отношении сущности, а с другой стороны, в соотношении сфер сущностей и
явлений. В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты, то
есть неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы, протяженны.
Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как источник и высшее
развитие энергии; явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и
то, что в чувствительности выступает под именем материальных,
геометрических, кинематических и физико-динамических характеристик.
Всякий дух есть сила, а всякая сила есть субстанция. Поэтому, сколько
сил, столько существует и субстанций. Мотив великого синтеза проникает
через всю систему Лейбница. По мысли Лейбница, из одной-единственной
субстанции неповторимое многообразие вещей и качеств бесконечной Вселенной
произойти не может, так что принцип качественного многообразия должен
быть введен в саму субстанцию. Утверждая, что субстанций бесконечно много,
Лейбниц смешивал две различные проблемы - многообразия вещей. Отсюда
ошибочность его требования, чтобы существовало беспредельное множество
субстанций. Правда, он достигает единства и упорядоченности субстанций,
утверждая наличие среди них строгой и всеобъемлющей иерархии, так что они
составляют родство, они составляют своего рода диалектику единства и
многообразия реального мира, но эта диалектика в данном случае
достигается дорогой ценой - ценой идеализма, поскольку все субстанции
роднит между собой общая их духовная природа.
20(2). Бэкон.
Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон
видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему
виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо
на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения,
особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и
бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда - необходимость "заново
обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и
искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном
основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало
продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное
положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв
какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и
совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта",
мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает
своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и
сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства
человеческого". Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно
науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона
и начинается резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из
подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения
постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры.
В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам
Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической
практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с
философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и
эксперименты. " Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, -
пишет Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге " Великого восстановления
наук", - касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых"-
Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил
подробный и хорошо продуманный план изменения системы образования (включая
мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним
из первых в Европе политиков и философов он писал:". вообще же следует
твердо помнить, что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии
глубоких тайн природы, если не будут предоставлены средства на
эксперименты...". Нужны пересмотр программ преподавания и университетских
традиций, кооперация европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится
с размышлениями Ф. Бэкона на все эти и подобные темы, не может не
подивиться глубокой прозорливости философа, ученого, государственного мужа:
его программа "Великого восстановления наук" не устарела и в наши дни Можно
представить себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в
XVII в. Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое
время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих
ученых. И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки
такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика
науки. Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон
видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-
методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую
систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко
дифференцирована.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ
"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то, которое
исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себе
знание. История соответствует памяти, поэзия - воображению, философия -
рассудку. Историю -сообразованную с памятью - Ф. Бэкон делит на
естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более
конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук
и собственно гражданскую историю). Поэзия - коррелируемая с воображением -
разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно
разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и
делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет
ее от "теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет
теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два
больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую
философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок,
или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее
приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их
приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической
естественной философии" становится математика (в свою очередь
дифференцированная).
Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию человека в
частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в которое
включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения", т. е.
изобразительное искусство и музыка) и учение о душе.
8(2). Протагор.
Был основателем "софистики". В нашем языке это слово имеет вполне
определенный оценочный смысл. Первоначально же оно обозначало любопытную
вещь: все учителя учили своих учеников бесплатно, софисты же были первыми,
кто начал брать плату — появились первые профессиональные преподаватели —
"учителя мудрости" — софисты, философами их не называли.
Развитие этого направления дало ему дурную славу. Софисты старшего
поколения (Протагор и др.) не заслуживают такой суровой оценки.
Протагор - продолжатель учения Гераклита. Гераклит считал, что о каждом
предмете можно сделать противоположные утверждения и это говорит о
противоречивости нашего мира — единство противоположностей. Протагор делает
другой вывод: наше познание относительно — философский релятивизм.
Вопрос: а относительно чего оно относительно?
Ответ Протагора: оно относительно относительно человека.
Отсюда тезис: "человек — мерило всех вещей", и его уточнение: " всех вещей
существующих, так как они существуют и всех вещей несуществующих, так как
они не существуют".
Относительно вещей несуществующих тезис Протагора абсолютно верен, т.к.
мерой сфантазированных вещей является сам человек.
Отступление: история — реальный процесс, а с другой стороны — дисциплина,
которая его изучает ( то же с психологией, физиологией и др.) На это четко
обратил внимание Ф. Бэкон в труде "Новый органом" 1820 г. Фактор
неоднозначности языка он назвал "идолом рынки" или "идолом площади".
Я надеюсь, что в дальнейшем, когда я говорю "история", вы из контекста
поймете, идет речь о процессе или о дисциплине.
В истории философии ( дисциплина) утверждается, что Сократ был создателем
новой философской проблематики, он поставил проблему взаимоотношения
субъекта и объекта. Но тот же вопрос раньше поставил Протагор.
Все наши суждения относительны по отношению к данному человеку.
Два направления:
1все суждения надо оценивать с точки зрения полезности для данного
человека. В XIX веке эта идея получила распространение под названием
"Прагматизм".
2 Скептицизм
Протагор развивает позицию, с точки зрения которой наши знания носят
сомнительный характер. Это проявляется в вопросе о существовании богов: "Я
не знаю, существуют они или нет, и многое этому мешает: и краткость
человеческой жизни и неясность вопроса".
Протагор — родоначальник скептицизма
Учение о душе имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет
здесь именно о философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто
теологических рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие
разделы, как логика (понимаемая также не вполне традиционно - не только как
теория суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и
"гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения - о
взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве).
Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из
существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был,
правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть
реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук,
на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой
или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с
признательностью отмечал: "Этот набросок, несомненно, должен был вызвать
сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную
картину целого, о которой раньше не помышляли".
По стилю своего философствования Ф. Бэкон - великий систематизатор и
классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16