возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и
временных форм. 2. Природа как произведение искусства - природные вещи и
вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной. 3.
Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в
качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.
По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. В
пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от
материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти таким ооразом
становятся текучими.
Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил
начало движения и цель. Источник движения - бог, неподвижный
перводвигатель.
Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - растения. Способна к
размножению и осуществлению обмена веществ 2) чувствительная – живая
обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения 3) разумная -
присуща человеку, познает и думает.
Теория познания. Ощущения человека являются отражениями, копиями
предметов внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а
ощущения предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть
знание достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны.
Опыт не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки
науки усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от
рождения, а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность
мысли.
Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о
формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель
главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам
вероятности и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от
общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник
движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов
является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на
все бытие и даже на бога.
А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими
он считает формы, при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы
монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на
смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это
тирания, олигархия и крайняя демократия.
Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные
политические условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть.
Заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.
6. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло
духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами
просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и
образованности в Европе. Раннее средневековье характерно становлением
христианской догматики в условиях формирования Европейских государств в
результате падения Римской империи.
В условиях жесткого диктата церкви философия была объявлена служанкой
богословия, которой должна была использовать свой рациональный аппарат для
подтверждения догматов христианства.
Эта философия получила название «схоластики» (опиралась на форм. логику
Аристотеля). Еще в 5 В. (христианство уже государственная религия в Греции
и Риме) было сильно влияние философского неоплатонизма, враждебного
христианству (нехристианские философские школы были закрыты по декрету
императора Юстиана в 529г.).
При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к
использованию учений философов идеалистов древности. Так возникла
литература апологетов (защитников) христианства, а за тем патристика -
сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства.
Со 2 В. апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство.
Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2 В.) - существует непримиримое
разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и
человеческой мудростью.
Не создав философской системы, апологеты, однако, наметили круг вопросов,
которые стали основными для христианских философов (о боге, о творении
мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические
доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия
души. Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.
Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в
Тагасте). Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из
ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона - это
мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою непрерывную
лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек,
который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и
свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек
действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него
бог. Развил христианскую концепцию всемирной истории, противопоставив град
человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное
господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.
Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она
преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-
12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос - о
отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских
текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты
отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась
изощренная логика. Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и
святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому
поводу известен как спор о универсалиях, то есть о природе общих родов и
понятий.
Существуют два основных решения этого вопроса: 1) общие роды
(универсалии) существуют реально, независимо от человека – реализм (Иоанн
Скот Эриугена, Фома Аквинский). Три вида универсалий: (троякость
существования): «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их
сущность или формы и «после вещей» - в чел. разуме как абстракции. -
умеренный реализм (существует и крайний реализм - общее существует только
вне вещей - Ансельм). Абеляр - существуют только единичные вещи. Но они
могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основывается возможность
универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше
утверждение относится не к вещам, а к слову (это номинализм). Но наряду с
этим он предполагал реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по
которым бог творит вещи. Зачатки идеализма и неоплатонизм. 2) Универсалии
не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена.
(Росцелин). Существуют только индивидуальное, и только оно может быть
предметом познания - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Отделил знание
от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов
Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в
уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще
только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения
перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, направленности
мысли. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие
объекты. Номинализм - зачатки материализма.
Иоанн Эриугена (810-877 родился в Ирландии, умер во Франции или Англии) -
Природу разделяет на четыре части: 1) природа несотворенная и творящая
(бог); 2) природа сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины
единичных вещей); 3) природа сотворенная и нетворящая (конечный мир и
земное бытие человека); 4) природа нетворящая и несотворенная (бог как цель
мирового процесса). Мир вечно мыслим богом.
Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов
христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего
Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и
материального как соотношение изначального принципа формы с
неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние
первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.
Причислен к лику святых.
7. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
Возрождение – философские и социологические учения в эпоху становления
раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв.
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но
возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области
естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки
богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую
направленность.
Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения
символов в математике.
Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и
изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3)
тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.
Прежде всего, возрождение проявилась в этике. Возобновление этических
учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла (1407-1457, Италия)),
направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление
всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое,
способности есть ощущения, и это единственный источник познания.
Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в
обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская
- разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести
нравственность из самой природы человека. Для Валла характерен взгляд на
природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.
Основа этого - пантеизм. Натуралистический – Бруно (1548-1600) - -
одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение
бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а
материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24