Ответы по философии

изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию

бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские

концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении

схоластических методов осмысления природы.

Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в

философии были: 1) методы экспериментально-математического исследования

природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению.

К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить

явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в

целостности). Плюс эксперимент - научная методология. В нее вводится

количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ

исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности,

противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы

механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3)

формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение

субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими

качествами) законов природы (Галилей в механике).

Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих

социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества

как суммы изолированных индивидов.

Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая

сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате

«Государь» дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все

средства хороши в политических целях.

Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии

(Мюнцер, Мор, Кампанелло). В борьбе со средневековым теократизмом на первый

план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические

мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр

вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый

антропоцентризм. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает

рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и

предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса

проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную

«божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в

утверждении веры человека в себя.

8. Рационалистическая метафизика 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Рене Декарт - основоположник рационализма. Родился в 1596 г во Франции в

семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в

Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в

Стокгольм, где и умер в 1650г.

Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Дуализм допускает

два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и

материальную «протяженную субстанцию». Первую изучает метафизика, а вторую

- физика.

Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика - природу. В

границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию,

единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории

познания, в учении о бытии Декарта - идеалист. В теории познания Декарт

объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания,

мышления: «Я мыслю, следовательно Я существую".

В учении о бытии утверждает, что над ними обеими в качестве высшей

субстанции пребывает бог.

Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической геометрии, ввел метод

координат, владел понятием о функции. От Декарта ведет начало система

алгебраических обозначений. В механике Декарт указал на относительность

движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также

закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих

тел.

В космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы;

основной формой движения космической материи, определяющей строение

небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. Мировая материя

(пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно

делима. Плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности.

Сводит все качественное разнообразие природных явлений к материи,

тождественной с пространством и к ее движению. Движение возникает в

результате толчка. Первоначальный толчок дал бог. Бог создал материю,

движение и покой.

Ясность и отчетливость мышления Декарт объявляет необходимым и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности

знания, таким образом, не в практике, а в человеческом сознании.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум. В процессе

познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы.

Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой

природы человеческого ума.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного

знания. Метод дедукции: допускать в качестве истинных только такие

положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать

никаких сомнений в истинности; расчленять каждую сложную проблему на

составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и

доказанного к неизвестному и недоказанному; не допускать никаких пропусков

в звеньях исследования.

Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье.

Знакомство с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. Был отлучен от

общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб

шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза.

Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель философии -

завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой

природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о

свободе.

Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, которая

является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой

творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа, творящая она есть

субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза

отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе

Обосновывает различие между сущностью и существованием. В единичных,

преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и

бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее

существование.

От субстанции следует отличать мир конечных вещей, или совокупность

модусов. Модус это то, что существует не само по себе, а в другом.

Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же

бесконечное множество. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты)

и конечные.

Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный

ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах и аспектах. Но

наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущность субстанции как

бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты

субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина

самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и

бесконечный модус.

Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, модус мышления

- душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и

аффектам (радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к

выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как

поведение, основанное на познании необходимости.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Закончил Лейпцигский университет

как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом.

Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление,

изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил

мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип

вопросами науки.

Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел

материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть

выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение,

действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции

такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические

характеристики тел.

Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть

абсолютно простой. Монада есть душевная неделимая субстанция, создают

умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не

находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не

изменяются под внешним воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность

и движение - сущность монады. Каждая монада есть и обоснование своих

действий, и их цель. Душа - цель тела. взаимодействие души и тела монады

есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.

Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как

субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического

взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой

монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому

Лейбниц называл монады «живым зеркалом» вселенной.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в

развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно

малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения). Отрицает

возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии.

В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в

органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые

различиями в способности представления. На низшей ступени стоят монады,

обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя,

ни от всего остального) - монады жизни (неорганическая природа). Затем

монады с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от

себя) - монады души (животные). Высшая ступень - отчетливое представление -

монада духа (человек).

Создавал формально - логическую систему наподобие аристотелевской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты