изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию
бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские
концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении
схоластических методов осмысления природы.
Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в
философии были: 1) методы экспериментально-математического исследования
природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению.
К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить
явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в
целостности). Плюс эксперимент - научная методология. В нее вводится
количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ
исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности,
противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы
механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3)
формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение
субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими
качествами) законов природы (Галилей в механике).
Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих
социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества
как суммы изолированных индивидов.
Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая
сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате
«Государь» дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все
средства хороши в политических целях.
Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии
(Мюнцер, Мор, Кампанелло). В борьбе со средневековым теократизмом на первый
план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические
мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр
вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый
антропоцентризм. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает
рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и
предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса
проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную
«божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в
утверждении веры человека в себя.
8. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Рене Декарт - основоположник рационализма. Родился в 1596 г во Франции в
семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в
Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в
Стокгольм, где и умер в 1650г.
Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дуализм допускает
два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и
материальную «протяженную субстанцию». Первую изучает метафизика, а вторую
- физика.
Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В
границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,
единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории
познания, в учении о бытии Декарта - идеалист. В теории познания Декарт
объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,
мышления: «Я мыслю, следовательно Я существую".
В учении о бытии утверждает, что над ними обеими в качестве высшей
субстанции пребывает бог.
Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод
координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система
алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность
движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также
закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих
тел.
В космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы;
основной формой движения космической материи, определяющей строение
небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Мировая материя
(пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно
делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.
Сводит все качественное разнообразие природных явлений к материи,
тождественной с пространством и к ее движению. Движение возникает в
результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю,
движение и покой.
Ясность и отчетливость мышления Декарт объявляет необходимым и
достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности
знания, таким образом, не в практике, а в человеческом сознании.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что
источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе
познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.
Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой
природы человеческого ума.
Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного
знания. Метод дедукции: допускать в качестве истинных только такие
положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать
никаких сомнений в истинности; расчленять каждую сложную проблему на
составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и
доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать никаких пропусков
в звеньях исследования.
Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье.
Знакомство с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Был отлучен от
общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб
шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.
Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель философии -
завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой
природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о
свободе.
Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая
является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой
творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа, творящая она есть
субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза
отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе
Обосновывает различие между сущностью и существованием. В единичных,
преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и
бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее
существование.
От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность
модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом.
Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же
бесконечное множество. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты)
и конечные.
Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный
ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но
наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как
бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты
субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина
самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и
бесконечный модус.
Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, модус мышления
- душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и
аффектам (радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к
выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как
поведение, основанное на познании необходимости.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Закончил Лейпцигский университет
как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.
Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление,
изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил
мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип
вопросами науки.
Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел
материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть
выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение,
действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции
такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические
характеристики тел.
Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть
абсолютно простой. Монада есть душевная неделимая субстанция, создают
умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не
находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не
изменяются под внешним воздействием.
Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность
и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих
действий, и их цель. Душа - цель тела. взаимодействие души и тела монады
есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.
Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как
субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического
взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой
монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому
Лейбниц называл монады «живым зеркалом» вселенной.
Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в
развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно
малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает
возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.
В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в
органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые
различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады,
обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя,
ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем
монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от
себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление -
монада духа (человек).
Создавал формально - логическую систему наподобие аристотелевской.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24