44. Представление об "осевом времени" (по К. Ясперу).
Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества
предложил немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969). Он делает
акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый
исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры,
т.е. объясняет историю с точки зрения религии.
История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой
Провидения. Линейная схема истории. Вера - основа и смысл истории. Возможна
ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации?
Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто
философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное
познание и наука - основной элемент философствования.
У Ясперса единая мировая история, но ее величина крайне мала на фоне
доистории. 6-7 тысяч лет - история. Человек как вид существует два миллиона
лет. Что было - нам неизвестно. 8-2 вв. до н. эры - начало нашей истории. В
это время появляются философы и великие религии. Остальное было культурной
пустыней. Ясперс: «Смысл и назначение истории», «Духовная ситуация времен».
45. Социальный институт, его структура и функции.
Социальное - это то, что характеризуется совместным сосуществованием
людей и отличается от их природной физико-биологической основы. Социальное
возникает как системная характеристика, как интегральный эффект
непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.
Важнейшим элементами социальной структуры общества являются социальнык
группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального
взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены
на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных,
скоординированных действий. В каждом обществе таких объединений множество.
Необходимо разграничивать понятия социальная группа и социальная общность.
Социальная группа отличается большей устойчивостью и стабильностью,
сравнительно высокой степенью однородности, сплоченности. Что касается
массовых социальных общностей, то для них характерна бесструктурность,
организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность
границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве
структурных единиц. Таковы широкие политические и экологические движения,
массовые спортивные или иные объединения по увлечениям и т.д.
Другой важно формой взаимодействия и одним из основных элементов
социальной структуры общества выступают социальные институты. Если в
социальных общностях содержанием социального взаимодействия выступает само
коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения потребностей, то
здесь объединения для удовлетворения конкретной и особенно важной
потребности, как личностного, так и общественного характера.
Создавая спец институты и организации, общество закрепляет определенные
виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными для
членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.
Социальными институтами являются: семья, в рамках которой воспроизводятся
новые члены общества, система образования, с помощью которой они усваивают
накопленные знания и культурные ценности, заводы, банки, рынки как
экономические институты, осуществляющие производство и распределение
товаров и услуг, государство и его органы, суд, прокуратура, полиция,
тюрьма, как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за
поведением членов общества ради сохранения общественного порядка,
предотвращения и разрешения конфликтов.
Социальные институты есть сравнительно высокоорганизованные системы,
отличающиеся устойчивостью, структурой, глубинной интегрированностью своих
элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью своих функций. Для
социальных институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий
каждого из субъектов взаимодействия, согласованность и слаженность их
действий, высокий и жесткий уровень регуляции и контроля над
взаимодействием.
Существует пять групп общих признаков социальных институтов:
1. Установка и образцы поведения. Для семьи - уважение, привязанность,
ответственность.
2. Культурные символы. Для государства - герб, флаг, гимн.
3. Утилитарные культурные черты. Для семьи квартира, мебель, для бизнеса
- магазин, фабрика, оборудование.
4. Устные и письменные кодексы поведения. Для государства - конституция,
законы, для бизнеса - договоры, лицензии.
5. Идеология. Для бизнеса - монополии, право на труд, свобода торговли,
для религии - православие, баптизм и др.
Социальные институты могут быть формальными и неформальными (формальное
взаимодействие происходит на основе законов или иных правовых актов). С
точки зрения содержания целей и задач подразделяются на политические
(организация и осуществление власти), экономические (организация и
управление хозяйственной деятельностью, завод, торговля), культуры и
воспитания (создание, укрепление, развитие и распространение культурных
ценностей).
46. Человечество перед лицом глобальных проблем.
Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого
диапазона параметров физической среды, био- и социосферы. Человечество
держится на острие. Ускорение процессов развития общества сопровождается
понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями
неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Так как
человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали
носить глобальный характер.
Неустойчивость внушает надежду, что малые изменения могут привести к
изменению всей структуры, что означает, что индивидуальная деятельность
совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо, навсегда лишился стабильности
и гарантий непреходящих законов. Особенно стали важны нелинейные системы и
отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение
темпоральности - чувствительности к ходу времени.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с
внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия
системы "общество-природа".
Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с
проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения
динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая
все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей
свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство
ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит
отражение общефилософский принцип: "чем полнее свобода, тем выше
ответственность".
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -
экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать
себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех
людей, всего человечества в решениях этих проблем.
Другие проблемы: невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение.
Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение
природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Вправе ли
человечество, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять
Землю? Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Сам человек
начинает эволюционировать в техногенной среде - мутации к негативному или к
полезному?
Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а
еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых
странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке.
Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в
космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема
искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии
сейчас вышли на первый план.
Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти,
ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть
человека к жизни? При анализе глобальных проблем важно помнить, что их
решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху
необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как
элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится
вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.
47. Россия, Восток, Запад: диалог культуры в современном мире.
Философско-исторические исследования всегда имеют определенную
практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в
настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом
смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о
соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси
в диалоге этих культур.
Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад –
особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в
Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее
характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря
применению науки. Предпосылки западной культуры закладывались еще в
античности и средневековье. В эпоху Просвещения завершилось формирование
мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной
цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с
эпохой становления капиталистических производственных отношений, буржуазно
демократических форм правления, становления гражданского общества и
правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и
постиндустриальным обществом.
Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и
технологический аспекты культуры как единое целое. Ценности западной
культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и
уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на
автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24