об основе мира, здесь имеется в виду определение того, что связывает
воедино различные вещи. В рамках ф-фии и науки существуют постоянные
попытки решения этого вопроса, но окончательного ответа как считается быть
не может в рамках ф-фии, только в рамках религии данный вопрос разрешается
. Его решение связано с идеей бога. ВС одной стороны некоторые считают, что
основой мира являются материальные обстоятельства, с др. стороны идеалисты
считают, что первооснова – идея, духовное начало, а в 3-х считается что
основа мира троично. Троичность определяется следующим. Это некая
субстанция, которая находится на стыке вещественности, полувещественности и
идеальности.
Структура и универсальные свойства бытия.
Структура мира объясняется с различных основания. Например, сточки зрения
движения структура действительности (мира) представлена троичностью
времени, и в то же время его единства в прошлом. Н, настоящем и будущем.
Структура мира также объясняется противоречием бытия и небытия, т.е
существует как бытие так и небытие. Небытие является частью бытия. Небытие
это: 1) это процесс утраты объектами или предметами своих основных свойств.
2) Утрата объектом соей сущности. 3) Превращение объекта в др. объект. С
т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие
выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В
бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов.
Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть
центральная ф-кая категория для отображения целостности мира, но
представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми
их связями и свойствами. Универсальные свойства бытия: Универсальное
свойство – это такое свойства, которое присущи всем объектам и которое
является постоянным. Универсальное свойство – это всеобщее свойство. В ф-
фии выделяются следующие универсальные свойства действительности: 1)
свойство качественности (определенности и конкретности, относительной
разграниченности. 2) Свойство оформленности, внешней выраженности, т.е.
каждый объект внешне оформлен. Внешнее оформление играет первостепенное
значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы
равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность
взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство
выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (
системность и организованность). В то же время свойство
самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно
для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),
свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)
Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной
взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств
представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе
объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория
систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)
Основные формы бытия
1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая
действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма
бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма
находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует
материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.
3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные
только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,
человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также
это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия
составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в
гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,
неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,
порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия
в совокупности представляют для человека мировой закон расширения
вселенной
Закон отрицания отрицания.
Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует
заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в
данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие
и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на
направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и
антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь
взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход
основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.
(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два
основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов
(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением
процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)
существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или
выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы
неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом
развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом
(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или
упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.
Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух
основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в
определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии
качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью
действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в
его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны
взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.
24(1). Проблема смысла жизни человека.
Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру,
всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое
человек,? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Имеет ли жизнь человека
какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит,
имеет ли он абстрактно-всеобщее содержание или представляет собой
уникальную характеристику жизни каждого человека? Многие философы отрицают
существование смысла жизни. Один из аргументов — утверждение, что человек —
лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь — обычный для всякой
органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке
вечного хаотического движения. Для объективистов говорить о смысле жизни
человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня:
«Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о
первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах
существования индивида в его целостности, а тем самым о смысле жизни,
предназначении человека». Другой распространенный аргумент опирается на
убеждение, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть
смыслом человеческого бытия. Для многих мыслителей прошлого и современности
смысл жизни представляет собой предмет бесконечных и мучительных поисков.
Они воплощены в разнообразных выводах от неопределенно-пессимистических
типа: «мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен» до
однозначно-оптимистических: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре...».
Что же такое смысл жизни? В отличие от других живых существ человек
осознает собственную жизнь. Отношение человека как сознательного существа к
своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни. СМЫСЛ ЖИЗНИ
— это осознаваемая ценность (ценности), которой человек подчиняет свою
жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Он носит
функционально-ценностный характер, возникает только для того, кто не
«просто живет», а рефлектирует, ощущает, что нужно жить для чего-то. Смысл
— элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека. В чем
состоит смысл жизни? К пониманию этого вопроса и, соответственно, его
решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно
взятого человека и человека как родового существа, человечества. В первом
понимании смысл жизни — элемент уникальной внутренней духовной жизни
индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих
систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для
всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях
и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла
жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека.
Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать
«окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.
Осознание индивидом цели и смысла жизни — сложный и длительный процесс.
Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их,
не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный
взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним происходит...».
Мера осознанности — один из показателей развития духовного мира личности.
Осознание смысла — это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению
тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллельно
с его реализацией, в результате которой и происходит переоценка ценностей,
переформирование исходных целей и смыслов. Человек стремится привести свою
деятельность в соответствие с ними или изменяет сами цели и смыслы. Вместе
с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его
поиски представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл
жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием
рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания.
Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные
представления. В дальнейшем их спутницей и оппонентом стала ф-фия.
Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека
сохранила религиозная ф-фия. Она связывает смысл человеческой жизни с
созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16