Основы философских знаний

желаний. Разумеется, речь идёт не о любых желаниях, а только о тех,

осуществление которых может нанести вред другим людям или самому этому

человеку. Однако отказаться от каких-либо своих желаний нелегко.

4. Чтобы ограничить желания, нужно научиться властвовать над собой. То

есть путём самосозерцания и изучения собственной души добиться такого

состояния духа, когда сам процесс ограничения желаний приносит высшее

удовольствие. Власть над другими чрезвычайно заманчива, но и опасна. Она

притягивает, завораживает и деформирует личность. Однако власть над собой,

учит Будда, выше власти над другими, хоти даётся гораздо труднее. Тот, кто

поставил цель добиться власти над собой, должен знать, что это требует

значительных усилий, требует воли духа над телом; на это уходят годы. Но

делившийся успеха переходит в новое качественное состояние: перед ним

открываются истины, недоступные другим людям; он начинает ощущать себя

слитым с Космосом, а каждая вещь -— живая или неживая — открывается

внутреннему взору совершенно неожиданными, удивительными сторонами.

Философские основания идей Будды

В основе этого мировоззрения лежат определённые философские идеи,

выраженные в Упанишадах. "Всё есть Одно"; "В малом — Всё"; "Малое живёт

жизнью большого, а большое — жизнью малого"; "Душа везде и всегда у себя

дома" и т.п. В этих идеях заложена основа не только подхода к бытию (любая

частичка Космоса связана тысячами нитей с Целым), но к основа теории

познания (чтобы познать Космос, достаточно познать любую малую его

частицу). В одной песчинке, говоря образно, содержится информация обо всём

мире.

Не случайно Будда утверждал: "Познай себя, и ты познаешь весь мир".

Эту же мысль хорошо выразил один современный физик: "Настоящая встреча

квантовой механики и индийской философии ещё не состоялась, она впереди";

иными словами, знания о природе и знания о душе ещё существуют как бы

раздельно друг от друга, между ними ещё нет "мостика". И когда он будет

переброшен, это будет исключительно важный шаг в познании мира и перспектив

человечества. Похоже, неудача Эйнштейна в попытке создания единой теории

поля имеет глубокое философское основание: это была попытка разработать

теорию "мёртвой" материи.

Европейцы иногда свысока смотрят на философию Востока на том

основании, что она мало интересовалась вопросами "механики" Вселенной.

Действительно, когда, например, Будду спрашивали: "Конечен мир, или

бесконечен?", или: "Имеет мир начало во времени, или не имеет?", то он

называл такие вопросы "пустыми" и отказывался их, обсуждать. Отказывался

потому, что они никак не затрагивают душу человека, а именно она была в

центре его внимания. Замечено, как только Европу охватывает очередной

кризис, она тут же ищет утешения и спасения в восточной мудрости. Если

Европа обогнала Восток в познании природы, то Восток без сомнения опережает

её в познании человеческой души. Поэтому дальнейший прогресс научного

познания скорее всего лежит на пути не их конфронтации, а их союза.

Философия Древнего Китая

Древнекитайская философия тоже не сильна в познания природы. Например,

происхождение мира она объясняла скорее мифологично, чем философски.

Вначале был Хаос; затем в нём возникли два начала — мужское ("Ян" — небо) и

женское ("Инь" — земля). Их взаимодействие (оплодотворение посредством

дождя, который играл роль "мужского семени") привело к рождению видимых

вещей. В древнекитайских философских учениях даже нет понятия "бытие", или

его аналога. Китайцев больше интересовала не природа вещей, а их ценностные

аспекты, полезность для человека. Преуспели же китайские философы в

разработке теорий государства и гражданина. Каким должно быть совершенное

устройство государства? Каким должен быть идеальный гражданин? Как сделать

так, чтобы каждому человеку жилось хорошо, и чтобы государство было богатым

и могущественным? Эти и подобные им вопросы волновали их в первую очередь.

Идеи Конфуция

Наиболее крупным философом Древнего Китая, почитаемым и по сей день,

был Конфуций (551-479 до н.э.). Идеальным гражданином, с его точки зрения,

является человек, который сначала живёт для государства, затем — для семьи,

и только потом — для себя. "Не государство для человека, - учил философ, —

а человек для государства". Идеальный гражданин — это человек, который чтит

и выполняет обычаи и традиции предков. Прежде, чем принять решение,

посмотри, как поступали в таких случаях предки; и только если не найдёшь

ничего подобного, принимай решение сам.

Конфуций ввёл ключевое понятие "Ли", то есть "установленный порядок

вещей", нарушение которого чревато отрицательными последствиями как для

гражданина, так и для государства. Идеальный гражданин должен

руководствоваться принципом: "Сын абсолютно подчиняется отцу, отец —

начальнику, начальник — императору".

В свою очередь, идеальное государство — это государство, которое

защищает своих граждан и свою территорию; разрабатывает законы и тщательно

следит за их соблюдением; чтит обычаи предков и выражает это в своих

законах. "Народ — трава, император — ветер; куда дует ветер, туда клонится

трава". Нарушение этих принципов жестоко каралось. Например, отец за

непослушание имел право по закону даже убить сына. Но если он оставил без

какого-либо наказания своеволие сына, и об этом становилось известно

властям, то по закону отца и сына публично казнили, а их дом сжигали

(остальным членам семьи предоставлялись средства и земля в другом месте),

Сжигались также два соседних дома, "дабы зараза неповиновения не

распространялась", ибо соседи могли видеть неповиновение сына. А на месте

пепелища в течение ста лет нельзя было ничего строить, чтобы обугленные

головешки напоминали каждому: здесь когда-то сын ослушался отца и не был им

наказан.

Система кэцзюй

Большую роль в жизни Китая сыграла идея Конфуция, согласно которой ни

одна должность в государстве не могла быть занята без предварительного

экзамена, проверяющего уровень культуры и профессиональных качеств

соискателя. Система государственных экзаменов на должность, получившая

название "кэцзюй", имела три ступени (уездный, губернский и столичный

экзамены), и просуществовала в Китае вплоть до 1905 г. Однако в 1989 г.

было решено вернуться к ней, так как резко возросли коррупция,

взяточничество и некомпетентность чиновников.

Экзаменоваться на должность имел право любой китаец независимо от его

происхождения и социального положения. Конфуцию пришлось выдержать жёсткую

борьбу с аристократией, протестовавшей против такого подхода. В конце

концов ему удалось убедить правителей в том» что способные граждане из

социальных низов должны иметь законную возможность подняться по социальной

лестнице, иначе неминуемы восстания и бунты. Позже эту идею хорошо выразил

немецкий канцлер Бисмарк, живший в XIX в.: "Способных и честолюбивых

плебеев, — говорил он, — нужно пропускать в элиту, иначе они становятся

революционерами и террористами".

Европейцы, приезжавшие в своё время в Китай, завидовали образованности

тамошней администрации, и пытались перенести систему кэцзюй на европейскую

почву, хотя и называли устройство государственной власти в Китае

"просвещённой деспотией". Однако ничего путного из этого не вышло. Видимо,

психология европейцев не соответствует духу этой системы, родившейся на

основе менталитета восточного человека. Европейцы исторически пришли к

идее, что высшей ценностью является личность. Для людей же Востока над

личностью всегда есть что-то более высокое: царь, государство, коллектив,

генеральный секретарь и т.п.

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Расцвет греческой культуры, которая заслуженно считается колыбелью

европейской цивилизации, пришелся на 6-4 вв. до н. э. Сначала рассмотрим

основные причины, которые позволили небольшому народу, насчитывавшему в те

давние времена всего лишь несколько десятков тысяч человек, добиться

удивительного взлета в философии и математике, в поэзии и в искусстве

скульптуры, в системе образования и в устройстве государственной жизни.

Этот взлёт получил название "греческое чудо". Рассмотрим основные причины

этого поразительного явления.

Корни греческого чуда

Во-первых, сыграло свою роль удачное географическое положение: Греция

находилась на пересечении торговых путей, которые выполняли одновременно

роль информационных потоков, приносящих сведения изо всех уголков мира.

Во-вторых, греки сумели создать превосходную по тем временам систему

образования. В их гимназиях юноши получали разнообразные знания и, кроме

того, учились ораторскому искусству, игре на музыкальных инструментах,

обучались декламации и актёрскому мастерству. Занятия спортом были любимы

молодыми людьми, так как красота и гармония тела были у греков своеобразным

культом. Родители обычно отправляли своих сыновей после окончания гимназии

в путешествия по другим странам. И хотя в те времена это было довольно

рискованным предприятием, и не все возвращались, они шли на это, понимая,

что это лучший способ обогатить себя жизненным опытом и знаниями.

В-третьих, в Афинах царило уважение к личности; человека ценили прежде

всего по уму и способностям, а не по богатству и происхождению.

Политическую карьеру мог сделать каждый свободный грек, будь он умен,

образован и красноречив. Существовал закон, по которому даже рабу, если у

него обнаруживался талант в каком-либо деле, хозяин должен был дать

свободу, а государство выделяло ему землю и средства, помогая стать на

ноги.

В-четвёртых, немаловажным было то, что в Греции существовала частная

собственность на землю, защищаемая законом (на Востоке земля, которую можно

было арендовать, в большинстве случаев принадлежала государству). Кроме

того, только тот грек, который владел хотя бы клочком земли, имел право

голоса при решении важных политических вопросов. В этом был глубокий смысл;

гражданин был более независим экономически и, вместе с тем, уважал и

поддерживал государство, которое защищало его собственность.

В-пятых, хотя сознание греков было религиозным, религия не играла в

жизни общества такой исключительной роли, как на Востоке; её сдерживающее

влияние по отношению к свободе мысли почти не ощущалось.

Афины и Спарта

Ещё одной из причин расцвета греческой культуры было довольно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты