Ответы по философии

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как

субъективная реальность в ее информационных и ценностном аспектах. Ценность

знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не

объекта познания.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного

образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и

прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли

оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла?

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и

независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно

организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости мудрости

носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшимся истиной. В

мифологическом образе истина – прекрасная, гордая и благородная женщина;

иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями –

вечными символами мира.

Стремление к истине и красоте как к высшему благу есть, согласно Платону,

исступленность, восторженность, влюбленность.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных

мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко

совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. «До

тех пор пока человечество стремится вперед, оно блуждает», - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в общественных науках в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика. Истина исторична.

Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект

познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан

бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания

ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят

относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и

вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает

объект не полностью, не исчерпывающим образом.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание

знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается

и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку она

объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом

смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть

наращивание моментов абсолютного. Новые н теории явления более полными и

глубокими по сравнению с предыдущими.

Но высшим критерием истины было и остается объективное бытие,

«действительность», как целое; из этого следует, что каждая единичная

«истина» может претендовать только на относительную ценность, т.е. она не

совершенна и имеет значение только в данный момент, что не является всей

истиной.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц -

критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4

стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они

нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезнанчимость: истино то, что

соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был

прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те,

которые хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас,

что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей

совокупностью нашего опыта. Если представление о боге будут удовлетворять

этим критериям - то они истинные.

37. Социальная философия и теоретическая социология.

Социология – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также

животных, растений. Исследует всю совокупность общественных явлений, таких,

как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак,

различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие,

возникновение и исчезновение.

Огюст Конт (1798-1857, Франция) ввел понятие социология, рассматривал

общество как целостный организм и система. Оно определяет развитие и

деятельность составляющих его субъектов разного уровня. Социальная статика

для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения

процессов функционирования общества.

Лестер Франк Уорд (1841-1913). Отец социологии США. Социальные силы есть

суть психологические. В качестве изначальной причины выступают желания

субъекта, философия желаний. Первичные - пища, тепло, продолжение рода.

Вторичные - моральные, творческие, эстетические, религиозные, формируются

на основе первых. Желания - двигатель общества, действуют неосознанно,

стихийно. Даже если они осознанны, то плохо контролируются. Основной

носитель коллективных стремлений есть государство.

Сознательное воздействие на психические силы дает возможность придать

развитию общества более совершенный характер. Психологический эволюционизм.

Вебер Макс (1864-1920, германия). Социальная философия изучает, прежде

всего, деятельность и повеление людей. Схема социального действия это

система осмысленного и целенаправленного взаимодействия людей. каждый

частично запрограммирован, но имеет альтернативы, оценивает их и выбирает.

4 типа социального действия: 1) аффективное - стремление к удовлетворению

страсти; 2) традиционное - подражание образцам поведения; 3) ценностно-

рациональное - ориентируется на веру в самодостаточность некоторых

ценностей; 4) целерациональность ясность сознания цели.

Неокантианство. Риккерт и Вильденбанд. Суть социальной философии в

изучении истолкования исторических событий. Наука об обществе и культуре

сильно отличается от естественных наук, первые ищут общие законы развития

природы, а наличие законов в обществе отрицали. Задача объяснить отдельные

факты, каждый из которых имеет причину и следствие, но это уникальные

явления, которые не повторяются. В качестве руководящего принципа

объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер

и сущность которых образует трансценденциальный мир.

38. Понятие общества.

Человеческое общество – высшая ступень развития живых систем, главные

элементы которой люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд,

продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее,

политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера

духа. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их

воли.

Древние философы пытались разгадать природу общественных связей, сущность

исторического развития, его причины. По Платону, общество возникает в силу

того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих

потребностей. Аристотель выдвинул положение, что человек родится

политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к

общественной жизни.

Средневековые философы в трактовке истории человечества, как правило,

апеллировали к божественному проведению: история предопределена богом;

общество основано на неравенстве, с которым люди должны мирится. Августин

рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего.

Мыслители Нового времени рассматривали историю общества, как продолжение

истории природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной

жизни. Гоббс и Локк развивали концепцию общественного договора и договорную

концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях

философов 17-19 в. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими

людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими

людьми одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни и

общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к

интересам общества.

Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует

объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех

интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Простая

совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты индивиды,

тем более развито и прогрессивно общество.

Спенсер. Органическая школа в философии. Проблема соотношения

биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви

(душа). Торговля - кровь, телеграф - нервы. В эволюции момент интеграции

(развитие от простого к сложному), дифференциации (от однородного к

разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к определенному). В

ходе эволюции развивается значение коллективной деятельности и

корпоративности. При этом общество должно служить интересам индивида, а не

поглощать его.

Марксизм. Общество есть совокупность общественных связей и отношений всех

социальных субъектов, что через систему общ отношений, условий

производства, политических и социальных институтов определяет содержание и

направленность деятельности людей. Материальные условия жизни и потребности

и интересы социальных субъектов определяют идеальные побудительные силы.

Гражданское общество – единство различных лиц, которое живет в системе

правого государства, где действует принцип защищенности прав человека. В

истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая

ценность.

39. Индивид, личность, индивидуальность.

Индивид - единичный представитель человечества, безотносительно к его

реальным или антропологическим особенностям. Родившийся ребенок - индивид,

но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится

личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и

приобретает относительную самостоятельность.

Индивид есть существо общественное, и всякое проявление его жизни

является проявлением общественной жизни. Это понятие общеродового признака.

Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять

группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по

объему. В конце мы придем к единственному представителю человеческого рода,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты