как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде
идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы
дуализма человека возможно лишь в царстве Божьем.
В гносеологии Бердяев отвергает западноевропейское понимание познания.
Объект философского познания - мировые тайны, например, тайна свободы
творчества. Основные формы познания - мистический опыт, религиозное
откровение.
Социальная философия. Общество есть объективация человеческих отношений,
чуждая человеческому духу. Не личность есть часть общества, а общество -
часть личности. В объективном обществе царит разобщение, при наличии
коммуникаций господствует всеобщее отчуждение, власть техники.
Особая роль России - связь Запала и Востока.
29. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.
В античной древности первое осознание, как единодушно полагают
специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе
субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую
за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не
существование чего-то, а просто существование.
Воодушевленные этой идеей философы - элеаты приняли абстракцию чистого
бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное,
за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для
Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней
реальности - и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму.
Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и
красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как
чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.
По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими
принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы
обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности
вещи); во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой
соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной
формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение
(принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное
назначение (принцип цели).
Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой,
если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного
бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется
как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение
бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и
этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в
последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы
через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто
и т.д.).
Наступление христианской эры соединило философию с интенсивным
богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков
христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла
в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.
В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство
бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а
именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в
уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит
исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь
оспаривалось (вплоть до наших дней).
В эпоху Возрождения и, особенно, в Новое время происходит секуляризация
(обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное, разделение
философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация»
понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций.
Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная
реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне
отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по
себе, а Вселенная - как машина.
Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход:
субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное
основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции,
преходящие и изменяющиеся.
Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания,
человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это
означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц
выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение
эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и
утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».
По И. Канту, «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть
прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в
суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем
ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие - деятельность
Я, а материальное бытие - ее продукт.
Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и
абстрактнейшего понятия - с чистого бытия. Почему именно с него? Разве
бытие лишено всякой определенности? Разве это самое «тощее» понятие? А быть
может, оно самое емкое? Ведь оно объемлет все сущее в бесконечном богатстве
его конкретных проявлений. Не оно ли вмещает в себя все - материальный и
духовный мир в их свойствах, отношениях и взаимодействиях? И да, и нет.
«Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего
больше, то мы опускаем все определенное, и мы имеем, следовательно, вместо
абсолютной полноты абсолютную пустоту». Чистое бытие настолько бедно и
пусто, что оно неотличимо от Ничто. Разумеется, Гегель понимал всю
парадоксальность ситуации и отмечал, что здравый смысл тут может вдоволь
посмеяться. Как? Бытие тождественно с Ничто?! Неужели человеку безразлично,
есть у него деньги в кармане или нет? Такова ирония здравого смысла. Она же
- плод недомыслия: чистое бытие связано с началом. Начало же связано с
наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не
ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие,
и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство
противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Внутри него
совершается скрытая «работа», ведущая к становлению, переходу ничто в
нечто. Эта концепция подвергалась критике. Так А.И. Герцен писал: «Чистое
бытие - пропасть, в которой потонули все определения действительного бытия
(а между тем они-то одни и существуют), не что иное, как логическая
абстракция, так, как точка, линия - математические абстракции; в начале
логического процесса оно столько же бытие, сколько небытие. Но не надобно
думать, что бытие определенное возникает в самом деле из чистого бытия;
разве из понятия рода возникает существующий индивид?» Имеется в виду, что
иерархия «чистого» и «определенного» бытия должна быть обратна гегелевской.
В гегелевской диалектике тождество бытия и мышления (идею о котором он
разделял) проходит все стадии триады. В начале неопределенное и абстрактное
бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением (как всеобщность).
Проходя шаги конкретизации, бытие и мышление могут различаться, совпадая не
полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель здесь обращается к
«онтологическому аргументу» (т.е. упоминавшемуся выше доказательству бытия
Бога). Он утверждает, что «конкретная всеобщность» - Бог - не может не
содержать столь скудное определение, как бытие, парадоксально замечая: «Для
мысли не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем
бытие».
Современная трактовка бытия, как философской категории: прежде всего
существование, бытие в мире, данное бытие. Реальное бытие часто называют
существованием, идеальное - сущностью. Сущее - многообразие, в котором
бытие является идентичным. "Сущее и бытие различаются так же, как
различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное
и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом
многом одно и то же… Действительное многообразно, но в нем одна
действительность, идентичный модус бытия" (Николай Гартман 1882-1950, нем.
философ). Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к.
охватывает также не данное.
30. Категории как высшие роды бытия и ступени познания.
Категория (от греч. высказывать) - в разговорном языке то же самое, что
вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»).
В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем
простейшие формы действительности, высказываний и понятий, «родовые
понятия» (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории
познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы бытия
объектов познания (категории бытия, категории реального).
Соотношение между категориями бытия и категориями познания исследуется
теорией познания.
Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что
имеется всего 10 категорий (единичного и общего); сущность, количество,
качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание,
самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает 4 категории:
идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Схоластика, знала только
6 категорий: бытие (сущность), качество, количество, движение (изменение),
отношение, обладание (Habitus). Декарт и Локк различают 3 категории:
субстанция, состояние (модус), отношение. Кант понимал под категориями
формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому
восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т.е. без
использования ощущений, не имеют познавательной ценности.
Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы
суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в
каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних -
динамическими; категории количества: единство (мера), множество (величина),
цельность (все); категории качества: реальность, отрицание, ограничение;
категории отношения: принадлежность, причинность, общение; категории
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24