Ответы по философии

44. Представление об "осевом времени" (по К. Ясперу).

Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества

предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает

акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый

исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры,

т.е. объясняет историю с точки зрения религии.

История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой

Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна

ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации?

Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто

философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное

познание и наука - основной элемент философствования.

У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне

доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона

лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В

это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной

пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен».

45. Социальный институт, его структура и функции.

Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием

людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное

возникает как системная характеристика, как интегральный эффект

непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.

Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык

группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального

взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены

на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных,

скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество.

Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность.

Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью,

сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается

массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность,

организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность

границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве

структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения,

массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.

Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов

социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в

социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само

коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то

здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной

потребности, как личностного, так и общественного характера.

Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные

виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для

членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.

Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся

новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают

накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как

экономические институты, осуществляющие производство и распределение

товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция,

тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за

поведением членов общества ради сохранения общественного порядка,

предотвращения и разрешения конфликтов.

Социальные институты есть сравнительно высокоорганизованные системы,

отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих

элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций. Для

социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий

каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их

действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля над

взаимодействием.

Существует пять групп общих признаков социальных институтов:

1. Установка и образцы поведения. Для семьи - уважение, привязанность,

ответственность.

2. Культурные символы. Для государства - герб, флаг, гимн.

3. Утилитарные культурные черты. Для семьи квартира, мебель, для бизнеса

- магазин, фабрика, оборудование.

4. Устные и письменные кодексы поведения. Для государства - конституция,

законы, для бизнеса - договоры, лицензии.

5. Идеология. Для бизнеса - монополии, право на труд, свобода торговли,

для религии - православие, баптизм и др.

Социальные институты могут быть формальными и неформальными (формальное

взаимодействие происходит на основе законов или иных правовых актов). С

точки зрения содержания целей и задач подразделяются на политические

(организация и осуществление власти), экономические (организация и

управление хозяйственной деятельностью, завод, торговля), культуры и

воспитания (создание, укрепление, развитие и распространение культурных

ценностей).

46. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био- и социосферы. Человечество

держится на острие. Ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Так как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер.

Неустойчивость внушает надежду, что малые изменения могут привести к

изменению всей структуры, что означает, что индивидуальная деятельность

совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо, навсегда лишился стабильности

и гарантий непреходящих законов. Особенно стали важны нелинейные системы и

отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение

темпоральности - чувствительности к ходу времени.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с

проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения

динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая

все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей

свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство

ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит

отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от

человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -

экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать

себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем.

Другие проблемы: невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение.

Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение

природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли

человечество, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять

Землю? Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Сам человек

начинает эволюционировать в техногенной среде - мутации к негативному или к

полезному?

Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а

еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых

странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке.

Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в

космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема

искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии

сейчас вышли на первый план.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти,

ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть

человека к жизни? При анализе глобальных проблем важно помнить, что их

решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху

необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как

элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится

вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.

47. Россия, Восток, Запад: диалог культуры в современном мире.

Философско-исторические исследования всегда имеют определенную

практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в

настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом

смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о

соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси

в диалоге этих культур.

Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад –

особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в

Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее

характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря

применению науки. Предпосылки западной культуры закладывались еще в

античности и средневековье. В эпоху Просвещения завершилось формирование

мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной

цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с

эпохой становления капиталистических производственных отношений, буржуазно

демократических форм правления, становления гражданского общества и

правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и

постиндустриальным обществом.

Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и

технологический аспекты культуры как единое целое. Ценности западной

культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и

уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на

автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты