шпоры

воспользоваться для осущ-ия своих замыслов и этим (научным) вариантом

конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко

сконструированных машин снимает различие м/у ест-ым и иск-м. Понятие цели

Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как

посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом). Декарт

отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума.

Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две

субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для

познавания и использования человеком, но при этом возникла серьезная

проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть

механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где

находится вместилище души по Декарту) механические воздействия,

передаваемые органами чувств достигают сознания. Последовательным

рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики -

аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые

(пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и

злые поступки). Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля,

которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает

ясным (т.е. боговым) сознанием.

20(2). Бэкон как представитель материализма.

Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии

опытной науки.

Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое

миросозерцание - с началами аналитического метода.

Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"

философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -

опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком ,

Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только

объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-

идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью

субъективный опыт)

В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме рационально-

познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того

материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к

содержанию знания.

Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих

компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм

сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса

эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать

их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная

деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение),

обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в

качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов

обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и

математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели

полный провал.

12(2). Аристотель. Аристотель (384-322) - величайший древнегреческий

философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии.

Происходил из города Стагиры (поэтому его называют стагиритом), его отец

был придворным врачом, в 17 лет А. Уехал в Афины и стал учеником Платона,

через 20 лет, после смерти Платона стал воспитателем Александра

Македонского. Затем возвращается в Афины и создает там школу под названием

ликей, т.к. она примыкала к храму Аполлона Ликейского. Из дошедших до нас

трудов Аристотеля выделяются логические труды - "Органон", "Аналитики", "О

софистических опровержениях"; книга о бытии - "Метафизика";

естественнонаучные произведения - "Физика" и другие. Еще находясь в

учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности теорию идей, он

полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии

чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил, что отделение

идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. По

Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них независимо, а вещи,

заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А. говорит, что нельзя

отделить сущность от того, сущностью чего она является, нельзя создать

идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В основе мироздания

находится неопределенный субстрат - "первая материя", однако она существует

только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь - единство материи и

формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая вещь - оформленная

материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Высшая форма - это

Бог или Перводвигатель - чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит

сам себя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух,

земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир

неизменен и совершенен. А. выступал против атомистики, считая, что

неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится

неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными

к ним светилами. В теории познания А. в отличие от Платона защищает

происхождение знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание

движения. Как он считал любое явление предполагает возможность изменения и

цель этого изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить

формы мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с

объективной реальностью. Был идеологом рабовладельцев, считал рабство одних

и господство других естественным состоянием. В то же время считал, что

значительное богатство - результат противоестественного его приобретения.

8(2). ПРОТАГОР (ок. 485–411 до н.э.), греческий философ, уроженец Абдер во

Фракии. Обучая людей искусству убеждающего слова, Протагор, один из первых

и наиболее прославленных софистов, брал за это громадные по тем временам

суммы. Сообщается, что в 444 до н.э. Протагор составил законы для афинской

колонии Фурии и что часть жизни он провел на Сицилии, а часть в Афинах, но

путешествовал и по другим городам Греции. В соответствии с некоторыми (не

самыми достоверными) источниками, в 411 до н.э. афинянин Пифагор, член

18(2). Фома Аквинский

Фома Аквинский (ок. 1226—-1274) из знатного неаполитанского рода. В 1259 г.

ему была поручена работа над наследием Аристотеля.( труд «Сумма теологии»,

кот. Фома создавал более 10 лет. Постижение Бога у Ф.А. выражалось так:

«Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы

размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о

Боге». Постижение Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творения. И

сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника,

а мощного союзника. Мир у Фомы предстает как иерархич. система. Ступени: 1-

это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него

вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к

сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей вершиной, первой

абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Фома

считает, что все сущее состоит из материи и формы. (как и Аристотель) На

низшей ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность

вещи. Это соответствует формальной причине. Сюда относятся неорганические

стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная

причина, которая характерна для растений. Они получают свою целесообразную

форму как бы изнутри, в процессе роста. 3-ий уровень — это животные, и

здесь форма становится действующей причиной. Поэтому для животных хар-ен не

только рост, но и движение как перемещение в пространстве. Наконец, на 4-ой

ступени форма предстает уже не в качестве организующего принципа материи, а

сама по себе, т. е. независимо от материи. Здесь форма является духом,

разумной душой. И в этом пункте Фома уже корректирует Аристотеля на христ.

лад. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его

особой, неповторимой душой, кот. не погибает со смертью тела. Различение

ступеней природы связано у Фомы с др. понятиями, заимствованными у

Аристотеля-понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально

означает действенность, акт — действие. Потенция, наоборот, только

возможность действия, способность к действию. Фома считал, что потенция из

первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная

возможность, у Фомы становится результатом божественного творения. Особое

место в учении Фомы Аквинского занимают «док-ва» бытия Бога. У Фомы таких

«док-в» пять. И все они осн. на принципе постижения Бога по его творениям.

1- состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно сущ-

ть Перводвигатель, т.е. Бог; 2-осн. на том, что если в мире все причинно

обусловлено, то должна быть Первопричина, т.е. Бог. 3- заключ. в том, что

если природные вещи возникают и погибают, и происходит это как по

необходимости, так и случайно, то должна сущ-ть в действит-ти и некая

абсолютная необход, т.е. Бог. 4 - Бог является абсолютным Совершенством,

т.к. в мире есть более или менее совершенные предметы. 5 - Бог, как

руководящее начало мира, т.к. вокруг нас все стремится к наилучшему

сознательно или инстинктивно. Божественное провидение, согласно Фоме,

осуществляется не непосредственно, а посредством естественных законов.

Например, такие явления, как войны, эпидемии и т. п., по мнению Фомы,

зависят не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек

способен ч/з свою деят-ть повлиять на ход событий. Ф.А. о душе: различает

вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души — питание и

размножение. Далее идет сенситивная душа, кот. обладают животные. Функциями

этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное

движение. И только члк имеет разумную душу, функцией кот. явл. мышление.

При этом разумная душа члка заодно выполняет и функции двух низших душ.

Душа члка, согласно Фоме, - чистая форма без материи, она духовна,

бестелесна и бессмертна. Помимо чувства и разума он выделяет у члка волю,

воображение, способность суждения и память. Он различ. активн и пассивный

интеллект, а также говорит о наличии у члка некоего «общего чувства»,

которое нах. м/у разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с

единичным. Высшая познавательная способность члка у Фомы - интеллект.

созерцание, сближающее члка с ангелами. Если люди пользуются обычно

чувствами, разумом и т.п., то ангелы не пользуются абстракциями, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты