отвлеченных абстрактных сущностей). На первых двух стадиях реального
объяснения нет. Третья стадия - позитивная, стадия естественных наук.
«Любовь как принцип освоения мира, порядок как условие прогресса, прогресс
как цель», - его утверждение. Создал классификацию наук, в фундаменте
которой физика. Социология для него физика общества. Он отец социологии. В
обществе есть структура, есть динамика развития у этих структур, но это же
физика.
Герберт Спенсер (1820-1903, Англия). Усиливает Конта. Идея глобального
эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический
закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном
направлении от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к
большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук
- ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так? наука не должна
отвечать. Философия становится сводом установленных, опробованных научных
истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с ними общественность.
Стандартная концепция науки (коммулятивная). Наука - постоянное приращение
научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую как некое
предельное место в новой теории. Но это первый этап. На рубеже 19-20 вв.
произошла научная революция. Поколеблены абсолютное пространство,
абсолютное время и т.д. Раньше была механистическая картина мира, появилась
электромагнитная. Что же остается от старой науки? Второй этап развития
позитивизма - эмпириокритицизм.
Эрнст Мах (1838-1916, Германия), Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария,
родоначальник эмпириокритицизма). Критикуют эмпирический подход. Надо
очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Накопилось
слишком много метафизических сущностей. Надо отбросить понятие материи (так
сказал Мах - на науку замах), понятие атома, понятие причинности. Раньше
думали, что исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле
исследовали последовательность событий, их функциональные связи. Говорить,
что одно - причина другого это перебор. Принцип принципиальной координации
(пошло от Дихте): субъект не разделим с объектом, объект дан с его
восприятием. Где есть объект, есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет
смысла, когда мы выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация,
в которой Я и дерево скоординированы между собой. Нейтральный элемент опыта
- одновременное включение духовного и материального начала. Принцип
экономии мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо
описывать (дескрипция). Это экономное освоение окружающего мира. С точки
зрения биоэволюции когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый
закон помогает человеку освоится в мире. Далее эффективным становится
поведение. (Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован. Критика
исходила от самих ученых.) Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто
в физике не может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может.
Вместо экономии мышления - роскошь мышления. Нужно изобилие мнений, чтобы
потом истина выжила.
Новый этап: «аналитическая философия». Неопозитивизм. Бертран Рассел
(1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ), Людвиг
Витгенштейн (1889-1951, Австрия, ученик и друг Рассела). Проблемы логики
научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования.
Сохранена установка, что философия себя изжила. Сейчас философия находится
между наукой и религией. Полоска эта все время уменьшается. Задача
философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки.
Ненаучные, антинаучные суждения. Философское утверждение должно быть
сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям.
Логика двинулась вперед - появилась кванторная логика. Всю математику можно
свести к этой логике. В этом состоит логицизм. Язык - просвечивание ничто
(страх, тоска) у экзистенциалистов. Наши границы бытия определяются языком.
Всю реальность можно свести к логическим актам. Логическая структура языка
взаимосвязана с логической структурой мира. Рассел: «Что есть означает
есть, но совсем не значит, что есть, потому что есть – бессмысленно».
Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых
средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки
философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный
единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы
выявить действительность ситуации употребления языковых средствв,
порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует
реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой,
либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное
исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ
философии, лингвистическая философия.
Витгенштейн. «Логикофилософский трактат». Все о чем можно сказать должно
быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно
упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука -
деятельность по прояснению человеческой мысли. Логический анализ меняет
смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая
философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание
слова.
23. П.Я. Чаадаев о российской истории и историософии.
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич
Чаадаев (1794-1856).
Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение
на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым
сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется
смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом
человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,
управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека,
который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.
Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную
философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному
и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает
нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно
разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.
Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской
истории, а истины давно известные в других странах, в России только
открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти
сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками,
народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в
частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и
определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой
дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал,
которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути
развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными
ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и
отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем
уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы
предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и
рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира.
Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и
воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен
быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой
он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен
душевнобольным и взят под надзор.
24. Разработка теории славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С.
Аксаков).
Славянофилы выступали против Чаадаева (1794-1856): Хомяков (1804-1860),
Кириевский (1806-1856), Самарин, Тютчев (умом Россию не понять, аршином
общим), Даль.
У России свой путь развития, ее миссия - встать на этот путь и примирять
все остальные народы. Аргументация: выделяли родовые признаки:
самодержавие, православие, народность. Земля общая. Православие. Со времен
падения Византии, Россия - третий Рим. Во всем остальном мире вера
искажена. Бог с Россией, указывает путь в светлое будущее. Они ополчились
против исторической интерпретации Чаадаева. В России плохо со времен Петра.
До этого власть и народ были едины. После этого отчуждение власти от
народа. После царствования Петра численность населения сократилась вдвое.
Подчинение церкви царю тоже деформация. Нужно идти не к Западу, а
возвращать утраченное.
Алексей Степанович Хомяков. Русский религиозный философ, публицист, поэт.
Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только
христианской церкви, но и прцессов познания и творчества, человека и
общества (союза индивидов собранных во имя идеи Бога и любви в свободное
органической единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ
всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование
человека динамично, ибо он наделен способностью стремиться к Богу, но для
сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера
(включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может
постичь истину. В русской крестьянской общине видел одну из важнейших
особенностей развития России, а в православии – единственный источник
просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной
цивилизации.
Киреевский Иван Васильевич. Религиозный философ, литературный критик,
публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене);
рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как
последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно
быть противопоставлено русское мировозрение, построенное на чувстве и
чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и
представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате
духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей
самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада
в духе учений восточной патристики.
Аксаков Константин Сергеевич (1817-60), русский публицист, историк,
лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24