Ответы по философии

соответствие осуществляется в мире «умопостигаемом».

Существование понятий свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту

верой в «умопостигаемый» мир. Их бытие не есть истина, доказуемая

теоретически, но есть необходимый постулат или требование «практического

разума». Практический разум - человек если не приучается быть морально

добрым, то становится, по крайней, мере хорошим гражданином. Рассмотрено

первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть аморальным

политиком. Средство борьбы против этого - гласность. Ход исторического

процесса - антагонизм.

13. Система и метод философии Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг

Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного

чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После

его окончания некоторое время работал домашним учителем.

В 1801г. защитил докторскую и стал профессором Иенского университета.

Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа» (1806). В

1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал

профессором, ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Развил учение

о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде

разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике

метафизический способ мышления, господствовавший в философии.

Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический принцип:

сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории

суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой

разум, абсолютная идея или мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс

к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в

мышлении. Цель - в самопознании.

В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание

самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого

мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе

категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде

явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в

мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе

абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме

человеческого сознания и самосознания.

Логика. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части:

учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по

которым взбирается понятие, затем предстает во всеобщности и полноте. В

логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических

категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие стремится

получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а

определенное бытие. Начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера.

Переход количества в качество, скачкообразность процесса развития,

прерывная постепенность. От бытия, понимаемого как явление, переход к

глубоким внутренним закономерностям - сущности. Здесь закон о

взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе.

Противоречие есть соотношение противоположностей, которое нуждается в

разрешении или снятии. Результат есть снятие противоречия. Противоречия:

соотношение основания и следствия, возможности и действительности,

случайности и необходимости, причинности и взаимодействия. Противоречия

есть развитие явления. Действительность есть единство сущности и

существования. Сущность же сама основание существования. Отвергает

представления о непознаваемости сущности. Та необходимость, с которой

происходит развитие в области бытия и сущности, осознается в понятии.

Такая необходимость превращается в свободу, которая есть осознанная

необходимость. Критикует формальную логику и метафизику, развивает

диалектику общего, особенного и единичного. Истина есть процесс совпадения

мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть безусловное единство

понятия и предмета.

Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития

природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь

проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную

сущность.

Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух - душа или

дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права. Он

является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной

истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень

развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до

чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом.

Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего

мира и мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля

проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не

уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие

происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим.

В этом процессе совершается переход от количественных изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. Количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение

положительного.

14. Философия истории Гегеля.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг

Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного

чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После

его окончания некоторое время работал домашним учителем.

В 1801г. защитил докторскую и стал профессором Иенского университета.

Первым выдающимся трудом Гегеля является его «феноменология духа» (1806). В

1818 г Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал

профессором, ректором.

История носит закономерный характер, в котором проявляется мировой разум.

Люди, преследуя свои цели, осуществляют в тоже время историческую

необходимость, великие люди - воплощение духа своего времени. Смысл истории

- прогресс в сознании свободы. Различает гражданское общество и

политическое государство. Гражданское общество - сфера реализации частных

целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3)

полиция и кооперация. Для гражданского общества необходима не только

частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции.

Важна также гласность и публичность. Гражданское общество и государство

соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество - внешнее

государство, а подлинное государство - разумно и есть основание

гражданского общества. Государство - есть разделение властей как его

членов. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания

мирового духа и вместе с тем как «процесс в сознании свободы». Свобода,

однако, состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с

абсолютом и отождествляет себя с образованьями объективного духа и его

волнением (государством и правом), созданными в конечном счете тем же

абсолютом. Свободный гражданин познает свое существенное тождество, он сам

знает, что закон только кажется внешним повелением.

15. Антропологический принцип философии Фейербаха.

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л.

Фейербах (1804-1872).

Фейербах родился в семье юриста. Поступил на богословский факультет

Гейдельбергского университета. Однако через год покидает его. Переезжает в

Берлин, где слушает лекции Гегеля.

С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за отрицание личного

бессмертия в работе «мысли о смерти и бессмертии». С 1830г ведет уединенную

жизнь в деревне и публикует свои работы. В 1841г выходит главный труд –

«Сущность христианства». Затем он публикует «Предварительные тезисы к

реформе философии», «Основные положения философии будущего».

Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть

вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно,

философия должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в

существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое

фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в

человеческом организме, с чувственными восприятиями. Человек неотделим от

природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической,

физиологической деятельности. Фейербах утверждает: «Новая философия

превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный,

универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно,

антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

Антропология указывает на его стремление разработать материалистическую

систему взглядов. Возражал против характеристики своего учения как

материализма, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это

вещество, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа

является научное истолкование общественного сознания, в котором Фейербах

видит отражение сущности человека. Эта сущность, прежде всего, чувственная

жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты