корпускулярный процесс", что тоже истинно, то нужно учитывать, что это уже
не противоположное, а дополняющее высказывание, объясняющее свет не в одном
и том же, а уже в другом отношении, Противоположным ему будет: "Свет не
есть корпускулярный процесс", что ложно, поскольку свет при любых условиях
сохраняет не только волновые, но и корпускулярные свойства, Многие
дискуссии просто не возникали бы, если бы оппоненты строго придерживались
законов логики.
Закон исключённого третьего
Если есть два противоположных высказывания, то они не могут быть
одновременно ложными; одно из них обязательно истинно, а другое —
обязательно, ложно; третьего не дано.
Например, в песне поётся: "Кораблям не спится в порту", а далее
слышим: "Им снятся моря...". Одно из двух — любо корабли "не спят", и тогда
они не могут ''видеть сны"; либо они "видят сны", следовательно, спят.
Третьего не дано.
Ещё пример. Высказывание: "Движущееся тело находится в данном месте и,
одновременно, не находится в нём", когда-то выдавалось за образец
диалектического мышления. В действительности оно явно нарушает закон
исключенного третьего и закон тождества, так как термин "находится"
используется здесь в разных смыслах: в первом случае в пространственном
отношении, а во втором — во временном (время пребывания движущегося тела
строго в границах данного места равно нулю).
Закон остаточного основания
Всякое высказывание должно быть обоснованным (доказанным), и
обоснование не должно быть избыточным. Пример из учебника логики. Некий
царь объезжал с проверкой свои крепости. Крепости должны были
приветствовать его залпом из всех орудий. Так и было. Но одна крепость
встретила его тишиной. Разгневанный царь обрушился на коменданта: "Почему
нет залпа!?". "Тому есть пять причин, — ответил дрожащий комендант — Во-
первых, в крепости нет пороха; во-вторых..." — "Довольно!", — прервал его
царь, который, очевидно, знал закон достаточного основания.
А вот отрывок из английской сказки, в которой нарочито нарушаются
сразу все четыре закона логики.
Вопрос: "Жива ли ещё та старушка, которую повесили в прошлую пятницу
за то, что она утопилась в собственной ванне? Она ещё жива?"
Ответ: "Ещё нет".
Попробуйте сообразить также, какой из законов логики нарушается в
плакате, висящем у входа в студенческую столовую: "Здесь можно заморить не
только червячка!"
Диалектика как метод
К общенаучным методам относится и диалектика. В Древней Греции
слово "диалектика" означало умение побеждать в споре, то есть умение
разрушать позицию оппонента и созидать собственную. В наше время это слово
обозначает учение о наиболее общих законах развития природы, общества и
познания. Философия прошла многовековый и трудный путь познания этих
законов, прежде чем они были четко сформулированы в философии Гегеля.
Ключевым понятием диалектики является "понятие "противоположности". Всякая
вещь, любой процесс содержат в себе такие свойства, которые находятся в
сложном отношении друг к другу: они не могут существовать друг без друга и,
одновременно, исключают друг друга. Положительные и отрицательные
электрические заряды, действие и противодействие, дифференцирование и
интегрирование, мужчины и женщины, добро и зло и т. п. — всё это примеры
противоположностей, ряд которых каждый может без труда продолжить.
Противоположности играют важнейшую роль в изменении и развитии любых вещей
и процессов.
Единство и борьба противоположностей
Суть этого закона в том, что единство и борьба противоположностей
является источником, причиной всякого изменения и развития.
Именно благодаря противоположностям в мире не найти ни одной вещи,
которая бы абсолютно не изменялась со временем. Процесс научного познания,
по своей сути, сводится к обнаружению и разрешению тех или иных
диалектических противоречий.
С точки зрения инженерного мышления полезно знать, что всякое
изобретение есть не что иное, как разрешение того или иного технического
противоречия. В большинстве случаев обнаружение и чёткая формулировка
такого противоречия означает половину успеха, если не больше.
Хрестоматийный пример — изобретение затвора у винтовки.
Первоначально оружие было шомпольным; через ствол шомполом набивали
порох, пыж, затем свинцовую пулю; для выстрела порох поджигался через
небольшое запальное отверстие. Противоречие заключалось в следующем. Чтобы
повысить скорострельность ружья, ствол надо было делать покороче, но чтобы
увеличить дальность и точность боя, ствол нужно было делать длиннее.
Требования, как видим, взаимоисключающие. И лишь когда оружейники осознали
и чётко сформулировали для себя это противоречие, возникла идея затвора,
позволяющая отделить функцию зарядки от функции выстрела у ствола.
Изобретательские приёмы, опирающиеся на закон единства и борьбы
противоположностей, получили названия "противопоставление" (поиск нового
образа как разрешение противоречия в старом) и "инверсия" (сделай
наоборот).
Переход количества в качество
Формулировка закона перехода количественных изменений в качественные и
обратно: всякое количественное изменение, выражающееся числом или степенью,
обязательно приводит к переходу вещи или процесса в новое качественное
состояние, то есть к появлению таких свойств, которых не было раньше; в
свою очередь, новое качество порождает новые количественные характеристики
вещи или процесса.
Например, охлаждение жидкости переводит её в твёрдое состояние;
появляются новые свойства и новые количественные характеристики —
кристаллическая решетка, твёрдость и т. п. Или рассмотрим струйку воды,
которой может играть рука ребёнка. Стоит только увеличить ее давление до
нескольких атмосфер, как перед нами уже мощная струя, бьющая из бранспойта
пожарника, ещё повысим давление — получим гидромонитор, разрушающий
угольный пласт и превращающий его в пульпу. Наконец, увеличим давление до
нескольких десятков атмосфер, и тонкая струя воды обретает способность
резать гранитный камень, как нож режет масло.
Изобретательский приём, основанный на данном законе диалектики,
получил название "гиперболизация" — мысленное увеличение или уменьшение
детали, узла, устройства и т. п., сопровождающееся анализом возможных
качественных изменений и выбором подходящего варианта. Скажем, машинка для
стрижки волос, газонокосилка, сенокосилка, комбайн — всё это результаты
использования приёма гиперболизации в инженерном творчестве.
Отрицание отрицания
Суть закона двойного отрицания заключается в том, что развитие вещи
или процесса проходит три этапа: исходная ступень (тезис), переход в
противоположность (антитезис), соединение некоторых свойств тезиса и
антитезиса (синтез), приводящее к новому качественному состоянию.
Это новое состояние означает как бы возврат к исходной ступени, но
именно "как бы", так как происходит обогащение возможностями второй
ступени. Следовательно, вместо движения по кругу возникает восхождение по
спирали. Хрестоматийный образ такого спиралевидного развития — пшеничное
зерно отрицается стеблем, а стебель, в свою очередь, отрицается колосом.
В инженерном деле важно знать историю своей специальности, историю
попыток решения той или иной технической проблемы. Триадичный характер
развития технических идей (новое есть хорошо забытое старое) приводит к
выводу, что знание истории своего дела позволяет не повторять уже сделанных
когда-то ошибок, не заходить в тупики, в которых изобретатели уже побывали
и убедились в их бесперспективности. С другой стороны, знание истории
проблемы зачастую помогает найти ключ к решению современной задачи, так как
в прошлом могли рождаться идеи, опережающие своё время, но реализуемые в
наши дни в связи с появлением новых технологий и материалов.
Ложные методы
Существуют методы, которые имеют внешние признаки правильных, а на
самом деле таковыми не являются. В науке их называют псевдонаучными. Как
правило, такими методами пользуются люди, которых интересует не истина как
таковая, а реализация каких-либо корыстных целей или стремление к победе
над оппонентом любой ценой. Иными словами, использование ложных методов
свидетельствует прежде всего о моральной нечистоплотности субъекта. Нужно
знать признаки таких методов, чтобы своевременно разоблачать тех, кто берёт
их на вооружение по принципу "цель оправдывает средства".
Простейший из таких "методов" — подгонка результатов. Когда студент на
лабораторной работе "подгоняет" точки, чтобы они ложились на графике
поближе к теоретической кривой, то есть вносит в таблицу не истинные
показания приборов, а "правильные", — это обычно воспринимается как
безобидная студенческая лукавость.
Однако не так уж редки случаи, когда молодой диссертант ведёт себя по-
студенчески: не видит, точнее, не хочет видеть отклонений экспериментальных
данных от теоретических установок, с которыми он уже свыкся или в которых
крайне заинтересован. Легче "не заметить" аномалию, чем искать объяснение
её появлению. Начинается фальсификация истины из корыстных побуждений или
из страха покуситься на устоявшиеся авторитеты, который является самым
большим грехом в науке.
Софистика
Одним из ложных методов является софистика. Софистами в античные
времена называли учителей "ложной мудрости", которые за деньги обучали
своих учеников умению побеждать своих оппонентов в политике или судебных
процессах, не гнушаясь при этом никакими средствами. Софистика — это приёмы
ведения дискуссии, когда целью является не объективная истина, а лишь
победа в споре.
Приёмы софистов, в том числе в науке, многообразны. Это ловкая подмена
терминов, ложные ссылки на авторитетов, когда приведенную "цитату"
невозможно быстро проверить — действительно ли так говорил тот "или иной
выдающийся учёный. Это замалчивание "невыгодных" фактов, их подтасовка, или
даже выдумывание "фактов" в расчёте на неожиданный удар по оппоненту. Это
переход на личность оппонента, поиски "компромата" на него с целью
дискредитировать его в глазах окружающих. Это манипулирование эмоциями
публики или толпы с целью завоевать доверие, пусть даже временное.
Софист обычно проявляет чудеса изворотливости, в том числе логической,
не брезгует самыми грязными, средствами, вплоть до закулисных интриг,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36