходимо найти мужество сопротивляться, когда замечаешь зло

в себе самом. Зло коварно; оно постоянно хочет сделать тебя своим

союзником. "Если борешься с чудовищем, не забывай: когда всматриваешься в

пропасть, она тоже всматривается в тебя".

Есть "добро" от слабости, от бессилия; это не истинное добро. Иногда

человек не совершает зла только потому, что боится последствий, боится

наказания. Это "добро от страха", а не от души. Немощная добродетель,

гордящаяся своими лохмотьями, с завистливой жадностью глядит на силу, стать

похожей на которую ей не дано, и поэтому постоянно бранит её.

И есть добро бескорыстное, спонтанное, истинное, идущее от души, от

осознания своей силы. "Лучший способ начать день: проснувшись, подумать, —

нельзя ли в этот день порадовать чем-нибудь хотя бы одного человека".

Глава 10. ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

В учении З. Фрейда философские и психологические аспекты слиты

настолько тесно, что отделить одно от другого просто невозможно. Главная

заслуга Фрейда — исследование бессознательного и его влияния на поведение

человека. Классическая философия в изучении человека не идёт дальше

сознания, считая его основным регулятором общественных и межличностных

отношений. И это действительно так.

Однако в каждом из нас существует целый пласт психических явлений,

которые не осознаются индивидом, но, вместе с тем, оказывают на его жизнь

исключительно сильное воздействие.

Фрейд и СССР

На базе учения о роли бессознательного Фрейд разработал теорию

психоанализа — метода коррекции и лечения различных психических отклонений

и заболеваний. Этот метод широко и эффективно используется в

психиатрической практике западных стран. В нашей стране концепция Фрейда

подвергалась ранее острой критике как одно из проявлений "буржуазной

идеологии", его работы долгое время не публиковались на русском языке, а

научные исследования в русле его идей не поощрялись, если сказать мягко.

Причина неприятия теории Фрейда была, конечно же, политическая.

Согласно коммунистической доктрине основной источник человеческих

пороков — частная собственность. Фрейд же заявлял, что всё гораздо сложнее;

дело не в частной собственности, а в самой натуре человека, в глубоких

внутренних инстинктах людей. Когда еще никому не были известны будущие

результаты "коммунистического эксперимента" в России, он писал, что

коммунисты ошибочно считают человека добрым от природы, испорченным лишь

институтом частной собственности; уничтожение частной собственности не

решит проблемы врождённой человеку агрессивности. Что будут делать

коммунисты, когда они уничтожат всех буржуев? Надо думать, они начнут

уничтожать всех остальных, а затем и самих себя, ибо, чтобы совсем

искоренить всякое зло, надо истребить всех людей.

Такие взгляды покушались на основу основ марксизма-ленинизма и поэтому

отвергались с порога, объявлялись далёкими от науки. Всё это привело к

тому, что миллионы наших людей, страдающих различными психическими

заболеваниями, не получили той помощи, какую могли бы получить; и целые

поколения россиян выросли без достаточной психологической грамотности,

особенно важной в области межличностных отношений и воспитания детей.

Понятие бессознательного

Когда говорят о бессознательном, то прежде всего имеют в виду

автоматические, рефлекторные действия, которые осуществляются, не проходя

через сознание. Например, дотронувшись нечаянно до острого предмета, мы

рефлекторно отдёргиваем руку, осознавая происшедшее лишь задним числом. В

учении Фрейда бессознательное трактуется гораздо шире. Это все, а не только

утилитарно физиологические, активные психические процессы, непосредственно

не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности. Они

представляют собой глубинный, исторически древний фундамент психики,

проявляющийся в действиях и поступках человека, истинные мотивы которых

неявны, скрыты от его собственного сознания, тем более от сознания

окружающих.

Человеку кажется, что он своим разумом, логикой своего мышления

полностью контролирует все свои действия. На самом же деле, в детерминацию

(причинную обусловленность) поступков вмешиваются такие мотивы и влечения,

которые либо недоступны сознанию, либо отвергаются им как нежелательные.

Иначе говоря, эти мотивы замаскированы, таинственны. Они напоминают

своеобразный "чёрный ящик", информация на выходе которого позволяет

догадываться о происходящих внутри него процессах, но не даёт для этого

прямых и однозначных указаний.

Рассмотрим пример бессознательного. Известно, что подавляющее

большинство людей, входя в незнакомое помещение, автоматически начинают

двигаться влево. Почему не вправо или прямо, а именно влево? Это движение

имеет глубинную инстинктивную природу. Когда первобытный человек входил в

пещеру с целью обследовать её, он двигался влево. В пещере может

подстерегать опасность, возможно нападение. При этом левая часть тела, где

находится сердце, наиболее уязвима; она прикрывается стеной. А правая рука,

как более сильная, да ещё вооружённая дубинкой, готова отразить атаку

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты