крепостного права при сохранении монархии.
25. Ф.М. Достоевский о свободе и ответственности человека.
Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-
политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями
утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах
произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей.
Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная
ориентированность философское осмысления судеб русской истории,
противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки
зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ -
миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России -
братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и
атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-
нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и
рабством, Христом и Антихристом.
В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не
только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная
свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это
недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь
Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая
ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой,
страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и
мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?
Описывал неисследованные глубины и загадки мира человеческой души,
пограничные ситуации. В глубине жизненных явлений у Достоевского
трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к
удивительным совпадениям, которые играют роль решающего мотива. Он
отстаивал необходимость для России идти вперед в отличие от Запада мирным
путем, без коренных социально-политических потрясений.
Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти
человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно
разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей
эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не
«фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых
посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего
самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых
условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в
себя нравственное наказание.
26. Религиозная философия Вл. Соловьева (общая характеристика и основные
понятия).
Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора
29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды
большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма,
теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и
отчасти славянофилов.
Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей
западноевропейской и восточной мысли
Общественно-историческая задача философии - спасение человека и
человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь,
следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь
поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит
понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие
нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.
Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь -
Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное
второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом
- всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских
ценностей.
Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого
сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и
красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает
признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а
реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического
прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность
раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее.
Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего,
посредник между ними - София (мудрость божья). Мистический образ
всеединственности и вечной женственности. Она же истина, постигаемая через
божественную любовь. Материальный мир находится в хаотическом состоянии.
Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль
освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и
божеством. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель
мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством.
Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между
божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому
человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность,
единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою
волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи
провиденционализма.
В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз
людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая
установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является
объединение католической и православной церквей. Русская идея -
исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной)
- единение церкви, государства и общества.
27. Русская философия "всеединства" начала ХХ века. Знание и вера.
В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской
идеи «всеединства» (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду
религиозно-философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-
1948), Евгений Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905)
Трубецкие, Павел Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен
Людвигович Франк (1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).
Евгений Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, друг В.С. Соловьева.
Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал, через введение понятия
«абсолютное знание». Если по Соловьеву абсолют – сущность всего в мире, то,
по Трубецкому, он объект мир как всеведение, как действительное и
возможное. В отличие от Соловьева олицетворяет Софию с идеальным замыслом о
мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.
Сергей Николаевич Трубецкой. Религиозный философ, брат Е.Н. Трубецкого. В
центр философии ставил отношение познающего разума к сущему,
отождествляемому в мистицизме с духовной сверхчувственной реальностью.
Пространство и время – формы чувственности некой мировой души, коренящейся
в Боге. Через веру человек устанавливает объективность реальности. Опыт,
разум и вера дают целостную картину мира. Выдвинул идею соборности –
объединения людей в «церковном богочеловеческом организме».
Флоренский Павел Александрович – продолжатель идей Соловьева, стремился
создать интегральную систему взглядов сочетанием религии и науки, техники и
искусства. Центральные идеи всеединства и учение о Софии. Обоснование
православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон.
Религиозно-философская проблематика широко сочеталась у Флоренского с
исследованиями в лингвистике, теории пространственных искусств, математике,
физике. Он пытался совместить истины нуки с религиозной верой. Откровение
как способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д. Вера
определяет культ, культ - миропонимание, а отсюда культура.
Франк Семен Людвигович. Религиозный философ, психолог. Вместе с Бердяевым
в 1922 году был выслан из СССР. В своих философских взглядах поддерживал и
развивал идею всеединства в духе Соловьева, пытался примирить рациональное
мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречивости
божественной ценности всего сущего, несовершенства мира и построения
христианской теодицеи и этики. Видел выход России из перманентного кризиса
в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного
творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-
исторической обоснованности общественной и политической культуры». Всю
жизнь Франк утверждал как высшую ценность «всеобъемлющую любовь в качестве
восприятия и признания ценности всего конкретно-живого».
28. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и
творчество.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Русский религиозный философ. С
1922 года жил за границей.
Цель общественного развития в осуществлении правильно понимаемого нового
христианства. Религиозная реформация, создание богочеловечества, причем
религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на земле.
Бердяев пришел к религиозному экзистенциализму. В центре - проблема
человека. Исходный пункт - примат свободы над бытием, свободу не определяет
даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом,
творчеством, духом, корнями уходит в небытие. Онтология строится на
противопоставлении духа и природы. Дух - субъект, воплощающий в себе
свободу, творчество начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не
находится в духе, что объективно, множественно и делимо в пространстве. Это
объекты, вещи.
Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек
есть микрокосмос и микротеос, по подобию Бога, потому он существо
беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное
и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда
отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид -
натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление
человека Бердяев понимает как приближение к богочеловеку, единение с Богом.
Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому человек сам по себе, без бога
не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24