Ответы по философии

основе более-менее постоянных контактов между несколькими людьми. Они

складываются внутри больших групп, нередко трансформируют в себе действие

всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на

формирование мотивов поведения входящих в нее людей. Каждому исторически

определенному способу производства соответствует свой специфический тип

социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп

(род, племя, народность, нация, семья).

Классовая дифференциация общества. Классы возникают на той ступени

общественного развития, когда появление прибавочного продукта и разделение

труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Марксистский

метод требует выявлять в каждом классовом обществе наряду с основными

классами и неосновные, которые либо связаны с сохранением остатков старого

способа производства, либо с нарождением нового, а также различные слои

внутри классов и прослойки между ними.

Теория классовой борьбы была разработана в марксизме как борьба между

классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. В каждом

обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по

своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса,

а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной

организации является феодальное общество с характерным для него различием

людей по экономическому и правовому положению.

Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в

котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические

вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой

фантазии и логика здравого смысла. Идеология - частичный аналог

теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса,

партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто

проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии,

особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология

могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт

противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее

отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной

психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение

общественного мнения.

Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного

представления о происхождении социальных перемещений, надо знать их причины

и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения

целесообразной социальной динамики и стабильности общества.

42. Средства массовой коммуникации в современном обществе.

Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.

Это есть не просто обмен информацией, но и включает всю сознаваемую и не

сознаваемую глубину сопричастности людей, взаимообогащение своей жизнью

жизни других. Все общественные отношения есть воплощение общения, это их

сущность.

При этом вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не

гарантирует качество общения. Средства общения все время развиваются, в

последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным

средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше.

Темп коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена

информацией определяет величину возможного единства. Если раньше окраины

империи были фактически неуправляемыми, новости были из соседнего села, а

отъезд короля длился годы, то теперь все иначе.

Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с

технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в форме

устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от браминов к ученикам.

Большая нагрузка на тех, кто отвечает за информацию. Потеря информации.

Замедленная, искаженная передача. Письменность - роскошь немногих, редкие

книги пишутся от руки специальными писцами.

Следующий этап - книгопечатание. Но и книги не долговечны, но постепенно

букварь стал символом преодоления неграмотности, появилась возможность

обучения без учителя. Характер психики человека становится, зависим от

средств передачи и хранения информации. Средства быстрой связи - телеграф,

телефон, радио, телевизор.

Происходит процесс информатизации общества. Его сущность состоит в

нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для

решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание

темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от

роста объема в несколько раз. Средства массовой информации - процесс

распространения информации на численно большие аудитории. Это является

средством идеологического. политического. экономического и другого влияния

на психику и сознание человека.

Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотропного оружия есть

новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров

возникло новое телевизионное поколение детей. Средства коммуникации

позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного

окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию

личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным

с ней проблемам. При этом каждому доступна практически любая необходимая

ему информация. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для

управления процессом, транспортные средства. Уход в виртуальный мир.

Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

43. Понятия присвоения и отчуждения.

См. вопрос №16.

Отчужденный труд Марксом рассмотрен в 4 аспектах.

5. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает, в итоге

нужные, для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни

продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий

работает, тем больше мир предметов, не принадлежит ему. Природа

делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые

создаются в производстве - средством жизни, физического существования.

Рабочий полностью от них зависит.

6. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд - это не

удовлетворяет потребности в труде, а только средство для

удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий

распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом он свободен только

осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд -

форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего

представляется унижением в себе человека.

7. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род

человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с

природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное

- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая

жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания

собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и

производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.

Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая

сущность.

8. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды

друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения

Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.

Почему же человек становится отчужденным?

Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная

собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической

экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к

пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,

право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения

калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,

недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,

когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем

- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало

простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс

связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе

имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет

средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения

труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению

человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между

людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,

живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее

законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в

которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо

отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть

гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное

ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной

собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми

человеческой сущности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты