(животные в большинстве случаев, попав в незнакомое помещение, тоже
движутся влево). Ошибочно думать, что первобытный человек осознавал всё
это. Его поведение было бессознательным. Современному человеку в помещении
ничто не грозит, но природные инстинкты, столь сильны, что они по-прежнему
заставляют его бессознательно двигаться влево.
Проявления бессознательного весьма разнообразны. Это и сновидения, и
вербальные (словесные) ошибки, которые обнажают скрываемые желания или
мотивы человека, и различные реакции на внешние воздействия, не
регистрируемые органами чувств, и различные комплексы, переживаемые
индивидом, и т.п. Остановим внимание лишь на двух формах бессознательного —
на сновидениях и на эдиповом комплексе.
Природа сновидений
Сновидение — исключительно важная составляющая внутреннего мира
человека. Оно, по Фрейду, "подобно Луне светит отражённым светом", то есть
является отображением жизненных проблем и влечений человека в символической
форме. Сновидение, особенно если оно становится навязчивым, повторяющимся,
— это абстрактное осуществление иррациональных, неосознанных желаний и
влечений, подавляемых цензурой сознания во время бодрствования.
В прошлом, замечает Фрейд, люди свободно владели искусством "чтения"
сновидений, пусть всего лишь на интуитивно-эмпирическом уровне. Они больше
доверяли им, чем современные люди. Затем, с развитием науки и техники,
которые невольно вызвали огрубление нашей чувствительности к собственному
внутреннему миру, это умение было почти утрачено.
Люди, считающие сны бессмыслицей, всего лишь ночными "судорогами"
уставшего за день мозга, уподобляются человеку, который даже не
распечатывает письмо с важной для него информацией; а сразу бросает его в
мусорную корзину. Люди, не считающие так, но забывшие язык символов,
пытаются прочесть "письмо", но с горечью обнаруживают, что оно "написано"
на непонятном для них языке.
Логика сновидений отличается от обычной: события во сне связаны друг с
другом не причинно-следственной связью, к которой мы привыкли, а тем, что
все события в сновидении являются разными выражениями одного и того же
внутреннего состояния психики человека. В состоянии бодрствования внешний
мир врывается и отвлекает от внутреннего. Во сне наше "Я" освобождается от
двух вещей: от мешающего влияния внешних событий и от цензуры сознания.
Сновидение, по Фрейду, это свобода бессознательного, свобода
иррационального, не отвлекаемого и не заглушаемого внешним информационным
шумом. В сновидениях наше "Я" без помех встречается с самим собой. Важную
роль Фрейд отводит понятию "вытеснение".
Вытеснение
Цензура сознания вытесняет, гонит от себя пугающие или неприятные
человеку мысли, желания, влечения. Всё, что приносит огорчение, досаду,
угрызения совести, и т.п. — всё это вытесняется и оказывается в сфере
бессознательного. Однако проблема от этого не исчезает, она лишь
"переодевается", маскируется, и вновь возвращается из бессознательного, но
уже в новой, символической форме. Цензор сознания тем самым обманут,
обведен, как говорится, вокруг пальца. Но символическая форма требует
расшифровки, толкования, прочтения.
Вот классический пример Фрейда: сновидения неудачника. Человеку, у
которого не ладится с карьерой и общественным признанием его способностей,
начинают навязчиво, то есть из ночи в ночь, сниться эпизоды, в которых он
постоянно опаздывает — на поезд, на самолёт, на работу, на свидание и т.п.
Эти сны мучительно переживаются. Человек просыпается в страшном огорчении —
опять опоздал! Сновидения сопровождаются чувством безысходности: двери
трамвая захлопываются перед самым носом, таксисты берут других, а на него
даже не смотрят и т.д. Все уезжают, а он остаётся на пустом перроне.
Причём, такие сновидения интернациональны по своей природе. Они снятся
и неудачнику-немцу, и неудачнику-русскому, и неудачнику-японцу. Дело в том,
что сознание вытесняет неприятные, тревожащие мысли на эту тему; человек
пытается успокоить себя: ну и что, что я не стал до сих пор начальником,
многие люди являются прекрасными работниками, оставаясь на рядовых
должностях; многие начальники проигрывают мне по знаниям и способностям и
т.д. и т.п. Человек гонит от себя неприятные мысли, но проблема-то
остаётся, хотя её "отодвигают" в бессознательное. И вот она вновь
выныривает на поверхность, но уже и символической, замаскированной форме —
в виде навязчивых сновидений с постоянными опозданиями.
Такая ситуация не безобидна; наступает бессонница, человек не просто
плохо спит, а начинает страшиться сна; появляются признаки депрессии,
апатии, упадка сел. И если в жизни ничего не меняется, возможно серьёзное
психическое заболевание, а в крайнем случае — даже самоубийство. Подобные
сновидения исчезают и психическое здоровье восстанавливается в двух
случаях: а/ если "неудачник" добивается успеха в какой-либо сфере его
деятельности и получает внешние проявления общественного признания; б/ если
психоаналитик, к которому обращается за помощью человек, объясняет ему
скрытые причины его депрессивного состояния (осознание причин, таким
образом, помогает изменить отношение к проблеме, воспринимать её не столь
драматично).
