шпоры

собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность

духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира,

бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом

материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира,

утверждая, таким образом, познаваемость природы. Обобщая достижения наук,

материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных

методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи

человеческой практики. В процессе взаимодействия материализма и специальных

наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма

появляются вместе с возникновением философии, в рабовладельческих обществах

древней Индии, Китая и Греции — за несколько вв. до н. э. в связи с

прогрессом научных знаний в области астрономии, математики и др. наук.

Общая черта древнего, во многом еще наивного материализма. (Лао-цзы, Ян

Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит, Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит,

Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования

независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в

многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего

(Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об

атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит) . Многие древние

материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них еще

не проводили четкого различения между физическим я психическим, наделяя

свойствами последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие материалистических

и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме - с

влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические

тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «вечности природы и

бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализм

(Телезио, Бруно, ряд представителей натурфилософии этой эпохи) часто был

облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассм. природу в ее целостности и

во многом напоминал мат-зм античности. Дальнейшее свое развитие мат-м

получил в 17—18 вв. с странах Европы (Бэкон. Галилей, Гоббс. Гассенди,

Спиноза. Локк). Эта форма мат-ма - возникла на почве зарожд-ся капит-ма и

связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве

идеологов прогрессивной в то время буржуазии, мат-ты вели борьбу со

средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как

учителю и к природе как объекту философии. Мат-м 17—18 вв. связан с бурно

прогр-ми тогда механикой и математикой, что обусловило его механистич хар-

ер. В отличие от натурфилософских мат-ов эпохи Возрождения, мат-ты 17 в.

стали рассматривать последние элементы природы как неодуш и бескачеств. Др

особенностью мат-ма этой эпохи было стремление к анализу, к разделению

природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области

н объекты наследования и рассмотрение их вне развития. Среди представителей

мат-ой фил-ии этого периода особое место занимают фр мат-ты 18 в. (Ламетри.

Дидро, Пельвеций и Гольбах}. Оставаясь в целом на позициях механистического

понимания движения, они вслед за Толандом рассм его как унив и неотъемлемое

св-во природы; полностью отказались от деистической непоследоват-ти,

присущей большинству мат-ов 17 в. Органич связь, сущ-ая м/у всяким мат-ом и

атеизмом, у фр. мат-ов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии

этой формы мат-ма на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе с

тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому мат-

му созерцательность. В России и др. странах Вост. Европы во 2 пол. 19 в.

дальнейшим шагом в развитии мат-ма. явилась философия революц демократов

(Белинский, Герцен., Чернышевский, Добролюбов, Маркович и Др.), опиравшаяся

на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над

узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Марксом и

Энгельсом к середине 19 в. был создан диалектический мат-зм. В дальнейшей

истории мат-ма уже резко обозн 2 принцип различн линии: развитие диалектич

и историч мат-ма, с одной стороны, и ряд упрощенных разновидностей мат-ма

(с маркс-ой точки зрения) — с др

2(2). Гераклит.

Осн положение фил-ии Г передает Платон в своем диалоге «Кратил». Платон

сообщает: «Где-то говорит Гераклит, что все движется, и ничто не покоится»

и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в

ту же самую реку» Движение – наиболее общая хар-ка процесса мировой жизни,

оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об

универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые

движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся

временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение.

По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: «Не только ежедневно новое

солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется» Мысль о всеобщности

движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием

самого процесса движения. Гераклит утверждает, что из факта движения и

непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их

существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно

утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в

одно и тоже время. Гераклит не просто утверждает, что все возникает из

одного и что все возникающее становится одним. Это «одно» «он определяет

как единое первовещество «огня»». В этом своем утверждении Гераклит по

существу материалист. Не удивительно, что Гераклит остановился именно на

огне как на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского

бытия – его подвижность. Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое

из всех наблюдаемых в природе явлений. Гераклит так же отрицал акт

сотворения мира богами. Он считал, что все движение в мире - закономерно и

ритмично. Гераклит, наверное, впервые почерпнул понятие о закономерности из

наблюдений не столько над физической природой, сколько над политической

жизнью общества и уже оттуда перенес их на физическую природу Проблема

истинного знания не сводится к вопросу о количестве накопленных знаний.

Правда, для философского постижения истинной природы вещей необходимо

обладание большими познаниями: «Ибо очень много должны знать мужи философы»

Однако отсюда вовсе не следует, будто задача философского познания истинной

природы вещей может быть решена простым приумножением или

коллекционированием знаний. Мудрость, как ее понимает Гераклит, не

совпадает с многознанием, или эрудицией: Гераклит не только возражает

против слепого накопления знаний, не признанных светом постигающей

философской мысли. Он также возражает против безотчетного следования

традиции, против некритического заимствования чужих взглядов. Чувства, по

Гераклиту, не могут дать полного, окончательного знания о природе вещей.

Такое знание дает нам только мышление. Однако мышление Гераклит представлял

себе, по всей видимости, как познавательную деятельность, не отдельную от

чувств, а завершающую деят-ть внеш чувств, способную приводить людей, души

кот. не грубы, к ист познанию. Мудрость отвлекается и отвращается от всего,

что не есть истина.

БАРУХ СПИНОЗА ( философский взгляды характерные монизму ).

Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная

версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей

школы рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета

рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как,

например, наследие Рене Декарта, но немногие его работы отличаются

великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный

сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли,

он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в

математическом изложении даже в своих философских работах. Рассматривая

философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия в которых

развивался его научный талант, как и те условия, в которых ему приходилось

работать. Он родился в Амстердаме в семье евреев, бежавших из Португалии от

религиозных преследований. В большой еврейской общине, сложившейся к тому

времени в Нидерландах царила атмосфера религиозного фанатизма и

нетерпимости. Первоначальное образование он получил в семиклассном

еврейском училище, где преподавалось еврейское богословие и древнееврейский

язык. Первоначально он подавал большие надежды, и его родители надеялись,

что он станет новым светилом в иудаистской религии. Однако пытливая натура

молодого Баруха не находила удовлетворения в сухом догматизме Талмуда. Он

начал изучать математику и медицину, все более и более удаляясь от общины.

Кульминацией этого постепенного разрыва стало его отлучение от религии

произошедшее в 1656 году. Примерно в это время он написал свою первую

работу «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье». (1658-1660гг.).

Дальнейшая судьба Спинозы также была нелегкой, он много работал, но очень

мало печатался. Практически все свои идеи ему приходилось распространять

путем переписки и личного общения. Под его именем и при его жизни вообще

вышла всего одна работа, «Основы философии Декарта, доказанные

геометрическим способом»(1661-1662 гг.). Второй его книгой, которая тоже

вышла при его жизни, хотя и анонимно, был «Богословско-политический

трактат» (1670г.) Эта книга вызвала такую бурю эмоций, что

воспрепятствовала публикации намного более нейтральной «Этики», которая

была окончена в 1675 году. Эта книга, содержащая квинтэссенцию философских

представлений Спинозы, увидела свет только после его смерти, в «Посмертном

издании», осуществленном его друзьями в 1677 году. Но судьба его работ по

прежнему была трагичной. Всего через несколько месяцев спустя публикация

была запрещена и не переиздавалась до 19 века.

В его философской системе незаметно резких скачков, он достаточно

последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о

природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих

двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи

Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты