Ответы по философии

следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общественного

сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного

содержания. Сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к

реальному - в этом основная черта его антропологичекого метода.

Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом.

В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о

себе.

Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной

первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к

отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. «У природы нет ни

начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии; все относительно.

Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и

взаимно...».

Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм

существования материи к низшим. Психические акты существенно отличаются от

их физиологической основы. Единство субъективного с объективным,

психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие человеческих ощущений. Соответствует многообразию качеств

природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому

нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной

определенности чувственно воспринимаемых явлений.

Целесообразность в животного и растительного мира представляет собой не

результат реализации внутренне присущей явлениям цели, а следствием

единства материального мира.

Теория познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая

действительность, следовательно, лишь благодаря чувственному восприятию

возможно его познание. Чувств восприятие, неоспоримо по своей природе может

быть также и опосредованным, давать косвенные свидетельства относительно

того, что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, которыми

обладает человек вполне достаточно для познания любых явлений. Чувственные

восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не

обманывают.

Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и

его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,

осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не

являющееся содержание. Чувственное созерцание - есть критерий истинности

мышления.

16. К. Маркс об отчуждении и перспективах его преодоления.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге

нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни

продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий

работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа

делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые

создаются в производстве - средством жизни, физического существования.

Рабочий полностью от них зависит.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не

удовлетворяет потребности в труде, а только средство для

удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий

распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только

осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд -

форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего

представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род

человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с

природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное

- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая

жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания

собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и

производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.

Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая

сущность.

4. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды

друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения

Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.

Почему же человек становится отчужденным?

Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная

собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической

экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к

пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,

право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения

калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,

недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,

когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем

- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало

простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс

связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе

имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет

средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения

труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению

человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между

людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,

живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее

законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в

которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо

отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть

гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное

ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной

собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми

человеческой сущности.

17. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения

материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные

формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет

общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и

средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,

на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории

общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.

рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.

социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом

плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому

принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм

- хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая стадия коммунизма

- общественная собственность) и производственно-технологические (ноу-хау -

традиционное общество, мануфактура, машинизм, автоматизация,

кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические

отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).

Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все

формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее,

чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее

структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В

обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в

чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон

развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник

антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий

исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового

общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит

развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом

(количественное изменение), тогда как производственно-экономические

отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции

(насилие). Маркс: развитие производительных сил общества происходит в

интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали

против сокращения количества людей, занятых в сфере производства). 3.

Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание

отрицания, развитие по спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие

происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.

Социализм - отрицание частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо

характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,

армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты