Ответы по философии

победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает самую

убедительную критику всех этих теорий. «Открытое общество и его враги».

Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм - попытка

рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая

методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в

истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению ко

всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс, гегемон.

Постулирование того, что эволюция государственных структур возможна только

революционным путем. В марксизме исключается возможность компромисса.

Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое сотрудничество

общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу. Маркс-гуманист жил

во время, когда положение рабочего класса было очень тяжелым. Но так было

до определенного момента. В конце 19 века появились принципиальные

изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение рабочего дня и пр.), но

повел себя не как ученый, не внес изменения в теорию.

18. Программа "переоценки всех ценностей" и "имморализм" Ф. Ницше.

Ницше Фридрих (1844-1900). Претерпел эволюцию от романтической

эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей» и критику

европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин

мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы). Противник

противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он

видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов

господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть

замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В

том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой

философской полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении

одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все

это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель

сохранять некие формы жизни.

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает

несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел,

отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-

либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей

природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия

и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки

в борьбе за жизнь и власть, в тоже время он не совсем произвольны, так как

определяются органическими чертами человека как вида и его ресурсами,

причем они постоянны. Всякие понятия определены полезностью в рамках

трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие «родового субъекта», интересы и цели, которого скрыты от

отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются

априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда

фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн,

иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в том числе

и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой

природы, например, структуры чувственности.

Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Ницше оригинален и тем,

что он быстро получил звание профессора, но преподавательство его не

увлекло, он сошел с ума и 12 лет провел в психбольнице. Философия Ницше –

это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об

эволюции животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего,

наиболее приспособленного.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность,

христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его

точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения

– это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни

считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку

ценностей, а другие считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не

был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но

по Ницше «белокурая бестия» (нордическая нация) должна утвердить себя,

переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т.п.).

Ницше говорит, что для этого должна сформироваться интернациональная

элита, но из нордической расы. Идеи Ницше вполне совместимы с фашистским

целеустремлением. Поэтому упреки в адрес Ницше вполне заслуживают внимания.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл

имеет только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти.

Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она

проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость,

следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии

и Африке. Во главе должен стоять деспот художник, из фильмов видно, что

Гитлер считал себя художником.

Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что

христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно

относится к женщинам. «Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы.

Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения,

причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра

обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п.,

за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

19. Психоанализ и философия неофрейдизма.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени

Зигмунда Фрейда (1856-1939) австрийского врача-невропатолога и психиатра.

Психоанализ (решение души) часть психотерапии, врачебный метод

исследования, развитый Фрейдом в конце 19 начале 20 вв. для диагностики и

излечения истерии. Затем он был переработан в психологическую доктрину,

направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной

жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс

патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из

сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится

как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и

облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я,

включенного в окружающий его мир.

В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину заболевания,

оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались

проводить т.о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно

вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем

беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность

«отреагировать» (разрядиться).

Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную

роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства

бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или не удовольствию.

От школы Зигмунда Фрейда отпочковалось два направления – психология

личности (индивидуальная психология) Альфреда Адлера и цюрихская школа,

внутри которой наиболее крупным психологом был К.Г. Юнг (1865-1961,

глубинная психология).

В экзистенциональной философии Сартра речь идет об экзистенциальном

психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной

форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя

личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она является».

Стремления, склонности по отношению к этому выбору являются

второстепенными. Учение о бессознательном отвергается: психическое

простирается также далеко, как и сознание.

Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии,

получившее распространение главным образом в США, сторонники которого

соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими

теориями.

Представители неофрейдизма: Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм (1878-

1923, Германия – США, «гуманистический психонализ»), Вильгельм Райх (1897-

1957, род. Австрия, ум. США) и др.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании

внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции

(иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие

каждому индивиду и т.д.), представители неофрейдизма перенесли центр

тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении

ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен

жить и что должен делать. Причиной неврозов считаю тревогу, зарождающуюся

еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и

усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной

становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной

структурой современного общества, которое формирует у человека чувство

одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и

признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации

ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно

произойти исцеление всего общества.

По Райху, любой тоталитарный строй основан на сексуальном подавлении,

становящимся основой характера и служащим источником массовых неврозов. В

таких случаях становится возможной укорененность господствующей социальной

системы в психической структуре индивида. Утверждая физическую реальность

психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и развивал

натурфилософское учение об универсальной космической энергии жизни –

«оргоне». В 60-х годах движение «новых левы» объявило его своим идеологом.

Многие идеи Райха были развиты в сочинениях Теодора Адорно (1903-1969,

Германия), Эриха Фромма.

20. Экзистенциональная философия (основные положения, проблемы, понятия).

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая

философия. Наиболее крупные представители: Мартин Хайдеггер (1889-1976,

Баден), Карл Ясперс (1883-1969, Германия), Габриель Марсель (1889-1973,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты