шпоры

греков. Оригинальность Эмпедокла в отличие от его предшественников

состояла в том, что, заимствовав свою теорию 4-х первоначальных веществ из

весьма древней греческой традиции, Эмпедокл связал ее с тем понятием об

элементе, которое он нашел во второй части поэмы Парменида, где автор

излагал свои физические гипотезы и где уже наметилось более четкое

физическое понятие об элементе. Отделив, таким образом, движущую или

деятельную причину от материальных элементов природы, Эмпедокл затем в

каждую из этих двух основ - и деятельную движущую силу и в материальные

“корни всех вещей” - вводит элемент раздвоения. Материальные элементы он

разделяет на два класса. Кроме движущих сил любви и вражды, которые,

собственно говоря, не являются элементами вещей, движущим началом у

Эмпедокла оказывается еще и материальный элемент огня. В этом смысле,

Эмпедокл противопоставляет огонь и воздух в качестве мужских божеств земле

и воде, как божеством женским. Иногда он рассматривает все четыре элемента,

как живые вещества. По вопросу об отношении единства к множеству

предшествующая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противоположные точки

зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо только единство, множества

нет, оно только иллюзия чувств. Для Гераклита единое и многое существуют

одновременно: все из одного и из всего одно. У Эмпедокла намечается

компромиссная, более “нежная” точка зрения. Согласно его взгляду,

противоположности единства и множества, любви и вражды существуют не

одновременно, а последовательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как

циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то

любовь, соединяющая физические элементы, то вражда, разделяющая их. Над

миром властвуют поочередно любовь и вражда. Во время господства любви все

становится единым, природа представляет собой бесконечный “шар”, в ней уже

не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. Во время

господства вражды все становится многим, выступает своеобразие элементов,

они выделяются и обосабливаются. Между периодами полного господства любви

и такого же господства вражды есть переходные периоды. При всех

происходящих при этом изменениях сами материальные элементы не возникают и

не погибают.

7(2). Демокрит.

Учение Демокрита было закономерным результатом всего предшествующего

развития философской мысли. Согласно учению Демокрита- Вселенная, состоящая

из атомов веществ и пустоты, является движущейся материей. Она реальна, как

и бытие. Атомы, которые находятся в постоянном движении, соединяясь,

образуют все вещи. Когда атомы разъединяются, вещи гибнут. Теория

атомарного строения мира Демокрита была самой убедительной по своим

принципам из созданных ранее. Идея бесконечного количества миров во

Вселенной неразрывно связана с именем Джордано Бруно. Однако она явилась

лишь возрождением идей Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что во

Вселенной одновременно существует множество различных и одинаковых миров.

Они расположены на различных расстояниях друг от друга, находятся на

различных стадиях развития. Всё во Вселенной, по мнению Демокрита,

происходит по закону необходимости. Под этим понятием он понимал

бесконечную цепь причинно-следственных связей. А найти причины различных

явлений, по мнению Демокрита, является основной задачей мудреца.

Демокрит считал, что человек-продукт природы. Демокрит не разделяет

внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и человека, и

животных состоят из одной и той же материи . О движущихся в лучах солнца

пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу

человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то

есть душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является

источником жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в

тесной с ним связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно

выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с

вдохом. Отрицание отдельной от тела души подтверждает атеистический

характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет и такие

явления как смерть и старость.

Человек для Демокрита - это не только душа и тело, это целый

микрокосмос. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного

познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как

оно затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет

“светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути

познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня

познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга.

Трудность познания состоит в том, разум не может найти истину без чувств, а

чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также

индивидуальные чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений

субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового

времени название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные

качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и

постигаются разумом. Вторичные качества – это свойства вещей,

воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.).

Книга Демокрита “О том, что в Аиде” была направлена против веры в загробную

жизнь и содержала два аспекта, “физический” и моральный. О воскресших людях

Демокрит говорил, что на самом деле они не умирали, так как сердце

задержало искорку жизни, и они лишь казались умершими. Таким образом, эти

мнимые воскрешения Демокрит объяснял естественными причинами. Веру в

загробную жизнь Демокрит называл нелепой и обманчивой, приносящей вред

людям. Демокрит считал, что смерть – это естественное и неизбежное явление.

Однако подобные взгляды были чужды простому народу.

Спокойным состоянием духа Демокрит считал спокойное настроение, при

котором атомы души движутся равномерно. А спокойствие души и есть

счастливая жизнь. Источник морали Демокрит видел в земной жизни. Цель жизни

Демокрит видел в счастье, но оно не должно сводиться к телесным

наслаждениям. Важнейшее условие счастья, меру, помогает соблюсти разум.

Мера в образе жизни человека является основным условием его счастья, а

также здоровья. Человек должен соблюдать меру и в личных, и в общественных

делах. Людей, не знающих меры в наслаждении, Демокрит называет глупцами.

Впервые в этике Демокрита моральные нормы определялись не внешним

поведением, а внутренним содержанием, самоконтролем. Новым было и то, что

этика Демокрита нерелигиозна. Разумный человек свободен от страха и

суеверий. А знание является огромной моральной ценностью. Источник морали

находится в самом человеке, в его чувствах и разуме. Основой социальной

философии Демокрита была античная теория естественного права. Демокрит

считал, что по природе все люди равны. А идеальным правителем философ

считал того, кто, прежде всего, властвует над самим собой. Таким правителем

был, по мнению Демокрита, был Перикл, а Афинский полис его времени был для

Демокрита идеалом государственного устройства. Учение Демокрита открывало

новые возможности для общественных перемен, так как закон, по его словам,

“не должен людям мешать жить”.

6(2). Анаксагор.

Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым высказал мысль,

что первопричиной физических изменений является ум.

Анаксагор родился в Ионии в около 500 года до н.э., но около 30 лет прожил

в Афинах (приблизительно с 462 по 432 год до н.э.).

Анаксагор утверждал, что все является бесконечно делимым и что даже

малейшая частица материи содержит кое-что от каждого элемента. Вещи

представляют собой то, чего в них содержится больше всего. Так, например,

все содержит немного огня, но мы называем огнем лишь то, в чем преобладает

этот элемент. Как и Эмпедокл, Анаксагор выступал против допущения пустоты;

он говорил, что клепсидра, или надутая шкура, свидетельствует, что там,

где, по-видимому, ничего нет, находится воздух.

Он отличается от своих предшественников тем, что рассматривает ум ( "нус")

как субстанцию, которая входит в состав живых существ и отличает их от

мертвой материи. Во всем, говорил он, есть часть всего, кроме ума, а

некоторые вещи содержат также и ум. Ум имеет власть над всеми вещами,

обладающими жизнью; он бесконечен и управляет сам собой, он смешан с

небытием. За исключением ума, все как бы оно ни было мало, содержит части

всех противоположностей, таких, как горячее и холодное, белое и черное. Он

утверждал, что снег черен (частично).

Ум - источник всякого движения. Он вызывает вращение, которое постепенно

распространяется по всему миру и приводит к тому, что легчайшее идет к

периферии, а тяжелейшее падает в центр. Ум единообразен: в животном он так

же хорош, как и в человеке. Видимое превосходство человека обусловлено

наличием у него рук; все кажущиеся различия интеллекта в действительности

связаны с телесными различиями.

И Аристотель и платоновский Сократ выражают сожаление, что Анаксагор, введя

ум, мало его использует. Аристотель указывает, что Анаксагор вводит ум как

причину только тогда, когда он не знает другой причины. Везде, где

возможно, Анаксагор дает механическое объяснение. Он отверг необходимость и

случайность как причину происхождения вещей. Тем не менее в его космологии

нет провидения". По-видимому, он не уделял большого внимания этике или

религии; вероятно, он был атеистом, как утверждали его преследователи.

Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания.

Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.

Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить

знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие

совершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя

он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует

его. Он также подчеркивал необходимость коррекции чувственного познания.

15(2). Скептики.

Скептицизм – это ед. идеология, кот. не отрицает правоты других идеологий.

Никакое др. учение не явл. столь же терпимым к др. идеям, как скепт-м.

Сомнение как сущ-ть скепт-ма означ, что нельзя однозначно соглашаться с

каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты