|Соотношение понятий обучениости и образованности |
Рис. 1-а представляет достаточно образованного, но плохо обученного
специалиста. Такой человек опасен для общества своей некомпетентностью и
непрофессионализмом; он является источником всевозможных аварий и катастроф
на производстве и транспорте. Надо сказать, что вариант 1-а встречается
редко, так как по-настоящему образованный человек не потерпит собственного
непрофессионализма.
На рис. 1-в представлен технократ, то есть хорошо обученный, плохо
образованный человек. Его кругозор узок, мышление однонаправлено; его
нравственная ответственность за свои действия зачастую ослаблена; просто по-
человечески он мало интересен для других как личность за пределами своей
работы. Такой человек становится опасным для общества, будучи честолюбивым,
пробивается в руководители. Недостаток образованости быстро проявляется в
грубейших ошибках, отзывающихся на судьбах тысяч, а то и миллионов людей.
Можно сказать, чем выше должность, тем более отрицательным последствиям
приводит дефицит образованности у занимающего её человека.
Наконец, на рис. 1-б представлен специалист, который примерно в равной
степени уделяет внимание, как росту своих профессиональных знаний так и
своему общекультурному, гуманитарному развитию, хорошо понимая что между
ними должна быть гармония, а не противоборство. Такой вариант является
наиболее предпочтительным со всех точек зрения. Например, специальные
исследования показали, что при равной обученности тот из специалистов,
который более образован, находит более оригинальные инженерные решения,
работает продуктивнее и с большей экономией времени. Кроме того, замечено,
что в условиях демократического общества общественно-политическую карьеру
делают чаще всего те люди, которых отличает высокий уровень образованности.
Динамика образованности
На рис. 2 представлен график, позволяющий лучше понять соотношение
между специальными и гуманитарными знаниями в процессе получения человеком
среднего, а затем и высшего образования. На вертикальной оси откладываются
гуманитарные знания, а на горизонтальной — специальные.
В средней школе рост гуманитарных знаний опережает накопление
специальных, так как общеобразовательные предметы явно преобладают. В вузе
ситуация меняется: рост профессиональных знаний происходит быстрыми
темпами, тогда, как приращение гуманитарных знаний происходит медленнее
(дисциплины этого цикла составляют 25-30% учебных планов).
| | |
|[pic] |0-1 — средняя школа; |
| |1-2 — обучение в вузе; |
|Рис. 2 |2-3 — самообразование и послевузовское |
| |повышение квалификации |
|Динамика соотношения обученности и образованности |
После окончания вуза развитие специалиста путём самообразования может
пойти разными путями: а/ пренебрежение гуманитарными знаниями и своим
общекультурным ростом, и сосредоточение вниманий только на информации узко-
профессионального плана; б/ поддержание того уровня, который сложился к
окончанию вуза в отношении гуманитарного развития, и не более того; в/
забота о своём гармоническом развитии, когда росту профессиональной
квалификации и гуманитарному развитию личности уделяется примерно
одинаковое внимание.
Первые две тенденции из названных могут быть отнесены к
технократическим со всеми их отрицательными последствиями. В странах с
наиболее развитыми системами образования уже давно поняли губительность
технократизма, способного породить лишь "учёное невежество". В лучших
технических университетах Запада на изучение гуманитарных дисциплин
отводится до 40-45% учебного времени, а затраты на получение высшего
образования считаются самой прибыльной инвестицией.
Что даёт изучение философии
Следует сказать, что философия интересна сама по себе, безотносительно
к её полезности. Если вы любознательный человек, любящий учиться, узнавать
новое, то знакомство с философией обязательно принесёт вам интеллектуальное
удовольствие. И всё же стоит перечислить практические стороны влияния
философии на человека, учитывая, что часть студентов руководствуется
принципом: "А какая мне от этого польза?"
Во-первых, изучение философии развивает широту мышления. Широта
мышления — это умение находить связь между такими явлениями, которые
кажутся совершенно не связанными друг с другом. Философия, занимающаяся
широкими обобщениями, помогает развивать это ценное качество. Догадаться,
например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть
тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа
аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер
Чижевский, — для этого надо иметь философскую широту мышления.
Во-вторых, философия развивает гибкость мышления. Гибкость мышления —
это умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной,
бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг
Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя — Коперник.
Лобачевский подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что
параллельные прямые не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию.
Казалось, из прямых строительных элементов невозможно создать
гиперболическую поверхность, однако инженер Шухов сумел построить свои
знаменитые гиперболические башни, и именно из прямых элементов. Все эти
люди обладали гибким мышлением и не чурались философии.
В-третьих, философия развивает критичность и самостоятельность
мышления. Философский анализ какого-либо явления редко заканчивается
однозначным выводом, правильным на все времена. Обычно обнаруживается
"веер" ответов, зависящих от конкретной ситуации, от мировоззрения и
интересов личности. Вариативность философского знания способствует
выработке своей позиции, и каждый находит "своего" философа, идеи которого
наиболее соответствуют устремлениям и душевному складу человека.
В-четвертых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность —
терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать
его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на
собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого
деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией.
Заканчивая эту главу, можно сказать: если вы хотите выйти из
университета не только хорошо обученным, но и образованным человеком
высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию,
которая составляет его основу, просто неразумно. Перейдём теперь к
знакомству с основными этапами развития философской мысли.
Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Когда говорят о философии Древнего Востока, то прежде всего имеют в
виду философские учения Древней Индии и Древнего Китая, с которыми мы
кратко познакомимся.
Древнеиндийское общество
Расцвет культуры Древней Индии в первом тысячелетии до н.э.,
географически изолированной от остального мира горами и океаном, до сих пор
вызывает удивление учёных и пока не находит внятного объяснения. Открытие
металлургии, производства тканей, лекарственных препаратов, развитие
математики, философии и почий — далеко не полный перечень достижений того
времени. Они зафиксированы в древних рукописях, получивших название "Веды"
(знания). Собственно философская их часть — это "Упанишады" (букв. —
"сидящий у ног Учителя"). Индийские мудрецы делились знаниями со своими
учениками, которые тщательно записывали все сведения, сидя у ног учителя,
на земле. Имена первых индийских философов почти не сохранились. И не
только в силу давности времён, но и в соответствии с тогдашней традицией
анонимного изложения идей по принципу: "Не важно, кто сказал, а важно, что
сказано".
Касты
Древнеиндийское общество было кастовым по своему строению. Касты — это
социальные слои людей, отличающиеся друг от друга (и это было официально
узаконено) происхождением, родом занятий, степенью богатства и власти.
Высшая каста называлась "брамины", а самая низшая — "чандалы". Общение
между высшими и низшими кастами было запрещено и сурово каралось. Если даже
тень чандала случайно падала на вельможу, то первого могли казнить. Молодые
люди из низших и высших каст, полюбившие друг друга, нередко кончали жизнь
самоубийством, не имея права создать семью. И лишь в редких случаях
специальным указом, с выплатой в казну крупной суммы денег, им дозволялось
сделать это; однако указ гласил, что данная семья кладет начало новой
касте.
Читать Упанишады разрешалось только трём высшим кастам; низшим же за
такой проступок грозила смерть. Дело в том, что многие философские идеи
Упанишад, как увидим ниже, могли вызвать опасные для властей вопросы о
причинах социального неравенства, грозящие бунтами и восстаниями.
Учение о Космосе
Философские идеи того времени, что характерно для многих древних
цивилизаций, во-первых, тесно переплетались с религией, и, во-вторых,
отличались взглядами на мир, как на единое целое. Космос (букв. —
"порядок"; отсюда, например, "косметика" — "порядок на лице")
представлялся как живой, целостный организм, имеющий душу — "Брахман".
Каждая вещь — частичка этого организма, которая не может существовать
изолированно: любое событие в Космосе отзывается на ней, и каждое изменение
в ней самой так или иначе затрагивает весь Космос, не проходит бесследно.
Космос живёт по законам Добра, Справедливости и Красоты. И поскольку
всё связано со всем. Космос чутко реагирует на любое нарушение этих
законов, ничего не оставляя без последствий. Душа Космоса бессмертна,
считали индийские мудрецы, а так как душа каждого существа или предмета —
это "часть" Брахману то бессмертна и каждая отдельная душа: она может лишь
менять свою материальную оболочку, никогда при этом не умирая.
Реинкарнация
Важную роль для нравственных устоев древнеиндийского общества играло
учение о круговращении души, получившее название "реинкарнация". После
физической смерти человека его душа Атман (буквально — "дыхание") покидает
тело и устремляется в Космос, сливаясь с Брахманом где происходит
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36