воспользоваться для осущ-ия своих замыслов и этим (научным) вариантом
конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко
сконструированных машин снимает различие м/у ест-ым и иск-м. Понятие цели
Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как
посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом). Декарт
отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума.
Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две
субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для
познавания и использования человеком, но при этом возникла серьезная
проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть
механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где
находится вместилище души по Декарту) механические воздействия,
передаваемые органами чувств достигают сознания. Последовательным
рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики -
аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые
(пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и
злые поступки). Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля,
которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает
ясным (т.е. боговым) сознанием.
20(2). Бэкон как представитель материализма.
Бэкон Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии
опытной науки.
Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое
миросозерцание - с началами аналитического метода.
Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину "естественной"
философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria -
опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком ,
Кондильяком) утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только
объективно существующие вещи, (в противоположность субъективно-
идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью
субъективный опыт)
В противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме рационально-
познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того
материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к
содержанию знания.
Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделения исходящих
компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм
сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного процесса
эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и рассматривать
их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная
деятельность рассудка) и логическими операциями (индуктивное обобщение),
обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в
качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов
обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и
математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели
полный провал.
12(2). Аристотель. Аристотель (384-322) - величайший древнегреческий
философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии.
Происходил из города Стагиры (поэтому его называют стагиритом), его отец
был придворным врачом, в 17 лет А. Уехал в Афины и стал учеником Платона,
через 20 лет, после смерти Платона стал воспитателем Александра
Македонского. Затем возвращается в Афины и создает там школу под названием
ликей, т.к. она примыкала к храму Аполлона Ликейского. Из дошедших до нас
трудов Аристотеля выделяются логические труды - "Органон", "Аналитики", "О
софистических опровержениях"; книга о бытии - "Метафизика";
естественнонаучные произведения - "Физика" и другие. Еще находясь в
учениках у Платона, А. его критиковал, в особенности теорию идей, он
полагал, что разделение на идеи и вещи нерационально, т.к. идеи - копии
чувственных вещей и тождественны им по значению. А. говорил, что отделение
идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. По
Платону идеи - прообразы вещей и существуют от них независимо, а вещи,
заимствующие у идей свое бытие - только их отблеск. А. говорит, что нельзя
отделить сущность от того, сущностью чего она является, нельзя создать
идеальный сверхчувственный мир наряду с реальным миром. В основе мироздания
находится неопределенный субстрат - "первая материя", однако она существует
только в абстракции. По А. каждая конкретная вещь - единство материи и
формы. Форма - сущность вещи, она нематериальна, каждая вещь - оформленная
материя. Медный шар - медный - вещество, шар - форма. Высшая форма - это
Бог или Перводвигатель - чистая материя. "Это мысль, разум, который мыслит
сам себя. А. считал, что природа состоит из 4 элементов - огонь, воздух,
земля, вода, а также - эфир, из которого состоят небесные тела. Эфир
неизменен и совершенен. А. выступал против атомистики, считая, что
неделимых частиц материи не существует. В центре мира по А. находится
неподвижная шарообразная земля, над которой движутся сферы с прикрепленными
к ним светилами. В теории познания А. в отличие от Платона защищает
происхождение знания из чувств. Критиковал и элеатов за их отрицание
движения. Как он считал любое явление предполагает возможность изменения и
цель этого изменения. Выступил как создатель логики, стремился соединить
формы мышления и бытие, объяснить логические категории в соответствии с
объективной реальностью. Был идеологом рабовладельцев, считал рабство одних
и господство других естественным состоянием. В то же время считал, что
значительное богатство - результат противоестественного его приобретения.
8(2). ПРОТАГОР (ок. 485–411 до н.э.), греческий философ, уроженец Абдер во
Фракии. Обучая людей искусству убеждающего слова, Протагор, один из первых
и наиболее прославленных софистов, брал за это громадные по тем временам
суммы. Сообщается, что в 444 до н.э. Протагор составил законы для афинской
колонии Фурии и что часть жизни он провел на Сицилии, а часть в Афинах, но
путешествовал и по другим городам Греции. В соответствии с некоторыми (не
самыми достоверными) источниками, в 411 до н.э. афинянин Пифагор, член
18(2). Фома Аквинский
Фома Аквинский (ок. 1226—-1274) из знатного неаполитанского рода. В 1259 г.
ему была поручена работа над наследием Аристотеля.( труд «Сумма теологии»,
кот. Фома создавал более 10 лет. Постижение Бога у Ф.А. выражалось так:
«Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы
размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о
Боге». Постижение Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творения. И
сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника,
а мощного союзника. Мир у Фомы предстает как иерархич. система. Ступени: 1-
это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него
вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к
сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей вершиной, первой
абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Фома
считает, что все сущее состоит из материи и формы. (как и Аристотель) На
низшей ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность
вещи. Это соответствует формальной причине. Сюда относятся неорганические
стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная
причина, которая характерна для растений. Они получают свою целесообразную
форму как бы изнутри, в процессе роста. 3-ий уровень — это животные, и
здесь форма становится действующей причиной. Поэтому для животных хар-ен не
только рост, но и движение как перемещение в пространстве. Наконец, на 4-ой
ступени форма предстает уже не в качестве организующего принципа материи, а
сама по себе, т. е. независимо от материи. Здесь форма является духом,
разумной душой. И в этом пункте Фома уже корректирует Аристотеля на христ.
лад. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его
особой, неповторимой душой, кот. не погибает со смертью тела. Различение
ступеней природы связано у Фомы с др. понятиями, заимствованными у
Аристотеля-понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально
означает действенность, акт — действие. Потенция, наоборот, только
возможность действия, способность к действию. Фома считал, что потенция из
первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная
возможность, у Фомы становится результатом божественного творения. Особое
место в учении Фомы Аквинского занимают «док-ва» бытия Бога. У Фомы таких
«док-в» пять. И все они осн. на принципе постижения Бога по его творениям.
1- состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно сущ-
ть Перводвигатель, т.е. Бог; 2-осн. на том, что если в мире все причинно
обусловлено, то должна быть Первопричина, т.е. Бог. 3- заключ. в том, что
если природные вещи возникают и погибают, и происходит это как по
необходимости, так и случайно, то должна сущ-ть в действит-ти и некая
абсолютная необход, т.е. Бог. 4 - Бог является абсолютным Совершенством,
т.к. в мире есть более или менее совершенные предметы. 5 - Бог, как
руководящее начало мира, т.к. вокруг нас все стремится к наилучшему
сознательно или инстинктивно. Божественное провидение, согласно Фоме,
осуществляется не непосредственно, а посредством естественных законов.
Например, такие явления, как войны, эпидемии и т. п., по мнению Фомы,
зависят не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек
способен ч/з свою деят-ть повлиять на ход событий. Ф.А. о душе: различает
вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души — питание и
размножение. Далее идет сенситивная душа, кот. обладают животные. Функциями
этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное
движение. И только члк имеет разумную душу, функцией кот. явл. мышление.
При этом разумная душа члка заодно выполняет и функции двух низших душ.
Душа члка, согласно Фоме, - чистая форма без материи, она духовна,
бестелесна и бессмертна. Помимо чувства и разума он выделяет у члка волю,
воображение, способность суждения и память. Он различ. активн и пассивный
интеллект, а также говорит о наличии у члка некоего «общего чувства»,
которое нах. м/у разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с
единичным. Высшая познавательная способность члка у Фомы - интеллект.
созерцание, сближающее члка с ангелами. Если люди пользуются обычно
чувствами, разумом и т.п., то ангелы не пользуются абстракциями, не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16