Эдипов комплекс
Большую роль Фрейд отводит понятию "либидо", выражающему врождённую
сексуальную энергию индивида, которая, по его мнению, определяет с первых
лет жизни развитие личности. Причём это влияние развёртывается на
бессознательном уровне. Проявления либидо многообразны. Например, у
мальчиков 3-5 лет сексуальное развитие оформляется в виде так называемого
"комплекса Эдипа" (у девочек того же возраста это комплекс Электры).
Названия комплексов взяты Фрейдом из древнегреческой мифологии.
Эдипов комплекс проявляется в том, что мальчик начинает ревновать отца
к матери, но не как к матери, а как к женщине. Это чувство, по Фрейду,
проходит три стадии. Во-первых, агрессия к отцу-мужчине как к сопернику
(родители могут вспомнить, как сынишка начинает отталкивать отца, когда он
хочет обнять жену). Во-вторых, страх перед отцом, который может наказать
его, будучи более сильным. Наконец, в-третьих, уважение и любовь к отцу,
как к защитнику и покровителю.
Грубую ошибку совершают родители, когда наказывают ребёнка за
проявления ревности. Агрессия к отцу на почве ревности — это не патология,
не болезнь, а естественная программа сексуального развития, которую
проходит каждый человек в раннем возрасте.
У девочек комплекс Электры (девочка ревнует мать к отцу как соперницу)
протекает не так остро. Но всё же встречаются удивительные проявления.
Например, дочь четырёх лет, оставшись дома одна, выливает долой мамины
французские духи, которые папа подарил маме на 8 Марта, наливает в них воду
и ставит на место. Затем берёт ножницы и делает надрезы на самых любимых
маминых платьях, от которых папа в восторге. Представьте себе сцену, когда
всё это обнаружилось! Между тем ничего подобного не случилось бы, если бы
папа, даря духи маме, подарил бы одновременно крохотный флакончик и дочери,
подчеркнув тем самым, что они в ней видит женщину, пусть маленькую. Но,
увы, папа не читал Фрейда.
"Сверх-Я" и "Оно"
В личности человека Фрейд выделяет три основных элемента. Это — "Я"
человека как атрибут его сознания и воли, затем "Оно" и "Сверх-Я". "Оно" —
это совокупность глубинных инстинктов, присущих любому живому существу,
включая, естественно, и человека. Ведущими среди них, то есть такими,
которые определяют развитие личности и поведение индивида, Фрейд считает
инстинкт агрессивности и инстинкт сексуальности. Главный принцип "Оно" —
это принцип удовольствия.
"Сверх-Я" — это ставшая вторым "Я" человека совокупность общественных
норм поведения (юридических, моральных, религиозных), которые усваиваются
индивидом через воспитание, и которые выполняют запретно-ограничительные
функции.
Основной принцип "Сверх-Я" — это принцип общественной необходимости.
Иными словами, далеко не всё, что приносит мне удовольствие, дозволено.
Заботясь о своих удовольствиях, я должен, как разумное общественное
существо, учитывать, что другие люди обладают такими же правами на
удовольствия, как и я. Там, где моё удовольствие наталкивается на
неудовольствие другого, я вынужден ограничивать себя, ожидая, что он в
подобной ситуации поступит так же. Это самоограничение, которое в
цивилизованном человеке действует автоматически, Фрейд называет "цензурой
Сверх-Я", или "стражником";
В свою очередь, "Оно", руководствуясь принципом удовольствия,
стремится во что бы то ни стало достичь его, преодолеть цензуру, обмануть
стражника. Поэтому Фрейд называет его "заключённым", который как бы сидит в
камере, созданной общественными запретами, и мечтает вырваться на волю.
"Волей" в данном случае является полная свобода действий инстинктов, когда
можно не оглядываться на запреты и получать удовольствие любым доступным
способом. "Я" выступает "посредником" между "Сверх-Я" и "Оно"; основной
принцип "Я"— это принцип реальности.
Борьба между "Сверх-Я" и "Оно", между бдительностью и жаждой
удовольствий, приводит к трём возможным вариантам.
Три варианта
Первый из них — когда "Оно" вырывается и торжествует. При таком исходе
общество имеет перед собой в лучшем случае аморальную личность, в худшем —
личность криминальную, преступную.
Второй вариант — когда цензура "Сверх-Я" настолько сильна, что
"заключённый" скован и даже не мечтает о свободе. Решётки крепки и запоры
надежны. Общество имеет перед собой исключительно законопослушного
гражданина твёрдыми моральными принципами, для которого слово "совесть" —
важнейшее понятие. Однако давление "Сверх-Я" на "Оно" не проходит
бесследно. Человек за свою близость к социальному идеалу расплачивается
неврозами, депрессиями, нервными срывами. "Чем цивилизованнее общество в
историческом плане, — говорит Фрейд, — тем больше в нём людей, страдающих
психическими расстройствами". В древних или отсталых сообществах людей
запреты минимальны, поэтому заболевания психики там редкость. Нигде,
добавляет он, не было так много душевнобольных, как в средневековых
монастырях, где цензура "Сверх-Я" была максимальной.
Но фактом является то, что большинство людей не являются преступниками
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36