Ответы по философии

Средневековая христианская философия. Человек есть часть порядка,

установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне раздвоен в

результате грехопадения, есть единство божественной и чел природы, причем

каждый имеет возможность приобщения к божественной благодати и стать

сверхчеловеком.

Ренесанс. Человек есть автономное существо, ставит его на землю, единство

души и тела, что и есть его преимущ перед другими созданиями. Изначально в

нем заложено стремление к добру. Вера в безграничные силы человека и его

возможности. Свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен

либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.

Гоббс. Господство частного интереса. Человек по природе существо не

общественное, человек человеку волк, война всех против всех есть

естественное состояние общества. Вся жизнь есть соревнование с

конкурентами. Паскаль - величие и достоинство человека в его способности

мыслить. Декарт. Мышление есть единственно достоверное доказательство

человеческого существования, антропологический дуализм души и тела, две

разнокачественные субстанции.

Французское просвещение. Ламетри "человек-машина". При этом рассмотрение

человека как продукт природы, абсолютно детерминированного, он не может

даже в мыслях выйти из природы. Не признавали свободу воли из принципа мех

детерминизма. Человек по природе изначально добр и не греховен.

Кант. Антропологический дуализм, нравственно-природный. Человек

принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой,

нравственной свободе и абсолютным ценностям. Исходный принцип поведения чел

- нравственный категорический императив, всякая личность должна быть

самоцелью и самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает

зачатками добра.

Гегель. Рационализм, человек есть выражение познающего абсолютного духа,

отличие от друг существ - его разумность.

Фейербах. Самоценность и значимость живого, эмпирического человеак. Часть

природы, чувственно-природное существо.

Достоевский. Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода чел?

Он в глубине содержит два начала - бога и дьявола, добра и зла. Проявляются

они, когда человек на свободе.

Соловьев. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности,

которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и

условным. Человек есть и божество, и ничтожество.

Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он

существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо

природное и ограниченное. Человек - пересечение высшего и низшего мира.

Маркс. Основное в понятии человек - трудовая деятельность. Общественное

сознание определяет сознание человека, а общество детерминирует свойства

человека.

Философия Жизни. Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который

сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в

культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются

внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция.

Экзистенционализм. Обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого

существования. Ищет свободу, как от природного, так и от других

безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного

идеализма, сциентизма (абсолютизация роли науки), материализма. На первый

план выдвигается не просто чувства, а процесс чувствования, переживания,

вместо кратковременных чувств - долговременные.

Феноменология Гуссерля. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому

переживание считает интенсиональным, изначально направленным на внешний

мир. Человек не просто существо, а существо в мире. Философская

антропология. Продолжатели Гуссерля. Ставится задача на основе частных наук

о человеке, биология, психология, социология, воссоздать целостное понятие

о человеке.

Итог в современном понимании: 1. Человек и уникален, и универсален.

Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными

способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни

грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. 2. Человек есть

соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского.

Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в

различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге

он оказывается существом социальным, общественным. 3. Человек есть

единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический,

действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это

объединено в каждой конкретной личности. 4. Человек - существо

историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедриться в

будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы,

он и есть существо кризисное. 5. Человеку не избежать бремени

ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в

синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

50. Происхождение сознания.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются

споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из

познаваемости, другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка

из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы

друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и

гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. Сознание -

производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с

частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только

в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами

противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная

субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано

с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому,

что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая

наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть

особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между

сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями

- прежде всего способностью отражать в формах языка, знаков, и превращать

их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в

целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи.

51. Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс

получения нового знания, как социальный институт и как особая область и

сторона культуры.

В общем, виде наука - это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, человеку необходимы

исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой научной

деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые

процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные

рекомендации.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Древнем Востоке:

Египет, Вавилон, Индия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются

эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии,

математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в

стройную теоретическую систему в Древней Греции, где появляются мыслители,

специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и

религиозных традиций.

Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой

распространенности, последовательной рационализации, доминирования

соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни

в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только

благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к

16-17 вв, в Новое время формы мышления и в целом менталитет человека,

бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей.

Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального

общества вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки

появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика.

В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и

научных учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни

общ, культуры и практики общения. Наука отпочковалась от обыденного знания

и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука

может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет

единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с

повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др.

Наука уподобляется верхним этажам здания, но их нет без нижних. Наука

находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без

которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный

язык. Хоть наука и выработала свой язык, в тоже время не может обойтись и

без повседневного. Наука имеет своей противоположностью неверное,

неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным, добывается

за пределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности,

искусстве.

Современную науку можно определить как сферу исследовательской

деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе

и мышлении; включающую в себя все условия и моменты этого производства:

ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением

и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты