Основы философских знаний

корпускулярный процесс", что тоже истинно, то нужно учитывать, что это уже

не противоположное, а дополняющее высказывание, объясняющее свет не в одном

и том же, а уже в другом отношении, Противоположным ему будет: "Свет не

есть корпускулярный процесс", что ложно, поскольку свет при любых условиях

сохраняет не только волновые, но и корпускулярные свойства, Многие

дискуссии просто не возникали бы, если бы оппоненты строго придерживались

законов логики.

Закон исключённого третьего

Если есть два противоположных высказывания, то они не могут быть

одновременно ложными; одно из них обязательно истинно, а другое —

обязательно, ложно; третьего не дано.

Например, в песне поётся: "Кораблям не спится в порту", а далее

слышим: "Им снятся моря...". Одно из двух — любо корабли "не спят", и тогда

они не могут ''видеть сны"; либо они "видят сны", следовательно, спят.

Третьего не дано.

Ещё пример. Высказывание: "Движущееся тело находится в данном месте и,

одновременно, не находится в нём", когда-то выдавалось за образец

диалектического мышления. В действительности оно явно нарушает закон

исключенного третьего и закон тождества, так как термин "находится"

используется здесь в разных смыслах: в первом случае в пространственном

отношении, а во втором — во временном (время пребывания движущегося тела

строго в границах данного места равно нулю).

Закон остаточного основания

Всякое высказывание должно быть обоснованным (доказанным), и

обоснование не должно быть избыточным. Пример из учебника логики. Некий

царь объезжал с проверкой свои крепости. Крепости должны были

приветствовать его залпом из всех орудий. Так и было. Но одна крепость

встретила его тишиной. Разгневанный царь обрушился на коменданта: "Почему

нет залпа!?". "Тому есть пять причин, — ответил дрожащий комендант — Во-

первых, в крепости нет пороха; во-вторых..." — "Довольно!", — прервал его

царь, который, очевидно, знал закон достаточного основания.

А вот отрывок из английской сказки, в которой нарочито нарушаются

сразу все четыре закона логики.

Вопрос: "Жива ли ещё та старушка, которую повесили в прошлую пятницу

за то, что она утопилась в собственной ванне? Она ещё жива?"

Ответ: "Ещё нет".

Попробуйте сообразить также, какой из законов логики нарушается в

плакате, висящем у входа в студенческую столовую: "Здесь можно заморить не

только червячка!"

Диалектика как метод

К общенаучным методам относится и диалектика. В Древней Греции

слово "диалектика" означало умение побеждать в споре, то есть умение

разрушать позицию оппонента и созидать собственную. В наше время это слово

обозначает учение о наиболее общих законах развития природы, общества и

познания. Философия прошла многовековый и трудный путь познания этих

законов, прежде чем они были четко сформулированы в философии Гегеля.

Ключевым понятием диалектики является "понятие "противоположности". Всякая

вещь, любой процесс содержат в себе такие свойства, которые находятся в

сложном отношении друг к другу: они не могут существовать друг без друга и,

одновременно, исключают друг друга. Положительные и отрицательные

электрические заряды, действие и противодействие, дифференцирование и

интегрирование, мужчины и женщины, добро и зло и т. п. — всё это примеры

противоположностей, ряд которых каждый может без труда продолжить.

Противоположности играют важнейшую роль в изменении и развитии любых вещей

и процессов.

Единство и борьба противоположностей

Суть этого закона в том, что единство и борьба противоположностей

является источником, причиной всякого изменения и развития.

Именно благодаря противоположностям в мире не найти ни одной вещи,

которая бы абсолютно не изменялась со временем. Процесс научного познания,

по своей сути, сводится к обнаружению и разрешению тех или иных

диалектических противоречий.

С точки зрения инженерного мышления полезно знать, что всякое

изобретение есть не что иное, как разрешение того или иного технического

противоречия. В большинстве случаев обнаружение и чёткая формулировка

такого противоречия означает половину успеха, если не больше.

Хрестоматийный пример — изобретение затвора у винтовки.

Первоначально оружие было шомпольным; через ствол шомполом набивали

порох, пыж, затем свинцовую пулю; для выстрела порох поджигался через

небольшое запальное отверстие. Противоречие заключалось в следующем. Чтобы

повысить скорострельность ружья, ствол надо было делать покороче, но чтобы

увеличить дальность и точность боя, ствол нужно было делать длиннее.

Требования, как видим, взаимоисключающие. И лишь когда оружейники осознали

и чётко сформулировали для себя это противоречие, возникла идея затвора,

позволяющая отделить функцию зарядки от функции выстрела у ствола.

Изобретательские приёмы, опирающиеся на закон единства и борьбы

противоположностей, получили названия "противопоставление" (поиск нового

образа как разрешение противоречия в старом) и "инверсия" (сделай

наоборот).

Переход количества в качество

Формулировка закона перехода количественных изменений в качественные и

обратно: всякое количественное изменение, выражающееся числом или степенью,

обязательно приводит к переходу вещи или процесса в новое качественное

состояние, то есть к появлению таких свойств, которых не было раньше; в

свою очередь, новое качество порождает новые количественные характеристики

вещи или процесса.

Например, охлаждение жидкости переводит её в твёрдое состояние;

появляются новые свойства и новые количественные характеристики —

кристаллическая решетка, твёрдость и т. п. Или рассмотрим струйку воды,

которой может играть рука ребёнка. Стоит только увеличить ее давление до

нескольких атмосфер, как перед нами уже мощная струя, бьющая из бранспойта

пожарника, ещё повысим давление — получим гидромонитор, разрушающий

угольный пласт и превращающий его в пульпу. Наконец, увеличим давление до

нескольких десятков атмосфер, и тонкая струя воды обретает способность

резать гранитный камень, как нож режет масло.

Изобретательский приём, основанный на данном законе диалектики,

получил название "гиперболизация" — мысленное увеличение или уменьшение

детали, узла, устройства и т. п., сопровождающееся анализом возможных

качественных изменений и выбором подходящего варианта. Скажем, машинка для

стрижки волос, газонокосилка, сенокосилка, комбайн — всё это результаты

использования приёма гиперболизации в инженерном творчестве.

Отрицание отрицания

Суть закона двойного отрицания заключается в том, что развитие вещи

или процесса проходит три этапа: исходная ступень (тезис), переход в

противоположность (антитезис), соединение некоторых свойств тезиса и

антитезиса (синтез), приводящее к новому качественному состоянию.

Это новое состояние означает как бы возврат к исходной ступени, но

именно "как бы", так как происходит обогащение возможностями второй

ступени. Следовательно, вместо движения по кругу возникает восхождение по

спирали. Хрестоматийный образ такого спиралевидного развития — пшеничное

зерно отрицается стеблем, а стебель, в свою очередь, отрицается колосом.

В инженерном деле важно знать историю своей специальности, историю

попыток решения той или иной технической проблемы. Триадичный характер

развития технических идей (новое есть хорошо забытое старое) приводит к

выводу, что знание истории своего дела позволяет не повторять уже сделанных

когда-то ошибок, не заходить в тупики, в которых изобретатели уже побывали

и убедились в их бесперспективности. С другой стороны, знание истории

проблемы зачастую помогает найти ключ к решению современной задачи, так как

в прошлом могли рождаться идеи, опережающие своё время, но реализуемые в

наши дни в связи с появлением новых технологий и материалов.

Ложные методы

Существуют методы, которые имеют внешние признаки правильных, а на

самом деле таковыми не являются. В науке их называют псевдонаучными. Как

правило, такими методами пользуются люди, которых интересует не истина как

таковая, а реализация каких-либо корыстных целей или стремление к победе

над оппонентом любой ценой. Иными словами, использование ложных методов

свидетельствует прежде всего о моральной нечистоплотности субъекта. Нужно

знать признаки таких методов, чтобы своевременно разоблачать тех, кто берёт

их на вооружение по принципу "цель оправдывает средства".

Простейший из таких "методов" — подгонка результатов. Когда студент на

лабораторной работе "подгоняет" точки, чтобы они ложились на графике

поближе к теоретической кривой, то есть вносит в таблицу не истинные

показания приборов, а "правильные", — это обычно воспринимается как

безобидная студенческая лукавость.

Однако не так уж редки случаи, когда молодой диссертант ведёт себя по-

студенчески: не видит, точнее, не хочет видеть отклонений экспериментальных

данных от теоретических установок, с которыми он уже свыкся или в которых

крайне заинтересован. Легче "не заметить" аномалию, чем искать объяснение

её появлению. Начинается фальсификация истины из корыстных побуждений или

из страха покуситься на устоявшиеся авторитеты, который является самым

большим грехом в науке.

Софистика

Одним из ложных методов является софистика. Софистами в античные

времена называли учителей "ложной мудрости", которые за деньги обучали

своих учеников умению побеждать своих оппонентов в политике или судебных

процессах, не гнушаясь при этом никакими средствами. Софистика — это приёмы

ведения дискуссии, когда целью является не объективная истина, а лишь

победа в споре.

Приёмы софистов, в том числе в науке, многообразны. Это ловкая подмена

терминов, ложные ссылки на авторитетов, когда приведенную "цитату"

невозможно быстро проверить — действительно ли так говорил тот "или иной

выдающийся учёный. Это замалчивание "невыгодных" фактов, их подтасовка, или

даже выдумывание "фактов" в расчёте на неожиданный удар по оппоненту. Это

переход на личность оппонента, поиски "компромата" на него с целью

дискредитировать его в глазах окружающих. Это манипулирование эмоциями

публики или толпы с целью завоевать доверие, пусть даже временное.

Софист обычно проявляет чудеса изворотливости, в том числе логической,

не брезгует самыми грязными, средствами, вплоть до закулисных интриг,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты